Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модернизация архитектурного образования. Предложения Союза архитекторов России

В результате конструктивного сотрудничества Союза архитекторов России (САР) с профессиональными палатами и различными зарубежными школами выяснилось, что в отечественную цепочку подготовки архитекторов необходимо включить еще одно звено – блок интернатуры, который завершается проверочным экзаменом на присвоение квалификации архитектора.

Просмотров: 1553

Суть проблемы

Е.С. БАЖЕНОВА, вице-президент Союза московских архитекторов, заместитель председателя комиссии по образованию и аккредитации Союза архитекторов России

Осуществив переход на ФГОС третьего поколения, профильные российские вузы начали выпускать  бакалавров и магистров архитектуры. В Европе и США эти академические степени не признаются как профессиональная квалификация. По международным стандартам считается, что для полноценной архитектурной деятельности академической профильной подготовки недостаточно. И в Европе, и в США за понятием «квалифицированный архитектор» стоит целый этап профессиональной подготовки, которого в России пока что нет. Такова вкратце суть проблемы. Осталось пояснить, о каком этапе идет речь.

Ведущий вуз российской академической школы – Московский архитектурный институт (государственная академия), стремясь приблизиться к мировым стандартам подготовки, разработал новую учебную программу по архитектуре, качество которой признано соответствующим Хартии ЮНЕСКО – МСА (Международного союза архитекторов) по архитектурному образованию. Так единогласно решил валидационный совет этих двух организаций. Однако для подготовки кадров, признанных мировым сообществом, даже очень хорошей вузовской программы оказалось  мало.

В результате начавшегося два года назад конструктивного сотрудничества Союза архитекторов России (САР) с профессиональными палатами и различными зарубежными школами выяснилось, что в отечественную цепочку подготовки архитекторов необходимо включить еще одно звено – блок интернатуры, который завершается проверочным  экзаменом на присвоение квалификации архитектора. Это означает, что выпускник вуза, помимо академического образования, должен, работая в архитектурной мастерской, пройти целенаправленное практическое обучение по особой программе. Затем ему предстоит сдать квалификационный экзамен и в случае успеха получить квалификационный сертификат, являющийся свидетельством того, что перед нами настоящий специалист, имеющий право проектировать и строить.

Короче говоря, получению профессиональной квалификации должна предшествовать практическая послевузовская стажировка, представляющая собой тот самый недостающий этап обучения, из-за которого Россия до сих пор находится на уровне развивающихся стран. В нашем союзе уже разработано положение о сдаче квалификационных экзаменов, но определить, кто и как должен курировать подготовку к ним, а также создать регистрационный орган, уполномоченный профессиональным цехом выдавать сертификат о присвоении квалификации «архитектор», пока невозможно. Причиной служит то, что новая редакция закона об архитектурной деятельности еще не принята.

Как быть?

Идеология закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает активное участие работодателей в модернизации системы образования, причем позиция профессионального цеха особенно важна в вопросах совершенствования программ обучения, подтверждения квалификационного уровня, повышения квалификации, а также дополнительной профессиональной подготовки кадров.

В Архитектурный совет Европы, основанный два десятилетия назад, в настоящее время входит 44 организации – это примерно 155 тыс. проектных бюро, в которых работает 524 тыс. архитекторов.

Пользуясь возможностью, которую предоставляет закон, Союз архитекторов России активно работает над совершенствованием третьего этапа обучения. Опорой для этого служат такой документ, как Хартия ЮНЕСКО – МСА по архитектурному образованию, охватывающий широкий диапазон проблем, специфичных для педагогики знаний и культуры, и система валидации, основанная на принципах указанного документа. Хартия предусматривает пятилетнюю программу подготовки бакалавров архитектуры в университетском или эквивалентном учреждении, рассчитанную на полную рабочую неделю, плюс самое малое три года практического опыта в архитектурном офисе, причем приобретать его можно как до, так и после окончания обучения.

То же самое рекомендует и Архитектурный совет Европы, чью информационную базу проанализировал совет по образованию Союза архитекторов России. Результатом такого обучения будет получение квалификации «архитектор» и лицензии на проектную деятельность.

Кроме того, очень большое значение имеют Международные стандарты профессионализма в архитектурной практике. Они определяют всё: цели, организацию и содержание образования, профессиональные знания и навыки, практическое обучение, экзамены, ратификацию, аккредитацию и регистрацию.

Международные рекомендации и стандарты служат хорошим ориентиром для модернизации профильного образования в России.

В области непрерывного профессионального образования тоже существует современная международная модель обучения, которая позволяет успешно работать в меняющихся исторических условиях. По мнению союза архитекторов, аналогичная имеется и в России. Это интегрированная модель «школа – вуз – послевузовское обучение» и присвоение квалификации, плюс учреждения регулярного повышения квалификации, переподготовки и получения дополнительного образования. На каждом этапе или ступени достигается относительная завершенность профессионального образования, что рассчитано на удовлетворение запросов экономики в квалифицированных кадрах.

Стандарт уже разработан

Продолжая двигаться в направлении модернизации, совет по образованию САР возглавил разработку Российского стандарта профессиональной деятельности. За основу были взяты рекомендации МСА. Основная часть документа (без приложений) уже принята на пленумах московского и санкт-петербургского отделений, осталось утвердить его на съезде Союза архитекторов России.

Архитектурный бизнес в европейских странах – по преимуществу малый и средний. Большинство архитекторов работает в бюро численностью от 1 до 10 человек – таких организаций 65 процентов от общего числа. На долю крупных компаний – свыше 50 человек – приходится всего 1 процент.

Стандарт состоит из блоков. Блок, посвященный непрерывному профессиональному образованию (он идет первым), базируется на положениях Хартии ЮНЕСКО – МСА по архитектурному образованию, стандартах ФГОС третьего поколения, а также на основополагающих принципах федерального закона об образовании.

Еще в стандарт включены квалификационные требования к образованию и практической подготовке архитектора, основанные на восьми последовательных позициях, определяющих политику союза в области профессионального образования.

Если все, что задумано, удастся воплотить в жизнь, в России появится целостная инновационная модель непрерывного профессионального архитектурного образования.


ОСНОВА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Позиция первая. Определение понятия «архитектор» и требования к его квалификационной подготовке.

Формулировка предлагается такая: «Понятие архитектор применяется по отношению к лицам, которые имеют профессиональную и академическую квалификацию и, как правило, зарегистрированы или имеют лицензию либо сертификат на право ведения архитектурной практики в пределах данной страны». В ней отражены международные требования к архитектурному образованию, которое должно базироваться не только на получении академических знаний в вузе, но и сопровождаться их закреплением в ходе практического опыта (послевузовской стажировки или интернатуры).

Позиция вторая. О системе непрерывного архитектурного образования в России.

В этом разделе отмечено, что в нашей стране практика послевузовской стажировки и формирование регистра квалифицированных архитекторов пока официально остаются «за кадром» происходящих изменений. Политика союза направлена на то, чтобы изменить ситуацию и сформировать систему непрерывного образования, основанную на академической степени, подкрепленной практической стажировкой и сдачей квалификационного экзамена.

Позиция третья. Ступени высшего (академического) образования, сроки обучения и присвоение степеней.

Новым законом об образовании устанавливаются следующие уровни высшего образования: бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации.

Вместо существовавшей до недавнего времени квалификации «архитектор», вводятся степени «бакалавр архитектуры», «магистр архитектуры», «специалист».

В законе нет требования о том, чтобы выпускники проходили практическую стажировку после окончания высшего учебного заведения.

По мнению членов союза, по отношению к архитектурному образованию деление на ступени требует корректировки. Правильнее было бы считать бакалавриат первой академической (промежуточной) ступенью высшего архитектурного образования, а магистратуру – второй и установить продолжительность обучения на первой ступени не менее пяти лет по очной форме, а на второй – два года. Третьей ступенью архитектурного образования должна считаться практическая стажировка выпускника под руководством практикующего квалифицированного архитектора, сроком не менее трех лет для магистра и четырех – для бакалавра, предваряющая экзамен на получение квалификации «архитектор». Эта модель будет предложена Министерству образования и науки РФ и Национальному объединению проектировщиков.

Позиция четвертая. Положение о практической послевузовской подготовке.

В соответствии с Международными стандартами профессионализма в архитектурной практике степени бакалавра и магистра присуждаются выпускникам вузов по результатам получения теоретических знаний и компетенций. Однако считается, что для полноценной профессиональной деятельности этого недостаточно. Согласно международным правилам, такое право дает только третья степень – «квалифицированный архитектор». Её присуждают соискателю профессиональные организации – союзы, палаты,– после того как кандидат пройдет процедуру аттестации (лицензирования). Союз предлагает ввести такое же правило в России, тем более что Национальная палата архитекторов в стране уже учреждена. Остается только наделить ее правом присуждения профессиональной квалификации.

Позиция пятая. Положение о квалификационной аттестации архитекторов в РФ.

Эта часть состоит из нескольких разделов. В каждом описаны критерии оценки специалиста, с помощью которых соискатель может доказать свое право на самостоятельную архитектурную деятельность, подтвердить профессиональную компетентность. Так, например, раздел «Архитектура и строительство» выглядит следующим образом.

  • Архитектурная профессия в Российской Федерации и в международном сообществе (Хартия ЮНЕСКО), права профессионально-творческих организаций (объединений) архитекторов в Российской Федерации.
  • Законодательство Российской Федерации и нормативные акты данного субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в области архитектуры и градостроительства.
  • Вклад архитектора в развитие объектов недвижимости. Фазы развития недвижимости. Формирование программы проектирования (синтез знаний и интересов сторон).
  • Организационно-правовые формы при осуществлении проектной деятельности, управление проектной организацией. Лицензирование и сертификация качества работ и услуг. Ответственность архитектора, страхование профессиональных рисков. Кодекс профессиональной этики архитектора.

Далее следуют разделы «Архитектура и градостроительство», «Проектная документация и реализация проекта», «Договорные отношения», «Права, обязанности и ответственность архитектора».

Повышение квалификации архитектора — пожизненный процесс, предполагающий регулярное освоение нового в науке и искусстве, а также совершенствование способности обеспечивать безопасность и красоту окружающей среды. В связи с этим огромное значение имеет дополнительное профессиональное образование, особенно содержание и качество предлагаемых программ. Политика союза предполагает, что повышение квалификации является обязательным условием регулярного возобновления архитектурной лицензии. Архитектурная палата совместно с Советом по архитектурному образованию САР уже разрабатывает требования к уровню, содержанию, объёму переподготовки, аттестации и формам подтверждения участия в программах дополнительного образования.

Позиция седьмая. Профессионально-общественная аккредитация учебных программ.

Во время этой процедуры основное внимание предлагается сосредоточить на анализе всего образовательного процесса, условиях реализации программ, организации обучения и внеучебной деятельности, результатах аттестаций и достижениях студентов, трудоустройстве и карьерном росте выпускников.

В ближайшее время Союз архитекторов совместно с УМО и Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации выберет из своей среды экспертов, которые займутся разработкой положения о профессионально-общественной аккредитации учебных программ в области архитектурного образования в РФ и критериев для нее.

Позиция восьмая. Формирование независимого рейтинга архитектурных школ РФ.

В новом законе об образовании сказано, что работодатели, их объединения или уполномоченные ими организации могут формировать рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и организаций, которые их реализуют. Совет по образованию САР совместно с Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации предполагает использовать эту возможность по отношению к архитектурным школам и факультетам.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Финансирование образования: денежные потоки и подводные камни
Система менеджмента социальной ответственности
«Всеобъемлющий интернет»: накануне подключения…
Проблемы современного архитектурного образования
Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва
Центр профессиональных квалификаций: установление статуса и оценка программ
«Неархитектурный» стандарт
Как объективно оценить качество образования?
Практическое воплощение модернизации и инновационного подхода
Региональный университет как базовый элемент территориального развития

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 1 Оставить комментарий
Максим Незарегистрированный пользователь
То есть по опыту подобных преобразований можно уверенно сказать, что на качество знаний это вообще никак не повлияет, зато у вас будет ещё один академический год, который студенты должны оплатить, и куча новых административных барьеров, которые соискателю будет предложено решить за деньги (пошлины, взносы, сборы). Все вы, конечно, хотите по примеру депутатов Госдумы, пожизненно где-нибудь заседать и пущать, или не пущать по принципу пожизненной ренты.

2020-06-02 00:04:24 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ