Результаты необычного мониторинга экономики образования приводит в статье «О вузовской десятине, размере взятки и прочем» кандидат экономических наук Е.Б.Галицкий. Читайте статью в мартовском номере журнала «Аккредитация в образовании» (№ 70).
Темы номера: репортажи с заседаний Комитета по образованию ГД РФ и Нацаккредсовета; «Лучшие образовательные программы инновационной России»; модели гарантии качества образования; социализация молодежи; e-learning; дискуссия о концепции поддержки развития педагогического образования; качество юридического образования; Parallels; портрет современного абитуриента; тенденции непрерывного образования; молодые педагоги СПО; первый рейтинг вузов стран СНГ.
Владимир Путин подписал 24 марта 2014 года указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Вскоре в Комитете Госдумы РФ по образованию прошло заседание, на котором были рассмотрены вопросы, касающиеся состояния, проблем и перспектив развития деятельности общеобразовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Круглый стол «Российская историческая традиция: содержание учебников истории» прошел в Комитете Госдумы РФ по образованию. Мероприятие, участниками которого стали многие известные российские историки, педагоги, не ограничилось лишь заявленной темой, посвященной подготовке новой линейки школьных учебников по отечественной истории.
Трансформация российского высшего образования, которую сегодня описывают в терминах революционного периода, предполагает неформальное определение критериев оценки эффективности деятельности образовательных организаций. Среди значимых критериев деятельности образовательных структур высшей школы – эффективность взаимодействия организационных подразделений.
Официальный старт программе «Глобальное образование» дал президент Владимир Путин, подписав 28 декабря 2013 года указ о мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации. Реализация проекта начата в этом году, однако пока в пилотном режиме.
Печально, но факт: российские вузы только в отдельных случаях попадают в ведущие международные рейтинги. Причина этого в основном не связана с отсутствием достижений отечественного образования или необъективностью зарубежных экспертов и хорошо известна.
Среди вопросов, которые были вынесены на обсуждение Национальным аккредитационным советом, стратегически важные как для развития системы высшего образования России, так и для оценки его качества. Прежде всего, это проблема развития электронного обучения, поднятая ректором МЭСИ Натальей Тихомировой.
Участие населения в непрерывном образовании принято рассматривать в качестве одного из показателей уровня экономического развития страны, поскольку одним из его результатов становится повышение качества человеческого капитала. В процессе получения знаний всё большее значение приобретают информационные технологии.
Исследуя проблему массовости высшего образования, в СГА пришли к выводу, что к 2035 году соотношение численности студентов в кампусных (традиционных) и распределенных (электронных) вузах в России и мире изменится кардинально. Подавляющее количество студентов будет учиться в распределенных вузах, которые могут находиться за десятки и сотни километров от места проживания обучающихся.
Преемником уникального искусства народных мастеров Среднего Урала является Уральский колледж прикладного искусства и дизайна, основанный в 1945 году как художественно-промышленное училище. Колледж продолжает традиции Нижнетагильской школы живописи, учрежденной крупным промышленником Н.Н. Демидовым еще в 1806 году.
В конкурсе «100 лучших ссузов России» Моздокский механико-технологический техникум победил сразу в двух номинациях: «Эффективный менеджмент» – за разработку и реализацию стратегии развития образовательного учреждения, а также «Лучший техникум в области организации культурно-массовой работы».
Молодых педагогов, которые хотели бы трудиться в системе СПО, немного. И все же они есть. Победитель конкурса «Лучший молодой преподаватель профессионального образования» Приволжского федерального округа Юлия Лапина входит в их число. Что удерживает молодого педагога в системе СПО, а что не устраивает – вот значимые проблемы, затронутые в нашем интервью.
Целый перечень документов правительства определяет ключевую роль ДПО как элемента непрерывного образования граждан страны и условия его инновационного развития. Однако вопросы финансирования этой системы отданы на откуп самим слушателям и организациям, заинтересованным в повышении квалификации своих специалистов.
Одной из важных стратегических задач является создание системы гарантии качества в системе непрерывного профессионального образования (НПО). Каким образом сформировать доверие к качеству образовательных программ, реализуемых в сфере НПО? Вот основной вопрос, требующий решения.
Уполномоченный по правам студентов в РФ, избранный около года тому назад, в марте нынешнего официально вступил в свои права. Хотя два этих события не удалось синхронизировать (потребовалось время на обсуждение полномочий и обеспечение деятельности), первые шаги студенческого омбудсмена в новой должности не оставляют сомнений в том, что он пришел всерьез и надолго.
Образовательные программы, предлагаемые вузами, ежегодно корректируются в зависимости от требований рынка труда. После мониторинга потребности производства в специалистах Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова расширил сектор направлений и специальностей, по которым можно получить высшее образование.
В мае 2012 года в стране была утверждена Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012- 2014 годы, нацеленная на повышение качества работников высшего и среднего звена технического профиля. Документ связан с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития экономики страны.
Концепция проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» основывается на зарекомендовавшей себя в мировой практике методике бенчмаркинга – поиске и выявлении лучшего опыта, в данном случае в сфере высшего образования.
Престиж вуза определяется не только его способностью готовить конкурентоспособных выпускников, но и методами решения проблем социальной ответственности, деловой этики, уровнем взаимодействия и сотрудничества с обществом. Все это в особой степени касается педагогических вузов.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала