Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Финансирование образования в период финансового кризиса

Доля расходов на образование по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) зависит от приоритетов государственной политики. Во всех странах мира образование в значительной степени финансируется государством. Однако во времена финансового кризиса эти расходы могут быть сокращены. Рассмотрим сложившуюся ситуацию на примере стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

12.12.2014
Просмотров: 1684

Доля расходов на образование по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) зависит от приоритетов государственной политики. Во всех странах мира образование в значительной степени финансируется государством. Однако во времена финансового кризиса эти расходы могут быть сокращены. Рассмотрим сложившуюся ситуацию на примере стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)1.

Г.А. КРАСНОВА, ведущий сотрудник центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор
С.В. ПАРФЕНОВА, директор института международных программ
Российского университета дружбы народов

Уровень расходов на образовательные организации зависит от размера населения страны, численности обучающихся и уровня заработной платы педагогов. На начальных и средних уровнях образования, касающихся детей преимущественно от пяти до четырнадцати лет, показатели охвата в странах ОЭСР близки к ста процентам, а изменение числа студентов тесно связано с демографическими изменениями.

По данным отчета ОЭСР за 2013 год, комбинированные государственные инвестиции в образование с 2008 по 2010 годы выросли в среднем на 5 процентов. Тем не менее ежегодные расходы на образовательные организации в целом в течение этого периода замедлились: с 4 процентов в период между 2008 и 2009 годами до 1 процента между 2009 и 2010 годами в среднем по странам ОЭСР. Более одной трети стран сообщили о замедлении темпов ежегодного роста государственных расходов на образовательные организации в период с 2008 по 2010 годы. Австрия, Ирландия, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания и Соединенные Штаты сообщили об увеличении в период с 2008 и 2009 годов и падении между 2009 и 2010 годами, в то время как Эстония, Венгрия, Исландия и Италия сообщили о сокращении расходов за оба указанных периода.

Доля национального богатства, затраченная на образовательные организации, является существенной по всем странам ОЭСР и G20, по которым имеются данные. В 2010 году страны-члены ОЭСР направили на образовательные организации в среднем 6,3 процента от своего ВВП и 6,5 процента совокупного ВВП с учетом государственных и частных источников финансирования. Расходы на образовательные организации всех уровней по отношению к ВВП были больше, чем 6 процентов почти в половине стран ОЭСР и G20, по которым имеются данные, и даже выше 7 процентов в семи из них (данные приводятся в процентах): Дании (7,9), Исландии (7,7), Израиле (7,4), Корее (7,6), Новой Зеландии (7,3), Норвегии (7,6) и США (7,3). Пять стран затратили менее 5 процентов от ВВП на образование, а именно: Чехия (4,7), Венгрия (4,6), Италия (4,7), Российская Федерация (4,9)2 и Словацкая Республика (4,6).

Увеличение расходов на образовательные организации становится всё более тяжелым финансовым бременем для общества в целом. Однако это не предполагает исключительно государственные расходы. В среднем из 6,5 процента от комбинированного ВВП в странах ОЭСР, затрачиваемых на все уровни образования, на государственные источники приходится 5 процентов или три четверти.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD) – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. В организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств-членов ЕС.

Впервые заявку на прием в члены ОЭСР Россия подала в 1996 году, однако руководство организации тогда ответило отказом. В мае 2007 года было принято решение о начале новых переговоров по членству России в ОЭСР. Позднее первый замглавы МИД России Андрей Денисов сообщил, что переговоры по вступлению в ОЭСР планируется завершить уже в 2013-2014 годах. В январе 2014 года генеральный секретарь ОЭСР Хосе Анхель Гурриа подчеркнул, что при выполнении всех необходимых условий Россия может вступить в организацию уже в 2015 году.

По данным сайта top.rbc.ru.

Государственные средства являются основным источником финансирования образования во всех странах и составляют не менее 60 процентов (Чили) или почти до 98 процентов (Финляндия и Швеция) от общего объема расходов. И все же различия между странами в расходах на образование по источникам финансирования и уровням образования велики.

Государственные расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение или оборону зависят не только от их приоритетности для страны, но и от того, смогут ли эти отрасли самостоятельно предоставлять услуги адекватно. Например, государственное финансирование может помочь увеличить доступ к образованию для граждан страны. Но экономический кризис оказывает давление на государственные бюджеты в такой степени, что на образование выделяется все меньше государственных ресурсов. Это, в свою очередь, может повлиять на доступность образования, качество обучения и его результаты. С другой стороны, спрос на образование, профессиональную подготовку и переподготовку от нетрудоустроенных людей может увеличиться, что потребует больших затрат на образование. Впрочем, высокие расходы не обязательно связаны с лучшими результатами или качеством обучения. Кроме того, расходы по уровням образования зависят и от ряда других факторов, которые должны быть приняты во внимание при сопоставлении стран.

В среднем по странам ОЭСР 89 процентов всех расходов на начальное, среднее и профессиональное образование касаются основных услуг. Эта доля значительно меньше на уровне высшего образования – в среднем 71 процент, так как другие услуги – в частности те, которые касаются научных исследований и разработок, – могут представлять большую долю общих расходов на образование.

На уровне высшего образования доля расходов на исследования и разработки в процентах от ВВП колеблется от менее чем 0,2 процента в Бразилии (0,05), Чили (0,14), Венгрии (0,18) и Словакии (0,14) и свыше 0,6 процента в Австралии (0,62), Канаде (0,68), Эстонии (0,64), Финляндии (0,80), Нидерландах (0,64), Норвегии (0,70), Швеции (0,94) и Швейцарии (0,69).

В результате финансового кризиса государственные расходы на образование увеличивались более медленными темпами, чем государственные расходы на все услуги более чем в половине стран ОЭСР в период между 2008 и 2010 годами. Кризис усилил давление на государственные бюджеты и потребовал от правительств изменения приоритетов по распределению расходов между образованием и другими ключевыми государственными секторами – здравоохранением и социальным обеспечением.

Из основных индикаторов Российской Федерации в «Обзоре образования – 2014»

Увеличить изображение

Из Страновой записки3 по докладу ОЭСР «Education at a Glance 2014 OECD Indicators», oecdru.org/zip/Russian-Federation-EAG2014-Country-Note-russian.pdf.

На вузы и, в меньшей степени, на дошкольные учебные заведения приходится самая большая доля финансовых средств, выделяемых из частных источников: 31 и 19 процентов соответственно. Государственное финансирование учебных заведений всех уровней сообща выросло с 2000 по 2011 годы во всех странах (за исключением Италии), по которым доступны сопоставимые данные. Однако – если учесть, что все большее количество домохозяйств участвует в расходах на образование, – частное финансирование росло даже более высокими темпами как минимум в трех четвертых стран.

Несмотря на то что доля государственных расходов на образование уменьшилась в двух третьих стран за период с 2005 по 2011 годы, в более короткий период 2008-2011 годов – в самый пик экономического кризиса – государственные расходы на образование росли более высокими темпами (или уменьшались медленнее), чем государственные расходы на все другие услуги в 16 из 31 страны, по которым имеются данные.

В 2012 году более 4,5 млн. студентов учились в вузах за пределами страны своего гражданства. Австралия, Австрия, Люксембург, Новая Зеландия, Швейцария и Соединенное Королевство насчитывают самый большой процент иностранных студентов среди общего числа студентов своих вузов.

Из доклада ОЭСР «Education at a Glance 2014 OECD Indicators»,
размещенного на сайте OECD iLibrary: dx.doi.org/10.1787/eag-2014-en.

1 При подготовке статьи использованы материалы доклада ОЭСР за 2013 год «Education at a Glance 2013: OECD Indicators», http://dx.doi.org/10.1787/eag-2013-en.

2 Россия – страна-партнер ОЭСР и член G20.

3 Автор Страновой записки по Российской Федерации – Камила де Мораес, сотрудник Директората по образованию ОЭСР.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: РУДН, РАНХиГС, исследования, оэср, компетентно, ао-74

Похожие материалы:
Финансирование образования: денежные потоки и подводные камни
Российский индекс изобретательской активности
На страже качества высшего образования и науки
Информационно-консультационное сопровождение сельских товаропроизводителей
Региональное студенчество – XXI: образ жизни, учеба, здоровье
Проблемы докторской подготовки и признания квалификаций в европейском образовательном пространстве
«ГОС» или «НЕГОС»: выбор в пользу качества
Работодатели о профессиональном образовании
Подходы к формированию практикоориентированных программ
Аккредитация: шаг вперёд и два назад

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#93Национальная система обеспечения качества образования в Казахстане
#88Самые привлекательные работодатели России
#89Высокие технологии для подготовки профессионалов
#89Экспертное мнение. Владимир Наводнов
#92Музыкальное образование для взрослых
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны