Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проектирование и реализация программ прикладного бакалавриата

Прикладной бакалавриат с четырехлетним нормативным сроком освоения является основной профессиональной образовательной программой высшего образования, которая обеспечивает профессиональную практикоориентированную подготовку и нацелена на установку связи между образовательными учреждениями и работодателями.

Просмотров: 1060
А.Б. ЕФРЕМЕНКОВ, директор Юргинского технологического института (филиала) Томского политехнического университета, кандидат технических наук, доцент
В.Л. БИБИК, заместитель директора по учебной работе, кандидат технических наук, доцент

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано, что прикладной бакалавриат – первый из множества путей по повышению доступности качественного образования и соответствует требованиям инновационного развития экономики России и современным потребностям общества.

Прикладной бакалавриат с четырехлетним нормативным сроком освоения является основной профессиональной образовательной программой высшего образования, которая обеспечивает профессиональную практикоориентированную подготовку и нацелена на установку связи между образовательными учреждениями и работодателями, а в итоге – на обеспечение экономики кадрами в соответствии с тенденциями на рынке труда. Фактически прикладной бакалавриат, в отличие от академического, предназначен для высокотехнологичной подготовки рабочих и специалистов, в основном имеющих дело со сложными компьютерными технологиями. Как правило, это профессионалы для технической и технологической сфер деятельности. Применять такие программы имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, знающий, какое оборудование установлено на его производстве в настоящее время, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе, какие специалисты будут нужны под это оборудование.

Программы прикладного бакалавриата рассчитаны на большой объем практической подготовки студентов, в частности, различные виды учебной и производственной практики, лабораторные и курсовые работы. Практические занятия занимают более 50 процентов общего объема учебного времени. Знакомство с производством и освоение основных видов профессиональной деятельности проводится в организациях работодателей.

Реализация программ прикладного бакалавриата обходится дороже, чем работа по существующим в настоящее время программам академического бакалавриата. Но это можно сбалансировать за счет прогнозирования потребности в тех или иных кадрах и формирования целевого заказа работодателей.

Квалификация прикладного бакалавра не исключает возможности продолжить образование. Выпускники, которые её получили, могут поступить в технологическую магистратуру и при этом работать на производстве.

Международный опыт показывает: программы прикладного бакалавриата предназначены для подготовки специалистов, обладающих компетенциями как в конкретной области профессиональной деятельности, так и управленческими, – линейных менеджеров, менеджеров среднего звена. Они, как правило, предусматривают практикоориентированное обучение и подготовку дипломного проекта, посвященного решению производственной проблемы предприятия, где студент проходит практику.

Именно практическая направленность является их отличительной особенностью.

В Юргинском технологическом институте Национального исследовательского Томского политехнического университета практикоориентированную подготовку начали осуществлять с 1987 года. Если первый набор осваивал две специальности – «Технологию машиностроения» и «Оборудование и технологию сварочного производства»,– обучаясь по интегрированной системе «завод – втуз», то в 2010 году этой системе уже соответствовали десять основных образовательных программ.

Интеграция производства с вузом подразумевает приближение учебного процесса к производству. При этом обычные семестры, когда студенты обучаются по очной форме, чередуются с трудовыми, в ходе которых обучение по очно-заочной форме сочетается с работой на базовом предприятии.

За период подготовки по интегрированной системе студенты инженерных специальностей проходят все ступени производственной деятельности. На втором курсе начинают осваивать рабочие профессии – станочника, оператора станков с числовым программным управлением, на старших курсах – техника-технолога, техника-конструктора или мастера, являющихся инженерными. Таким образом, обучающиеся проходят путь от рабочего до инженера, знают производство и будущее рабочее место.

Сочетание теоретических основ с применением полученных знаний на практике дает хороший результат: процесс формирования специалиста протекает интенсивнее, выпускник способен к самостоятельной работе сразу после обучения.

В 2012 году, отвечая на вызовы времени и требования работодателей, институт приступил к проектированию экспериментальных образовательных программ прикладного бакалавриата. Первая из них была разработана по укрупнённому направлению подготовки «Металлургия, машиностроение и материалообработка». В 2013 году институт получил задание на подготовку 55 специалистов за счет средств федерального бюджета. Следствием этого стали еще три актуальные для Кузбасса программы прикладного бакалавриата – «Машиностроение», «Металлургия» и «Агроинженерия». Получилось, что из шести образовательных программ бакалавриата, по которым в настоящее время ведется подготовка, три – прикладные. Главными условиями их реализации являются тесные партнерские отношения с предприятиями, наличие в учебном заведении собственной производственной базы, включающей специализированное оборудование, и персонала, способного передать производственные компетенции студентам. Все это в институте есть благодаря использовавшейся ранее интегрированной системе обучения и давней дружбе с Юргинским машиностроительным заводом.

Артем КРАСНОБРЫЖЕВ, технический директор компании «Красный октябрь», выпускник Юргинского технологического института 2004 года (г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область):

– В большей степени поспособствует успеху молодого специалиста именно практика. Во-первых, это возможность поработать, принять участие в реальном деле, реализации какого-нибудь проекта именно в качестве активного участника. Это воодушевляет! А во-вторых, практика дает возможность сразу застолбить будущее место работы. Многие из моих сокурсников, благодаря прохождению практики, уже после второго года обучения определились со сферой интересов и нашли место для трудоустройства.

Молодому специалисту важно не бояться происходящего. И если вы не поняли сразу, чего хотите, нужно продолжать искать себя, изучать перспективы, анализировать опыт других людей, пробовать.

Значимая особенность основной образовательной программы прикладного бакалавриата – получение рабочей профессии. Для этого в учебный процесс уже на первом курсе введена дисциплина «Основы инженерно-производственной подготовки». Параллельно с ней студенты осваивают такие базовые дисциплины, как «Охрана труда», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Технология конструкционных материалов» и «Инженерная графика». В рабочих программах этих дисциплин сделан акцент на получение практических навыков и производственных компетенций. Обучение производится на имеющихся у института производственных площадках, а также в лабораториях – металлорежущих станков и станков с числовым программным управлением, современных видов сварки и методов литья металлов.

По направлению «Машиностроение» студентам присваиваются квалификации токаря и электросварщика на автоматических и полуавтоматических машинах, по направлению «Металлургия» – сталеплавильщика, «Агроинженерия» – слесаря по ремонту автомобилей.

Для дальнейшего развития прикладных квалификаций в учебный план включена дисциплина «Инженерно-производственная подготовка» в третьем, четвертом и восьмом семестрах. В период ее изучения студентам будут предложены места для самостоятельной работы – главным образом на Юргинском машиностроительном заводе и предприятиях города. Стоит отметить, что, участвуя в организации производственной практики и трудоустраивая выпускников, работодатели решают и свои задачи, связанные с привлечением квалифицированных кадров.

Доля высокотехнологичной, наукоемкой и конкурентоспособной продукции машиностроительного профиля в валовом внутреннем продукте страны растет. Это требует от вузов, чтобы выпускники были готовы к продуктивной деятельности, умели накапливать и преумножать знания, системно и инновационно мыслить, оценивать экономические и социальные условия, применять анализ для оптимизации процессов производства, определять тактику и стратегию развития предприятия или организации на кратко-, средне- и долгосрочные периоды. Прикладной бакалавриат как преемник интегрированной системы обучения позволяет подготовить студентов так, чтобы они имели все перечисленные навыки и компетенции.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Формула современного образования
Главная задача – слышать работодателя
СМК: руководителю – забота, выпускникам – работа
Применение компьютерных тифлотехнологий в учебном процессе
РГЭУ (РИНХ) в Махачкале: Видеть завтрашний день
Мотивация как механизм управления персоналом на основе СМК
Сибирский профессиональный колледж: партнерство как норма
Томский политехнический – Сибири
Пётр Чубик: «У нас есть с чем участвовать в территориальных кластерах»
Вуз: история и современность

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ