Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Сергей Капица: Он всегда мог сказать очень просто о сложном

Год назад, 14 августа 2012 года, скончался великий советский и российский ученый, доктор физико-математических наук Сергей Петрович Капица. Ровно за полгода до смерти Сергей Петрович дал интервью, где высказал свой взгляд на состояние науки и образования.

Просмотров: 1073

Год назад, 14 августа 2012 года, скончался великий советский и российский ученый, доктор физико-математических наук, бессменный ведущий передачи «Очевидное-невероятное», главный редактор журнала «В мире науки» научный руководитель Российского нового университета (РосНОУ) Сергей Петрович Капица.

Он всегда мог сказать очень просто о сложном, объяснить всё доступным языком, всегда был прямолинейным человеком, говорил то, что думает, занимался наукой во многих областях и всегда достигал намеченных высот.

Ровно за полгода до смерти Сергей Петрович дал интервью, где высказал свой взгляд на состояние науки и образования.

Какая на данный момент инновационная ситуация в стране?

Россия всегда была мощнейшим источником инноваций, как в области культуры, так и в области науки. Инновационный поворот происходит, и он достаточно существенный. Но в науке это не столь быстрый процесс, как, например, в сельском хозяйстве, там гораздо легче — коровы начинают доиться через два года, а интерес молодежи к науке возрастает только через двадцать лет.

А что нужно делать с вузами, страной и государством, чтобы инновационная деятельность стала более активной и была взаимосвязь?

Это вопрос четкой научной политики. Как ни странно, но научной политики у нас нет. Сейчас распространен подход, что наука сама должна зарабатывать деньги, ее во многом пускают на самотек, не говоря о том, что наука, ученые и вся эта область находится в абсолютно нищенском состоянии — дворник получает больше профессора. Самое страшное, что мы потеряли целое поколение кадров: десятки тысяч образованных молодых людей отправились на Запад на заработки и именно там реализовали себя достойнейшим образом. А мы остались на бобах. И теперь у нас некому учить.

Мы сможем догнать мировых лидеров?

Догнать? Мы раньше были в рядах мировой науки, сейчас мы значительно отстаем, почти выпадаем из этих рядов. Мы сами себя должны догонять — «чтобы стоять на месте, нужно бежать!». На данный момент состояние, конечно, улучшилось, по сравнение с тремя годами раннее, удвоили зарплату ученым, стали больше обращать внимание на науку, но это еще полдела — необходимо закупить другое, более новое оборудование. К примеру, за последние 30 лет не построили еще ни одного ускорителя, а те ускорители, которые необходимы для синхротронного излучения, отстают на тридцать лет. Нужны куда более серьезные изменения.

А в образовании мы находимся на начале пути?

Честно говоря, образование у нас лучшее! Богатые, отвозят своих детей в школы Америки, а через 2-3 года оказывается, что они отстают от наших школьников и студентов. Все потому, что у них другая система обучения, именно поэтому ее бессмысленно переводить в наши реалии. Даже ЕГЭ сейчас перестало быть проблемой, хоть все и сопротивлялись ему.

Так ЕГЭ же ввели?

Что значит, ввели? Можно ввести правостороннее движение. Это не решит проблему.

Это не решает проблему, но почему-то те, кто принимает эти решения, уверены в обратном?

Те, кто принимает решения, находятся в большом отрыве от школ.

Как сделать так, чтобы образование стало конкурентоспособным со всем миром?

Убрать дискриминацию, поясню, дети не всегда выбирают себе образование сами, деньги платят родители, они вмешиваются в будущий выбор профессии. Богатые получают хорошее образование, а ребята, у которых нет денег, соответственно, плохое, и вся система от этого разрушается. Ни одна страна так не делает. Все находят способ поддерживать равенство между людьми для доступа к образованию. Это один из главных принципов демократии. На Западе любой способный человек, вне зависимости от дохода, может получить превосходное образование. У нас есть к чему стремиться.

По-вашему, мы находимся в начале пути возрождения российского образования и российской науки?

Не в начале, где-то около середины инновационной цепочки, она ведь быстро восстановиться не может, и это очень серьезная проблема.

Беседовала: Наталья Андриянова

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Общественная палата МО ищет технологии для Подмосковья
ТвГУ: факторы развития инновационной инфраструктуры
АТЗОНД-1, или Как инноваторы КФУ прошли проверку боем
Назад в реальность: в какие стартапы стоит вкладывать деньги
Олег Баранник: «Эффективность бизнеса – ключевой тренд в инновациях»
РосНОУ в топ 100 лидеров инновационной экономики России
Секрет успеха всемирной сети FabLab – в ее идеологии
Алтайский край развивает нанотехнологии и инновации
Инновации: известное уравнение с неизвестным результатом
Вектор развития - интеллектуальная робототехника

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ