Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Электронное обучение: бег через нормативные барьеры

Что мешает развитию дистанционных образовательных технологий в нашей стране? Об этом размышляет проректор по организации электронного обучения МЭСИ Александр Молчанов. В вузе занимаются развитием e-learning почти двадцать лет и не понаслышке знают обо всех проблемах отрасли.

10.01.2014
Просмотров: 4668

Домашние университеты

Новый закон об образовании действует уже несколько месяцев. Однако и перед высшими учебными заведениями, и перед Минобрнауки РФ по-прежнему встает немало вопросов о дистанционном обучении, впервые легализованном именно в этом документе.

Что же мешает развитию дистанционных образовательных технологий в нашей стране? Об этом размышляет проректор по организации электронного обучения Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Александр МОЛЧАНОВ. В вузе занимаются развитием e-learning почти двадцать лет и не понаслышке знают обо всех проблемах отрасли.

– Александр Сергеевич, одним из препятствий для развития электронного обучения в России эксперты называли отсутствие необходимой нормативно-правовой базы. Удалось ли преодолеть большую часть проблем в связи с принятием закона?

– Сегодня по-прежнему остается много нерешенных вопросов. В частности, в изменении нуждается большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. В ходе работы выявляется очень много нестыковок. Одна из главных – это нормативы площадей, рассчитанные на одного учащегося. Когда студент обучается очно или заочно, на него – в зависимости от реализуемых образовательных программ – выделяется от 11 до 13 кв. метров площади. Обычно в расчет входят аудитории, компьютерные классы, библиотеки, места общего пользования, буфеты, медицинские пункты и другие помещения. Если студент получает знания с использованием электронных технологий, следует учитывать, что он находится в вузе довольно редко, а возможно, вообще никогда не посетит его. Возникает вопрос: зачем применять такой норматив и содержать целое пустующее здание, если реализация образовательных программ происходит на расстоянии?

Кроме того, во всех образовательных стандартах прописаны жесткие требования к вузу по наличию компьютерных классов, лингафонных кабинетов и так далее. Однако для студента, обучающегося в дистанционном формате, главным условием является обеспеченность необходимыми средствами его домашнего компьютера. На мой взгляд, подобные нормативы должны быть пересмотрены.

– Активисты развития электронного обучения в России отмечают, что едва ли не на каждом шагу сталкиваются с лицензионными, аккредитационными и прочими препонами. Судя по вашей оценке, в этой области предстоит еще работать и работать.

– Это действительно так. В качестве примера можно привести вступительные испытания: студент, выбравший заочное обучение онлайн, хочет поступить в вуз, сидя дома и никуда не выезжая. Он планирует зайти на сайт, заполнить некую форму, подтвердить договор оферты, выложенный здесь же, может быть, даже заключить его с использованием электронной цифровой подписи, сдать дистанционно вступительные испытания или направить необходимый комплект документов, при необходимости оплатить обучение с помощью электронной карточки и приступить к учебе.

В реальности сегодня такая простая схема не работает, поскольку в правилах проведения вступительных испытаний в вузы четко прописано, что запрещается использование любых видов электронно-вычислительной техники, даже калькуляторов. О применении персональных компьютеров речь даже не идет.

Думается, в ближайшее время будут разработаны новые правила приема или уточняющий порядок электронного обучения, и действующие требования изменятся. Но на сегодняшний день ситуация такова, что даже зачатки электронного обучения, появляющиеся в российских вузах, далеки от желаний клиентов, желающих получить образование таким способом. Вообще говоря, электронное обучение требует от вуза максимальной клиентоориентированности, поскольку приходится вести конкуренцию не только в России, но и на международном образовательном пространстве, вступать в соперничество с зарубежными вузами, имеющими многолетнюю практику обучения с помощью IT-технологий и выпустившими сотни тысяч специалистов.

– Сегодня одной из мировых тенденций в сфере образования является активное развитие MOOCs – массовых открытых онлайновых курсов. В проекте Coursera студенты из России по числу обучающихся входят в двадцатку, а по некоторым данным – уже в пятерку наиболее активных пользователей. Представлены ли российские вузы, в частности МЭСИ, на образовательных Интернет-платформах?

– Хотелось бы отметить, что развитие электронного обучения и MOOCs ныне стало проблемой для всей Европы. В октябре этого года в Брюсселе состоялся Европейский саммит по открытому и онлайновому образованию. Россию представлял единственный отечественный вуз – МЭСИ. В ходе саммита было заявлено, что Европа берет курс на обучение для всех посредством новых технологий и открытых образовательных ресурсов.

Ранее, в апреле, Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения (EADTU), организатор саммита, инициировала проект OpenupEd, на сайте которого любой желающий может записаться на университетские курсы 11 европейских стран, в том числе и МЭСИ. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики одновременно представил шесть курсов на английском и русском языках в области экономики, налогов и налогообложения, информационно-коммуникационных технологий. Существует и возможность дистанционного изучения русского языка. Активная работа в рамках этого проекта будет продолжена.

Сегодня крайне необходимо проводить эксперименты по созданию и использованию MOOCs. Об этом шла речь и на Европейском саммите. Правда, на сегодняшний день в России законодательной базы, позволяющей использовать открытые образовательные курсы, практически нет. И над ней нужно работать, в том числе министерству образования и науки.

– Применение электронного обучения не могло не отразиться на деятельности педагога. Какое место он занимает в онлайновом образовательном процессе? Определены ли требования к современным тьюторам?

– При реализации электронного обучения много вопросов возникает к такому требованию, как наличие учёных степеней и званий у преподавательского состава. Фактически для большой студенческой аудитории, обучающейся на одном направлении, необходим всего один профессор, разработавший курс и, возможно, участвующий в видеолекциях. Он даже может не знать, сколько человек участвует в просмотре или впоследствии примет в нём участие. Но одновременно с большой группой студентов должно работать значительное количество молодых активных преподавателей, знающих и умеющих применять современные IT-решения, – ассистентов кафедр, начинающих аспирантов и доцентов. Их роль состоит в том, чтобы консультировать студентов начальных курсов, агрегировать их вопросы, а самые непонятные темы передавать профессору, чтобы он дал ответы в формате видеолекции или вебинара. Но такой подход к деятельности педагогов вновь влечет нарушение требований нормативно-правовых актов Минобрнауки РФ, поэтому тоже требует корректировки.

– Каковы, на ваш взгляд, пути решения обозначенных проблем?

– Совсем недавно состоялось заседание межведомственной рабочей группы при Правительстве РФ по электронному обучению. В ходе встречи поднимался вопрос о том, какие нормативные барьеры встречаются на пути высших учебных заведений, реализующих электронное обучение. МЭСИ одним из первых вузов дал рекомендации Минобрнауки РФ о непреодолимых преградах и необхо-
димых изменениях.

В феврале этого года в университете был запущен проект «МЭСИ-ОНЛАЙН», благодаря которому студентам вуза предоставлена возможность получить высшее образование полностью в режиме онлайн. В процессе реализации профессорско-преподавательский состав стремится отработать условия нормативно-правового обеспечения электронного обучения, найти все несоответствия действующих нормативных актов с реальной жизнью, вносит свои рекомендации в Минобрнауки РФ.

Необходимо отметить, что речь идет не только о нормативно-правовой базе государственного уровня. Начиная проект «МЭСИ-ОНЛАЙН», университет стремился определить, какие акты должны быть разработаны внутри образовательного учреждения, для того чтобы электронное обучение работало без сбоев, и какую модель электронного обучения целесообразнее выбрать для вуза. Значительная часть внутренних нормативных документов, положений, регламентов потребовала корректировки или была полностью разработана. В качестве примера можно привести рабочую инструкцию для преподавателей по ведению вебинаров, которая содержит разъяснения, как готовиться к такому занятию, как во время его проведения использовать презентацию, как правильно вести себя в кадре. Кроме того, был подготовлен аналогичный документ по проведению тематических форумов, их модерированию и поддержанию активности участников.

Естественно, существует немало иных моментов, требующих разработки регламентов. Например, по отбору преподавателей для работы в электронной среде, по обучению студентов правилам использования новых технологий, по разработке учебных электронных курсов. Профессорско-преподавательский состав МЭСИ за восемнадцать лет работы приобрел в этих и других вопросах значительный опыт, которым с открыто делится на конференциях и семинарах, проводимых в рамках соглашений с другими вузами о совместном развитии электронного обучения. Университет готов принимать активное участие в дальнейшем изменении нормативно-правовой базы в составе рабочих групп Минобрнауки РФ, что будет способствовать созданию условий для активного развития электронного обучения в нашей стране.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, законодательство в образовании, александр молчанов, МЭСИ, дистанционное образование, актуальное интервью, ао-67

Похожие материалы:
Прикамский социальный институт. Шаг за шагом
Виктор Болотов: «Аналитик, будь верен правде»
ICDE – 2014: мир без границ
Эндаумент. Пять вопросов российским вузам
Мотивация к обучению в студенческой среде
Создание школы XXI века надо начинать заново
Создание школы XXI века надо начинать заново
Внешняя оценка качества: взгляд российских экспертов
Прорывные технологии с приставкой «нано»
Слияния в российской высшей школе: мотивы, издержки, возможности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (89) 2016

Лидеры высшей школы становятся центрами инновационного развития регионов страны. МГУ им. М.В.Ломоносова и СПбГУ, 10 федеральных, 29 национально-исследовательских и 11 первых опорных университетов ставят высокую планку. На обложке журнала студенты и ректор Тюменского индустриального университета О.А. Новоселов. «Опорный вуз должен <...> стать драйвером развития не только на современном этапе, но и предвидеть будущее экономики», – убеждён ректор ТИУ. Читайте в 89 номере «АО» его статью «Проект развития».
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Новая образовательная модель
Новосибирский медицинский колледж является одной из самых крупных профессиональных...
ДПО: независимая оценка и признание качества
В прошлом номере «АО» была опубликована первая часть статьи на эту тему – по проблеме...
Инновационная политика в сфере образования
Высшей школе как социальному институту, потенциал которого в современных условиях позволяет...
Новый подход к выбору лучших программ
Если рейтинги существуют, значит это кому-нибудь нужно. Главное понять, кому и для чего. Это...
Независимая оценка образовательной деятельности ДОО
Необходимость проведения независимой оценки качества образовательной деятельности дошкольных...
Из журнала
#83Механизмы повышения качества образования
#83Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов
#83Кадры для агро-промышленного комплекса
#84Инновационная платформа агрокластеров
#84Новое в оценке качества образования
Информационная лента
13:19Семь ученых мирового уровня посетят ЮУрГУ
11:38В САФУ обсудили проблематику управления лесами
11:35Инновационный опыт Тольяттинского госуниверситета в массы
11:20Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
11:13Магистранты ИРНИТУ проходят обучение в Университете Отто-фон-Герике