Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Необходима господдержка частного сектора образования

Очередная попытка мозгового штурма, направленная на решение насущных проблем частного образования, была предпринята на заседании экспертного совета по негосударственному сектору образования при Комитете Госдумы РФ по образованию.и развития частного сектора образования.

23.09.2015
Просмотров: 45

Окно возможностей

Необходима государственная программа поддержки и развития частного сектора образования

Очередная попытка мозгового штурма, направленная на решение насущных проблем частного образования, была предпринята 7 сентября на заседании экспертного совета по негосударственному сектору образования при Комитете Госдумы РФ по образованию.и развития частного сектора образования

ДИСКУССИЮ начал депутат-куратор экспертного совета по негосударственному сектору образования Олег Смолин. Согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, количе­ство вузов в стране должно сократиться на 40 процентов, а их филиалов – на 80. По мнению первого заместителя председателя парламентского комитета по образованию, ситуация, сложившаяся сегодня с высшим образованием вообще и частным образованием в особенности, вызывает тревогу. Причина первая – Россия находится в состоянии экономического кризиса. Вторая – в этих условиях, естест­венно, растет безработица среди молодежи, и усиливать ее, мягко говоря, опрометчиво. И третья причина – появление большого количества незанятой молодежи вырастает в проблему социально-политическую.

Председатель экспертного совета по негосударственному образованию, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов (АНВУЗ) России, ректор Российского нового университета Владимир Зернов в своем выступлении проанализировал достижения негосударственных вузов за двадцатилетие их деятельности и сформулировал задачи, которые должен решать сегодня частный сектор образования.

Почти вся топовая часть любого мирового рейтинга представлена негосударственными вузами. На прошедшей в июне в Дании седьмой сессии Международной экспертной группы по рейтингованию IREG, в которой приняли участие более 140 представителей из 38 стран мира, президент Ян Садлак подчеркнул:

– Негосударственные вузы имеют несравненно больший ресурс для качественной деятельности.

Анализ показывает, что и в России ведущие частные вузы более эффективно используют научные интеллектуальные ресурсы, чем их государственные собратья. По такому показателю, как наукометрия, многие частные вузы оказались на порядок выше не только всех вузов-победителей конкурса поддержки программ стратегического развития, но и существенно выше подавляющего большинства национальных исследовательских и федеральных университетов, в развитие которых государство вкладывает огромные ресурсы. Побеждают негосударственные вузы и по такому показателю, как процент дохода бюджета от интеллектуальной собственности, эндаумента.

Основное предназначение негосударственного сектора в России Владимир Зернов видит в том, чтобы создавать реальную конкурентную среду, а, следовательно, повышать качество образования.

В сложившейся ситуации необходимо просить профильный комитет Госдумы РФ рассмотреть вопрос о негосударственном секторе образования, в дальнейшем – обратиться в Правительство РФ с просьбой принять программу поддержки и развития негосударственного сектора. На сегодняшний день Россия – единственная страна в Евразии, не говоря уже о странах постсоветского пространства, где не существует никакой формы поддержки негосударственного сектора. Несмотря на то что первые лица страны говорят о необходимости исключения дискриминации этого сектора, обеспечения доступности его финансирования, позитивных сдвигов практически нет. В частности, контрольные цифры приема, которые на настоящий момент выделяются на негосударственный сектор, составляют менее 0,16 процента – это реально ниже минимального критерия ошибки в подсчетах. Получается, система образования просто не замечает негосударственный сектор, хотя при принятии соответствующего законодательного документа речь шла о 7-10 процентах.

Не решены и проблемы налогообложения негосударст­венных образовательных организаций. Например, в Москве открыть частную школу или вуз, если при здании есть земельная площадка, – практически нереально из-за высокого налога на землю.

В то же время проведение мониторинга эффективности позволило увидеть истинное положение дел в ряде частных образовательных организаций:

– Есть достаточно большое количество вузов, которые не имеют элементарных условий для проведения учебного процесса, – признал председатель совета АНВУЗ.

Владимир Зернов уверен, изменить ситуацию в лучшую сторону может поддержка регионов: например, в форме получения госзаказа на подготовку кадров. Для справки, Университету управления «ТИСБИ» (Республика Татар­стан) регион передал целый ряд колледжей, Смоленскому гуманитарному университету – муниципальные учебные заведения.

Важный фактор повышения конкурентоспособности негосударственных вузов – их укрупнение. Сегодня, по словам выступающего, реальна перспектива создания крупных вузов практически во всех регионах страны. В Москве насчитывается 7 крупных вузов, в Санкт-Петербурге – 8. Мощное объединение вузов создается в Ставрополе, судя по динамике процесса, к этому близок Краснодар.

Цели оптимизации сектора частного образования должны соответствовать развитию экономики страны. И во многих регионах частные вузы и их филиалы стали играть огромную роль в социально-экономической жизни, подытожил председатель экспертного совета по негосударственному сектору образования.

Цели оптимизации сектора частного образования должны соответствовать развитию экономики страны. И во многих регионах частные вузы и их филиалы стали играть огромную роль в социально-экономической жизни.

ВЫСТУПИВШИЕ на заседании представители негосударственного сектора, обращая внимание на серьезные проблемы – в частности, на многочисленные «законодательные дыры», усложняющие процесс объединения учебных заведений, – представили и позитивный опыт сотрудничества с региональными властями. Это, по сути, примеры государственно-частного партнерства.

Ректор Невского университета Марина Диброва рассказала, что реализация проекта по созданию объединенного вуза стала возможной благодаря взаимодействию с правительством Санкт-Петербурга.

Поскольку университет не выдержал бы груз экономических проблем, проект по его созданию имеет «трехслойную» основу. Первый уровень – собственно университет, в котором будет порядка 10 учредителей. Второй – образовательная корпорация, в которую входит Комитет по образованию Санкт-Петербурга. Благодаря этому к проекту уже присоединились три государственных колледжа, и город намерен выделить им общежитие. Второй уровень связан с кампусом, имущественным комплексом, в котором, как предполагается, будут располагаться центры инновационного развития Петербурга – учредителями выступят вуз и инженерный клуб города. В кампус в обязательном порядке заходит бизнес – таким образом университет приобретает недвижимость. Без создания этой современной образовательной среды сегодня не выжить. И, наконец, третий уровень – это социально-экономическое развитие территории, куда входят два муниципальных округа. Такая бизнес-модель актуальна не только для частных вузов, но и для государственных, перед которыми сегодня стоят идентичные проблемы: нужны средства, чтобы содержать недвижимость, оплачивать работу преподавателей, то есть обеспечивать качество образования.

Коллегу поддержала Татьяна Козлова, ректор Института правоведения и предпринимательства (Санкт-Петербург), подчеркнув, что процесс объединения образовательных организаций, несомненно, шел бы легче, если бы уже были предложены модели или типовые формы объединения – с пакетом документов. На сегодняшний день соответствующая правовая база не разработана. Говоря о концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-20120 годы, ректор справедливо подметила, что в ней нет ни одного слова о частных вузах. Это лишает их правового основания для развития. Поэтому необходимо либо принять подпрограмму развития и поддержки негосударственного сектора образования, либо создать собственную программу, которая была бы утверждена Правительством РФ.

Проректор по научной работе Подольского социально-спортивного института Валерий Гончаров обратил внимание на необходимость использования опыта создания интегрированных образовательных округов:

– Сегодня мы все понимаем, что негосударственные вузы должны решать государственные задачи.

Такой подход вкупе с активной позицией губернатора Андрея Воробьева позволил в Московской области в ассоциативном порядке объединить семь образовательных негосударственных учреждений в большой общий «кулак» и наладить отношения с регионом на основе взаимовыгодного сотрудничества.

По поводу будущего негосударственного сектора Валерий Гончаров солидарен с предыдущими выступающими: необходима «узаконенная» дорожная карта, которая даст возможность следовать в федеральном фарватере.

О необходимости господдержки и решении других острых проблем частного сектора образования говорили Александр Вильсон, президент Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов (АсНООР) РФ, Владимир Козлов, проректор по связям c государ­ст­венными и общественными органами Института МИРБИС (Москва), Николай Захаров, президент Прикамского социального института (Пермь), Евгений Миннибаев, ректор Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (Уфа) и другие.

Заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров подчеркнул, что ведомство будет содействовать решению вопросов лицензирования и государственной аккредитации, связанных с объединением организаций:

– Здесь вы найдете нашу поддержку, поскольку очевидно, что в сложившейся ситуации негосударственный вуз, созданный в результате объединения материальных, научных и человеческих ресурсов, может составить конкуренцию государственному – в отдельных регионах точно.

Предложения экспертного совета по негосударственному образованию с думской трибуны озвучил Олег Смолин, выступивший 16 сентября. Назовем ключевые.

Первое. Обратить внимание Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания РФ на то, что массовая ликвидация высших учебных заведений и их филиалов, предусмотренная концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, в условиях экономического кризиса представляет собой угрозу социальной и политической стабильности в стране.

Второе. Обратиться в Комитет Госдумы РФ по образованию с просьбой рассмотреть на специальном заседании – с приглашением глав Минобрнауки РФ и Рособрнадзора – вопросы, касающиеся состояния и перспектив развития частного образования в России, а также стратегии массовой ликвидации высших учебных заведений и их филиалов, предусмотренной концепцией ФЦПРО на 2016‑2020 годы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-81, с места события, негосударственное образование, комитет по образованию ГД РФ, качество образования, АНВУЗ

Похожие материалы:
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Качество образования зависит не от статуса вуза
Негосударственных детей в России нет
Фронт работы экспертных советов
Качество образования: гаранты и гарантии
Развитие форм оценки качества образования
Качество образования: формальность и реальность
APQN. Глобализация систем гарантии качества
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
Развитие негосударственного образования – государственная задача

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#87Пути модернизации профессионального образования
#92Форпост личностного роста
#87Аккредитационные коллизии ДПО
#93Педагогика опережающего развития
#93Национальная система обеспечения качества образования в Казахстане
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны