Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства

Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время – несмотря на многочисленные упреки в адрес негосударственных вузов, связанные со снижением качества образовательных услуг, – главными виновниками этого процесса являются филиалы и негосударственных, и государственных выс­ших образовательных организаций.

08.12.2016
Просмотров: 34

Материал опубликован в журнале №86 от 31.03.2016.

Андрей Панарин ПАНАРИН Андрей Александрович – президент образовательного консорциума «Среднерусский университет», ректор Московского областного гуманитарного института, член-корреспондент Академии информатизации образования, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, кандидат экономических наук.

Эффективный инструмент

Проблема качества высшего образования наиболее остро обозначила себя в середине 90-х годов прошлого века. В этот период стали появляться негосударственные вузы и их филиа­лы, а также многочисленные филиалы вузов государственных, не имеющие должного материально­технического обеспечения, профессорско-преподавательского состава и многолетних традиций российской высшей школы.

Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время – несмотря на многочисленные упреки в адрес негосударственных вузов, связанные со снижением качества образовательных услуг, – главными виновниками этого процесса являются филиалы и негосударственных, и государственных выс­ших образовательных организаций. Это, в частности, подтверждают результаты мониторингов Минобрнауки РФ, а также лицензионные проверки вузов и филиалов, проводимые Рособрнадзором. Государственные органы контроля в сфере образования также отмечают снижение его качества при реализации филиальных проектов в удаленных регионах.

Думается, важным инструментом, позволяющим обеспечить должный уровень качества образования на региональном уровне, может стать образовательный франчайзинг, нашедший широкое распространение за рубежом. Большой опыт применения образовательного франчайзинга в странах с развитой экономикой убедительно свидетельствует о высокой эффективности такого инструмента.

Так, одной из стран, лидирующих по числу студентов, получающих высшее образование по системе франчайзинга, является Греция. В США и Великобритании гарантия качества обучения обеспечивается вузом­франчайзером, который тщательно контролирует образовательный процесс и выдает дипломы. Интересный факт: в Соединенном Королевстве на конец ХХ века ежегодный прирост студентов, обучающихся по системе франчайзинга, достигал 250 процентов, а 60 процентов вузов работали по франчайзинговым договорам. В Германии образовательный франчайзинг занимает четвертое место среди крупных сфер данного вида рыночных отношений по количеству участвующих в нем учебных учреждений.

В России франчайзинг позволит реализовать актуальную на сегодняшний день задачу государственно-частного партнерства вузов для повышения качества образования в целом.

​Франчайзинг в сфере образования – совместная деятельность учебных учреждений по формированию предложений, производству (оказанию) и продвижению на рынок образовательных и сопутствующих им услуг и продуктов под коммерческим обозначением, товарным знаком правообладателя на определенных условиях.

 

В России образовательный франчайзинг нашел свое применение в рамках внедрения методов дистанционного обучения на базе нескольких десятков образовательных учреждений, реализующих данные технологии. При анализе этого вида взаимодействия особого внимания заслуживает специфика его реализации в странах Запада, так как отечественный опыт коммерческого использования интеллектуальных продуктов в образовании имеет весьма недолгую историю. Российская практика, прежде всего, опирается на научные разработки таких зарубежных учёных и специалистов, как П. Друкер, П. Верхан, Р.К. Макконелл и С.Л. Брю, Ф. Котлер, Ф. Хойер, Э. Долан, Р. Пиндайк и Д. Рубинфельд, Т. Питерс, М. Сэйд, Д. Томас, и прочих исследователей.

Задачи и решения

Сегодня в России на рынке негосударственных высших образовательных организаций наблюдаются следующие процессы.

  • Прохождение первыми негосударственными вузами первой государственной аккредитации в 2000-2003 годах способствовало отделению вузов-­партнеров от вузов­-франчайзеров и стало для них началом реализации самостоятельной образовательной деятельности. К сожалению, в дальнейшем многие частные вузы использовали стандарты региональной сетки без проведения необходимых реформ, направленных на поддержание необходимого уровня образовательных услуг, что, безусловно, сказалось и на общем падении уровня образования.
  • В настоящий момент практически в каждом регионе страны существуют сильные негосударственные высшие учебные заведения, обладающие необходимыми ресурсами для оказания качественных образовательных услуг и готовые оперативно реагировать на запросы региональной экономики. Вместе с тем есть потребность в постоянном повышении квалификации профессорско-преподавательского состава вуза и осуществлении дос­тупа к передовым технологиям и методикам обучения.
  • В течение последних лет прослеживается положительный тренд в предоставлении бюджетных средств для финансирования системы образования, при этом на негосударственные вузы приходится менее 1 процента выделяемых ресурсов.
  • Демографический спад, продолжающийся в последние несколько лет, по прогнозам Института социологии РАН, заканчивается к 2017 году, а с 2018-го планируется устойчивый рост количества выпускников школ, в то время как в большинстве российских семей осознается необходимость получения высшего образования и, соответственно, возрастает потребность в увеличении мест в вузах.

Эти задачи можно решить с помощью использования механизма государственно-частного партнерства. Франчайзинг позволит обеспечить доступ абитуриентов к получению образования по стандартам ведущих университетов, а реализация процесса обучения на основании этой процедуры будет не только способствовать увеличению количества предоставляемых образовательных услуг и повышению их качества, но и повышению интеллектуального уровня общества.

В целом, образовательный франчайзинг открывает для существующих региональных негосударственных вузов большие возможности по улучшению уровня качества образования и доступности к передовым технологиям ведущих вузов страны, а также усиливает конкуренцию в области образовательных услуг.

Содержание модели

Модель франчайзинга предполагает предоставление ведущими вузами страны (вузами-франчайзерами) эксклюзивных прав другим высшим учебным заведениям (вузам­-франчайзи) на распространение образовательных продуктов и услуг при условии жесткого соблюдения технологий ведения образовательного процесса.

Негосударственный вуз, при его соответствии требованиям франчайзеров, может реализовывать образовательные программы как одного, так и нескольких федеральных университетов. По отношению к вузам-­франчайзи головной вуз берет на себя ответственность по осуществлению контроля над качеством образования, повышением квалификации преподавательского состава, доступом к передовым технологиям и используемым платформам.

Следствием использования франчайзинговой модели, с нашей точки зрения, могут стать:

  • повышение общего уровня качества образования в связи с применением на региональном уровне стандартов федеральных университетов страны, студенты всех регионов будут иметь возможность получать дипломы ведущих вузов без привлечения финансов со стороны государства;
  • повышение эффективности расходования бюджетных средств в масштабах страны в связи с увеличением количества студентов, получающих образовательные услуги по стандартам федеральных вузов без увеличения совокупных затрат федерального бюджета;
  • повышение конкуренции на регио­нальном уровне за счёт присутствия ведущих высших образовательных организаций в лице негосударственного вуза-франчайзи в регионе;
  • повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза-франчайзи на основе сотрудничества с преподавателями ведущих вузов страны и доступа к передовым технологиям, а также возможность участия в научно-исследовательской работе федеральных университетов;
  • гибкость в реализации образовательных программ, в том числе по инженерным и рабочим профессиям, за счет покупки франшизы профильных вузов.

Государственный уровень

Несмотря на очевидные преимущества образовательного франчайзинга, отсутствие на данный момент развитых механизмов и моделей данного вида взаимодействия в сферах образования и бизнеса не позволяет в полной мере решить проблему всеобщей доступности качественного обучения.

Считаем целесообразным вынести вопрос о применении модели образовательного франчайзинга, а также стандартов и требований, предъявляемых к вузам­франчайзи, на государственный уровень. Наряду с этим, с нашей точки зрения, необходима актуализация законодательной базы в части использования инструмента образовательного франчайзинга.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: социальное партнерство, качество образования, ао-86, точка зрения

Похожие материалы:
Качество образования: заметки на полях
В фокусе – мнение работодателя
Лауреатство – надежный сертификат качества
Синергетический эффект интеграционной модели обучения
Индекс востребованности как показатель эффективности педагогической деятельности
ДПО: независимая оценка и признание качества
Движущая сила реформы – качество
Политика качества в негосударственных учебных заведениях
Мультимодульная модель образования
Повышение качества транспортного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (96) 2017

В работе «Образование будущего: семь неотложных задач», французский философ и социолог Эдгар Морен отмечает: «Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтому учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем». Об этих и других стратегиях перспективного развития читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Второй саммит EdTechXAsia в Сингапуре
Второй год подряд EdTechXAsia соберет лучшие умы для обсуждения сегодняшних вызовов и завтрашних...
Университеты, меняющие себя и мир
19-21 октября в Москве состоится VIII Международная конференция исследователей высшего...
Слово редактора к №96
Если процесс оптимизации в образовании – и вузов, и школ – рассматривать в качестве пищевой цепи,...
Из журнала
#89Проект развития Тюменского индустриального университета
#87Престиж педагогической профессии
#89Паспорт региона: Тюменская область
#88Подготовка кадров под «корпоративный заказ»
#86Франчайзинг как инструмент государственно-частного партнерства
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны