Сахалинская область находится в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Входит в состав Дальневосточного федерального округа. Одна из самых восточных территорий России и единственный субъект РФ, полностью расположенный на островах (остров Сахалин и Курильские острова).
Входит в лидеры РФ по добыче нефти и газа, а также по улову рыбы и морепродуктов.
Административный центр – город Южно-Сахалинск.
Численность населения – более 488 тыс.
Интегратор эффективных практик
Развитие системы профессионального образования является важным фактором формирования инновационной экономики Сахалинской области. Инструменты и механизмы осуществления изменений заложены в стратегии социально-экономического развития области и программе развития региональной системы СПО до 2035 года.
Развивать экономику планируется, в первую очередь, за счет диверсификации, повышения производительности труда и развития инновационных производств. Одним из ключевых условий при этом является наличие в регионе необходимого и достаточного количества и качества трудовых ресурсов. Дефицит кадров необходимой квалификации обозначен в качестве риска реализации стратегии. А это предъявляет требование к качественному изменению образовательного «производства» как ключевого элемента системы воспроизводства трудовых ресурсов. Готовность педагогических коллективов к изменениям, решению новых образовательных задач – вопросы, на которые необходимо ответить каждому специалисту-руководителю системы профобразования.
Для устранения имеющихся у предприятий Сахалинской области потребностей в кадрах и обеспечения успешной реализации целей, поставленных в национальных и региональных проектах, формируется сетевая площадка – университет «Остров – Корпорация». Целью проекта является создание продуктивно действующего интегратора эффективных практик подготовки кадров в рамках единого образовательного пространства области. В своей деятельности «остров» ориентирован на стандарты WS и органично вобрал в себя признаки и качества таких инновационных структур, как «точка кипения» (АСИ), «корпоративный университет», «центр опережающей профессиональной подготовки», «цифровая платформа». Это, прежде всего, сообщество профессионалов и экспертов, принимающих участие в стратегическом проектировании «образа будущего» относительно формирования и развития человеческого капитала (включая привлечение, профессиональную подготовку и переподготовку, перераспределение кадров), неформальном принятии решений по оптимизации системы образования региона.
В ближайшие пять лет в Сахалинской области планируется осуществить более 10 масштабных инвестиционных проектов, будет создано несколько тысяч рабочих мест, в том числе высокотехнологичных. Главной целью кадрового обеспечения экономики региона является удовлетворение потребности рынка труда в развитии приоритетных отраслей экономики: энергетике, сельском хозяйстве, машиностроении, нефтегазодобывающей отрасли, туризме. Для создаваемого сетевого открытого университета эта задача – центральная, и будет решаться при активном взаимодействии с субъектами рынка труда, в том числе инновационными предприятиями за счет реализации программ опережающей профессиональной подготовки.
Опережая время
Наращивание ресурсного потенциала является необходимым условием для развития производства, требующего профессионалов нового уровня. Правительство Сахалинской области утвердило список наиболее востребованных для экономики островного региона профессий и специальностей СПО. В основе – прогноз потребности в кадрах до 2025 года. В перечень попали 40 направлений. Для обновления содержания и повышения качества образования в учреждениях СПО предусмотрена поддержка движения WorldSkills. Предполагается формирование инновационной инфраструктуры для обучения специалистов по мировым стандартам до 60 возможных направлений, создание специализированных центров, подготовка региональной сборной для участия в чемпионатах WSR и «Абилимпикс». Оснащение колледжей в период подготовки и проведения VI Национального чемпионата WorldSkills новым оборудованием и обновление преподавательского состава в связи с заинтересованностью экспертов остаться в Сахалинской области поспособствовало развитию тех специальностей, которые на данном этапе в регионе отсутствуют. В основном это токарные и фрезерные работы на станках с ЧПУ, реверсивный инжиниринг, мобильная робототехника, управление беспилотными летательными аппаратами. Когда в регионе соответствующие отрасли начнут развиваться, кадры будут уже подготовлены.
Предложенный в стратегии сценарий развития характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Он опирается на создание современной инфраструктуры и конкурентоспособного промышленного сектора высокотехнологичных производств и цифровой экономики, подготовку кадров, владеющих опережающими компетенциями и технологиями. Однако системы высшего и среднего профессионального образования уже не успевают за развитием предприятий реального сектора экономики. Это отставание будет усиливаться с развитием инновационных производств, а также ростом актуальных задач роста валового внутреннего продукта и развитием экономики.
Запрос на новые кадры
Очевидно, что традиционного подхода к подготовке кадров недостаточно. Для этих целей необходима деятельность иного характера, в том числе – обучение на рабочих местах. Практическая направленность и непосредственная связь с производственными функциями персонала помогают формировать новые поведенческие и профессиональные компетенции. Такие подходы свойственны открытому университету, который объединяет образовательные организации всех уровней, предприятия, отраслевые ассоциации, профессиональные консалтинговые фирмы и агентства, экспертные сообщества и органы государственной власти области, а также обеспечивает сетевое взаимодействие с другими региональными структурами. Элементами «острова» являются интернет-платформа, позволяющая формировать и работать с «компетентностными профилями», образовательные программы, материально-техническая база и кадры. Таким образом, новая структура действует одновременно и как стационарная площадка очного взаимодействия, и как цифровая платформа.
К предприятиям приоритетного внимания «острова» в подготовке кадров относятся, прежде всего, инициаторы крупнейших инвестиционных проектов: Газпром, РЖД, РусГидро, Грин Агро-Сахалин, государственная транспортная лизинговая компания, СИП-ТОР, аэровокзал г. Южно-Сахалинска, рыбокомбинат «Островной», Солнцевский угольный разрез, ВГК «Транспортные системы».
Сетевой открытый университет как единый региональный интегратор запроса рынка труда и оператор подготовки должен стать разработчиком пакетных решений опережающей профессиональной подготовки, а именно осуществлять:
Реформирование региональной системы образования создаст благоприятную обстановку для развития предпринимательства. При успешном решении поставленных задач на островах будут созданы новые рабочие места, появятся дополнительные источники пополнения бюджета. В итоге это поможет вывести Сахалинскую область в топ-30 Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, который составляет Агентство стратегических инициатив. Для дальнейшего развития региона и реализации масштабных инвестиционных проектов необходим приток новых кадров, принятие дополнительных мер, направленных на привлечение и закрепление населения на Сахалине и Курильских островах.
По материалам Программы развития СПО Сахалинской области на период до 2035 года.
В январе-феврале 2020 года в службу занятости работодателями Сахалинской области заявлено 6,9 тыс. вакансий, из них 66,8% составляют рабочие профессии.
Сахалинская область занимает третье место среди субъектов РФ по планируемым среднедушевым расходам на культуру и социальную политику и четвертое – по расходам на образование.
ПЕСКОВ Дмитрий Николаевич, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития:
– Во всем мире структуры, организации, использующие сугубо офлайновые системы, которые не опираются на сетевую парадигму, уже обанкротились. И наоборот, кто первым осваивает новые сетевые форматы, может занять освободившиеся места на глобальных рынках.
Мы в WorldSkills Russia всегда придерживались принципа работать с лучшими в мире или учиться у лучших.
И сейчас видим успешные мировые примеры перехода сугубо офлайновых мероприятий в онлайн и одними из первых в мире осваиваем гибридные формы проведения казавшихся возможными только офлайн-соревнований. Прежней нормальности больше не будет, подобные ситуации будут повторяться и наслаиваться. Поэтому уже сейчас необходимо научиться массово готовить специалистов в новой нормальности, особенно в ситуации преодоления разрыва в уровне владения компетенциями.