Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспорт образования: дайджест мировых тенденций

Мировой рынок высшего образования – это сфера жесткой конкуренции ведущих мировых держав. Как отмечает ряд экспертов, от способности той или иной страны обеспечить рост экспорта образовательных услуг зависит конкурентоспособность ее национальной экономики.

20.02.2012
Просмотров: 4265

«Мировой рынок высшего образования – это сфера жесткой конкуренции ведущих мировых держав и систем с годовым оборотом порядка 100 млрд. долларов. Как отмечает ряд экспертов, от способности той или иной страны обеспечить рост экспорта образовательных услуг зависит конкурентоспособность ее национальной экономики.

Критерий. В свете мировой глобализации и интернационализации образования особо интересным критерием сравнения представляется уровень привлечения иностранных студентов в различных странах. Одним из наиболее важных проявлений конкурентных преимуществ системы образования можно считать результаты экспорта образовательных услуг. Такие результаты отражают выбор потребителей, в том числе по параметрам, не имеющим формализованной оценки (например, качество образования), но которые все же тем или иным образом оцениваются обучающимися при выборе места обучения.

Лидеры. Итак, в целом за последние тридцать пять лет число иностранных студентов (то есть, студентов, обучающихся вне страны их гражданства) в секторе высшего образования выросло более чем в четыре раза: от 0,6 млн. в 1975 году до 3,7 млн. в 2009 году (OECD 2011).

По результатам исследования OCЭP – Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development’s: Comparative Indicators of Education in the United States and Other G-8 Countries: 2011 OCTOBER), проведенного среди 8 стран (США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Российская Федерация и Соединенное Королевство), наибольшая доля иностранных студентов была отмечена у Соединенных Штатов, и с каждым годом эта доля только увеличивается.

Цифры распределения иностранных студентов выглядят следующим образом: США – 19 процентов, Объединенное Королевство – 10, другие страны заняли от 2 до 7 процентов всех иностранных студентов, зарегистрированных в секторе ВПО.

С точки зрения процента иностранных студентов, по соотношению к общему количеству учащихся, лидирующие позиции принадлежат Соединенному Королевству – 20 процентов, Канаде – 13, Франции – 11 и Германии – 11. В Российской Федерации иностранные студенты составили 1 процент по отношению к количеству студентов в высшем образовании – это ниже, чем во всех других странах ОСЭР.

На преддокторском уровне академического высшего образования иностранные студенты составляли самый большой процент регистрации в Соединенном Королевстве – 21 процент. На докторском уровне академического высшего образования иностранные студенты лидируют в четырех странах: Соединенное Королевство – 48 процентов, Франция – 40, Канада – 39 и Соединенные Штаты – 28.

Великобритания. Экспорт образования всегда оставался в фокусе внимания национальных правительств и академических сообществ стран-лидеров в этой сфере. Здесь важен постоянный поиск оптимальных гибких механизмов, способных мгновенно реагировать на меняющиеся конкурентные условия. От предложения новых образовательных форматов до своевременных изменений визовой политики.

Любопытный пример Великобритании. Национальное правительство выдвинуло инициативу о том, что для получения образовательной визы международные студенты должны владеть английским языком на уровне CEFR B2. (Хотя 80 процентов студентов, которые прибывают на учебу в Великобританию, имеют уровни владения английского ниже B2, 98 процентов из них успешно обучается в британских университетах.) Несмотря на свои резоны в повышении уровня владения языком, министры, рассмотрев отрицательные эффекты и риски потери тысяч потенциальных студентов, все-таки заметно смягчили требования, понизив уровень владения до B1 в большинстве случаев.

Между тем, США и Австралия пересматривают свои международные студенческие системы виз, чтобы захватить потерянную долю на рынке Великобритании.

Австралия. Многие аналитики отметили негативное воздействие двух событий на привлечение иностранных студентов в Австралии. Во-первых, это нападения на азиатских студентов в Мельбурне и Сиднее в 2009 году, за которыми последовало 85-процентное снижение индийской студенческой регистрации. Во-вторых, это ограничения виз, выдаваемых в сомнительных профессионально-технических школах, которые принимали на учёбу студентов, более интересующихся легализацией и сменой гражданства, чем получением знаний. Согласно Australian Education International, прогнозируется снижение заявок на новые студенческие регистрации 2012-2013 годов.

«Доход общего экспорта страны» от высшего образования – включая платы за обучение, затраты на проживание и путешествия – упал на 9,4 млрд. австралийских долларов, согласно данным, опубликованным австралийским Бюро статистики.

Тем не менее, доктор Гленн Витэрс, представитель университетов Австралии, считает, что «увеличение сотрудничества и товарищества с соседними странами поместит Австралию в идеальное положение для роста, поскольку мы входим в азиатское столетие».

США. Президент Обама, который подчеркнул важность высшего образования в мире, отметил: «Мы должны модифицировать, переобучить и перестроить остальную часть мира… Это то, как мы выиграем будущее. Ключевой элемент победы в будущем – это увеличение экспорта, и среди нашего самого ценного экспорта – образование».

Президент американского Совета по международному образованию Молли Корбетт Броад, отметив серию негативных тенденций в развитии экспорта образовательных услуг, вызванных рецессией, тем не менее полагает, что темп развития продолжит ускоряться – как из-за политических и экономических давлений, так и из-за влияния технологических новшеств.

Эксперт Международной ассоциации университетов и NAFSA Мэдлин Грин в статье «Интернационализация высшего образования в США под угрозой рецессии» также говорит о серьезных сокращениях бюджета на фоне повышения стоимости обучения в вузах США: «Наиболее известные программы Департамента образования США, программы преподавательских и студенческих обменов, были урезаны на 5,5 процентов – с $635 млн. до $600 млн. в 2011 году. Ожидаются дальнейшие сокращения в следующем, 2012 году. <…> Департамент образования США спонсировал институциональное сотрудничество с Бразилией, Европейским Союзом, Россией и Североамериканской программой академической мобильности – все они будут завершены в 2012 году».

Российская Федерация. Доля России на рынке экспорта образовательных услуг минимальна. Несмотря на положительную динамику численности иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах, в настоящее время число иностранных студентов в России очень низко. В общем объеме доля студентов, обучающихся по международным соглашениям, сегодня составляет не более 3 процентов. Ниже приведены данные, характеризующие динамику экспорта образовательных услуг в отечественных вузах за последние шестьдесят лет (4).

Динамика численности иностранных граждан, обучавшихся в вузах РСФСР/РФ в 1950-1951 – 2009-2010 академических годах по очной и заочной форме, и изменение их удельного веса в составе всех студентов российских вузов.

Каковы наши дальнейшие перспективы? Группа авторов – С. Беляков, Т. Клячко, Е. Полушкина, Г. Краснова, Н. Сюлькова – в книге «Экспорт образовательных услуг: анализ управленческих решений» приводят несколько моделей развития ВПО в России: пессимистическую, базовую и оптимистическую. По базовому сценарию, «в 2012 году доля экспорта образовательных услуг российского ВПО составит 0,6 процента мирового рынка высшего образования, а в 2020 году она вырастет до 0,9-1 процента». При этом в базовом сценарии указанный рынок будет достаточно активно расти, особенно за пределами 2015 года.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Organization for Economic Cooperation and Development’s: Comparative Indicators of Education in the United States and Other G-8 Countries: 2011, OCTOBER 2011 // http://nces.ed.gov/pubs2012/2012007.pdf
  2. Higher education in 2012: a global perspective //http://www.guardian.co.uk/higher-education-network/blog/2012/jan/23/internationalisation-in-2012?newsfeed=true
  3. Интернационализация высшего образования в США под угрозой рецессии // International Higher Education // http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/266/2434/
  4. Арефьев А.Л., Шереги А.Ф. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 3 // http://conf.rudn.ru/vice-rector/arefiev_export_3_2011_001_360.pdf
  5. Open Doors 2011. Report of International Educational Exchange // http://www.iie.org/en/Research-and-Publications/~/media/Files/Corporate/Open-Doors/Open-Doors-2011-Briefing-Presentation.ashx
  6. Беляков С.А., Клячко Т.Л., Полушкина Е.А., Краснова Г.А., Сюлькова Н.В. Экспорт образовательных услуг: анализ управленческих решений // http://conf.rudn.ru/vice-rector/export-edu.pdf
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-53, фактотум, экспорт образования, ВПО, зарубежный опыт

Похожие материалы:
Противодействие кризису в системе ВПО в России и мире
Экспорт образования в России и мире
Демографическая яма: прогнозы и вызовы
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Отечественные и зарубежные стандарты аэрокосмического образования
Экспорт образования: промежуточные итоги и перспективы
Есть ли шанс у российских университетов?
Демографический кризис: вызов или возможность
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
Есть ли шанс у российских университетов?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
ПАРАДОКСЫ на ВУЗПРОМЭКСПО
13-14 декабря под эгидой Минобрнауки России состоялась V ежегодная национальная выставка...
Из журнала
#87Мультимодульная модель образования
#88Оценка качества подготовки выпускников Финуниверситета
#88Синергетический эффект интеграционной модели обучения
#93Образование взрослых – основа социально-экономической реальности
#92Дайджест журнала «Аккредитация в образовании» – 2016
Информационная лента
14:43Секреты успеха научных статей в МАИ от Elsevier
14:39СПбГУТ готовится к открытию «BAFO-2017»
11:54На факультете лингвистики ВятГУ запущен проект «Образование без границ»
11:43СОГУ – победитель этапа всероссийского хакатона «Собери университет»
15:26Проект ТувГУ «Кочевники - педагогические отряды на чабанские стоянки»  победитель конкурса грантов Президента РФ