Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Международная деятельность Новгородского государственного университета

Стратегия интернационализации – важный вектор модернизации современного российского высшего образования, несмотря на фундаментальные изменения мирового порядка, сложные внешнеполитические факторы и вызовы.

Просмотров: 281

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

М.Н. ПЕВЗНЕР, проректор по международной деятельности Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, доктор педагогических наук, профессор

Н.А. ШАЙДОРОВА, начальник отдела управления международных связей Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, кандидат филологических наук, доцент

Стратегия интернационализации – важный вектор модернизации современного российского высшего образования, несмотря на фундаментальные изменения мирового порядка, сложные внешнеполитические факторы и вызовы. Международная деятельность Новгородского государственного университета им.  Ярослава Мудрого представляет собой значимый аспект развития образования и направлена на повышение его качества, содействие инновационным процессам и структурным преобразованиям в вузе.

УВЕЛИЧЕНИЕ количества иностранных студентов в НовГУ становится не только важным социокультурным, но и экономическим фактором в условиях неблагоприятного демографического климата, ведущего к сокращению числа российских абитуриентов. В течение последних трех лет доля иностранных студентов из стран Африки, Ближнего Востока, республик СНГ составила около 7 процентов от общего количества студентов дневной формы обучения.

Значимым аспектом образовательной политики вуза становится инклюзия иностранных студентов в университетскую среду. От того, насколько быстро студенты-иностранцы пройдут период социально-психологической адаптации, в какой мере будут удовлетворены качеством получаемого образования и условиями проживания в России, во многом будет зависеть не только имидж университета на международной арене, но и состояние социально-психологического климата и корпоративной культуры организации. Несмотря на трудности адаптационного периода, подавляющее большинство иностранных студентов НовГУ рекомендует своим соотечественникам обучение в России, в частности, в Великом Новгороде. Университет также является образовательной платформой для желающих изучать русский язык. Такую возможность предоставляет центр русского языка и культуры НовГУ, который активно устанавливает контакты с зарубежными вузами, проводит клубную работу с иностранными студентами, организует ежегодную летнюю школу русского языка и культуры.

МЕЖДУНАРОДНОЕ партнерство на современном этапе быстрее достигает успеха, если имеет характер сетевого взаимодействия. В практике международного сотрудничества российских вузов можно выделить несколько видов сетей, имеющих различную структуру управления: это ко­операция, ассоциация, консорциум.

Принцип кооперации на практике приобретает форму партнерских соглашений или договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами. На данный момент НовГУ имеет договорные отношения с 69 образовательными организациями из 22 стран мира. Более десяти лет назад были установлены партнерские отношения между НовГУ и Фондовым университетом г. Гильдесгейма (Германия), сотрудничество с которым развивается в разных направлениях, основным из которых являются разработка и осуществление совместных образовательных программ. Начиная с 2004 года, университеты-партнеры ведут подготовку бакалавров и магистров в рамках программы «Двойной диплом» по направлению «Педагогика». К настоящему моменту уже более 30 студентов НовГУ и 5 студентов Фондового университета завершили обучение по совместным образовательным программам и стали обладателями двух дипломов университетов-партнеров (государственного диплома РФ и диплома немецкого вуза). С 2014 года НовГУ и Фондовый университет начали реализацию двух новых программ двойных дипломов по направлениям бакалавриата «Лингвистика» и «Педагогическое образование» (профили «Технология» и «Информатика»).

Относительно недавно сложилось партнерство НовГУ с Аппалачским университетом (г. Бун, США). Академическая мобильность между вузами является двусторонней. Немаловажно, что американский университет активно использует привлечение собственных грантовых средств для обеспечения сотрудничества, в частности, организации учебных стажировок своих преподавателей и студентов в Великом Новгороде. Результатом их стали совместные проекты американских и новгородских школ в области инклюзивного образования, межкультурной коммуникации, истории двух стран.

Взаимодействие с зарубежным университетом-партнером происходит в условиях интенсивной межкультурной коммуникации, диалога различных учебных культур, взаимообогащения студентов и преподавателей. Следует отметить, что участие в академических обменах меняет способы идентификации студентов и преподавателей с собственным вузом. Сравнивая различные учебные культуры, студенты и преподаватели критически оценивают зарубежный опыт, находя в нем много позитивного, достойного для использования в социокультурных условиях своей страны. Они возвращаются в свой университет с новыми знаниями и впечатлениями, оказывают определенное влияние на позитивное изменение его учебной и корпоративной культуры.

Членство НовГУ в различных ассоциациях позволяет расширять сотрудничество, выделять надежных партнеров, взаимодействие с которыми в дальнейшем может переходить на стадию совместной проектной деятельности. Университет участвует в ряде международных сетей-ассоциаций, где все страны-участники являются равноправными, но имеют единый орган управления. С 2000 года НовГУ состоит в Ассоциации университетов стран Балтийского региона (BSRUN), объединяющей 32 европейских университета и университеты России и Белоруссии, с 2012 года является членом Ассоциации европейских университетов «Campus Europae», в которой, наряду с 17 университетами из 15 стран Европы, представлены 2 университета из России: НовГУ и СПбГУ.

В сетях, строящихся по принципу консорциума, лидирующее положение занимает университет, являющийся, как правило, заявителем того или иного международного проекта. НовГУ предложил для внедрения модель биполярного управления проектным консорциумом, при которой не только европейский, но и российский вуз активно участвует в менеджменте проекта, осуществляя полноценное управление и научно-методическое сопровождение деятельности вузов «стран-партнеров»: России, Белоруссии, Украины. Примерами такого сетевого взаимодействия и новаторского менеджмента являются консорциумы, созданные с участием НовГУ для реализации в рамках программы «Tempus», начиная с 2006 года, нескольких проектов в области педагогики и образовательного менеджмента.

С 2013 года университет совместно с 20 зарубежными партнерами из стран Европы и СНГ реализует проект программы «Tempus», нацеленный на решение проблем внедрения инклюзивного образования и создание инклюзивной среды в образовательных организациях различного типа. Инклюзивное образование в целом стало новым аспектом международной деятельности НовГУ и предметом сотрудничества с университетом Болл Стейт (г. Манси, США) в рамках Программы партнерства российских и американских университетов, реализуемой в 2016 году.

ВАЖНЫМ элементом сотрудничества НовГУ с зарубежными партнерами является проведение крупных международных мероприятий: конференций, семинаров, зарубежной практики, недель международного сотрудничества.

В прошлом году в вузе прошел российско-германский форум с символическим названием «Сохранить старые мосты, построить новые». В программе были не только доклады, посвященные российско-германским отношениям, но и формальные и неформальные дискуссии по вопросам политики, экономики, культуры и образования в Европе, проблемам воспитания молодежи в духе мира и толерантности, работало дискуссионное кафе, была организована мастерская будущего «Народная дипломатия строит новые мосты», выступал хор немецкой песни.

В этом году состоялась юбилейная десятая Неделя международного сотрудничества в НовГУ, объединившая российских и иностранных гостей из десяти стран мира. Начиная с 2012 года, университет проводит Недели дружбы и сотрудничества и за рубежом, что позволяет реализовать творческий потенциал преподавателей и студентов, способствует развитию их межкультурной компетенции.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ нестабильность в обществе влияет на международную деятельность российских вузов. Думается, есть три варианта развития событий: сохранение и дальнейшая реализация стратегии интернационализации и международной ориентации деятельности вуза; консервация этой стратегии и выжидание; отказ от данной стратегии, ориентация на закрытость, замкнутость национальных образовательных систем на основе антиглобализма.

Каждый вуз имеет право на собственный выбор, но только первый вариант способен дать импульс международной деятельности. Именно такой выбор сделал для себя Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, руководствуясь желанием поддерживать сложившиеся связи с партнерами из различных стран на основе имеющихся общих целей и обязательств. Главный фактор, обеспечивающий успех международной деятельности в будущем – это отношения доверия и дружбы между университетами-партнерами. Если эти отношения окажутся устойчивыми в эпоху политических и экономических турбулентностей, то и международная деятельность будет иметь долговременные перспективы, а её результативность – устойчиво развиваться.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Подготовка кадров под «корпоративный заказ»
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Круглый стол «Онлайн-каналы продвижения российских университетов на мировом рынке образовательных услуг»
Поколение учащихся за рубежом
Международное сотрудничество Российской академии музыки
Новгородский госуниверситет посетил Генконсул Республики Корея
Интернационализация как фактор конкурентоспособности классического университета
«Россотрудничество»: продвижение российского образования за рубежом
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Формирование механизма международного сотрудничества в системе СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ