Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Средство от гуманитарной «глухоты»

Доля исследований по социально-гуманитарным наукам нашей страны в мировом корпусе - менее 4 процентов. В проекте бюджета на 2012-2013 гг. финансирование Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда уменьшено. Между тем, эксперты считают, причина большинства общественных и экономических проблем в тотальной гуманитарной "глухоте" и улучшить ситуацию - дело гуманитариев...

Просмотров: 1671

Ученые все чаще сходятся во мнении, что сегодня многие общественные, экономические проблемы происходят от тотальной гуманитарной «глухоты» и гуманитарного невежества. Гуманитарного – в широком смысле слова – когда люди не слышат друг друга, не могут встроиться в какую-то систему отношений. О том, что в обществе царит настроение индивидуализма, недоверия к «другому», которое мешает людям сплотиться для решения общих задач, в частности, говорят авторы социологического исследования «Постсоветский человек и гражданское общество» (Л. Гудков, Б. Дубин и Н. Зоркая, Левада-Центр и Московская школа политических исследований, 2008).

Казалось бы, гуманитарное образование, наука должны создавать среду, позволяющую преодолевать подобного рода трудности, вылечить гуманитарную «глухоту» общества. Однако посмотрим, достаточно ли возможностей и пилюль для этого у «врача»?

В докладе, подготовленном Общественной палатой РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее», о состоянии гуманитарного образования говорится следующее: «В результате многолетней изоляции советской социальной и гуманитарной науки сегодня наше образование в этих областях во многих отношениях отстает от уровня, достигнутого в лучших университетах развитых стран». Среди проблем называется отсутствие формализованности социальных наук в России, говорится, что прерывается академическая традиция, не возникают научные школы, происходит интеллектуально-культурная деградация…

Согласно экспертной оценке, Россия находится сегодня на 9 месте по научной продуктивности и на 17-м – по цитируемости. Доля публикаций по социально-гуманитарным наукам в мировом корпусе исчисляется 11%. При этом доля исследований нашей страны – 3,7%, в то время как вклад США составляет 50%. И в проекте бюджета на 2012-2013 гг. финансирование Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда уменьшено... Как видим, и наука не в лучшем положении. Кто в таком случае вылечит общество от гуманитарной «глухоты»?

Какие меры по поддержке и развитию социально-гуманитарной науки и гуманитарного образования сегодня необходимы? Ждем мнения наших читателей.

Автор: Анастасия Галактионова

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
СФУ вошёл в состав Европейской ассоциации цифровых гуманитарных наук
Не ученый, но исследователь в каждом из нас
Проблемы вузовского филологического образования
25-28 сентября Казань примет участников VIII съезда российских востоковедов
Социально-гуманитарное знание: кто справится с кризисом?
Гуманитарная образовательная среда в техническом вузе
ДемиУрГИ гуманитарного образования
В БФУ обсуждают взаимодействие технологий и гуманитарных наук
Образование на русском языке: международный опыт и пути развития
В ВолГУ будет создана школа послов русского языка

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 6 Оставить комментарий
Анатолий Михайлович Цапенко Незарегистрированный пользователь
Факты - вещь упрямая, с ними не поспоришь, да и что спорить. Проблемное состояние нашей гуманитарной науки, да и общества в целом, можно и без фактов уловить просто по общению с коллегами, по чтению научной и околонаучной литературы.

Как ответить на вопросы: "Какие меры по поддержке и развитию социально-гуманитарной науки и гуманитарного образования сегодня необходимы? Какие решения в контексте данной проблемы могут быть предложены?" С одной стороны, есть почти очевидные и простые ответы, в том числе такой: не уменьшать финансирование Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда и других подобных фондов, а делать скорее наоборот. Иначе никакого развития, безусловно, не будет. Но это только половина ответа на вопрос. Само по себе финансирование автоматически проблем не решает. На "вторую половину вопроса" я точного ответа не знаю.

Здесь многое зависит не столько от финансирования, сколько от состояния самого общества, состояния гражданских свобод в нем, соблюдения правовых и
конституционных норм в обществе, правовой культуры населения, то есть
правовой культуры обычных рядовых и нерядовых граждан. С этим у нас далеко
не безоблачно. И мало что делается для исправления сложившейся ситуации.

Многие, например, просто даже не понимают наличия такой проблемы, как "низкая правовая культура" общества. Что делать для исправления ситуации в этой области? Однозначных и простых ответов, думаю, нет. Но, как известно,
правильная постановка вопроса часто является уже половиной ответа на вопрос.

2012-01-18 15:24:30 Ответить пользователю

Владимир Ильич Чупров, доктор социологических наук Незарегистрированный пользователь
ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ?
Полностью разделяю озабоченность и тревогу Анастасии Галактионовой, содержащуюся в ее статье «Средство от гуманитарной глухоты». Автор точно формулирует проблему, отражающую состояние гуманитарной сферы, и ищет «лекарство», способное восстановить ее роль в жизни российского общества. Проблему «гуманитарной глухоты» автор справедливо связывает с отечественным гуманитарным образованием, не отвечающим современным вызовам. Не претендуя на исчерпывающий анализ причин сложившегося положения, хотелось бы высказать некоторые суждения по данному вопросу.
Результаты многих исследований , проводимых на протяжении всего постсоветского периода, указывают на постоянно снижающийся тренд духовности в молодежной среде. Негативные тенденции проявляются в изменении структуры духовных ценностей молодежи, в нарушении ее духовных связей с родительским поколением, в девальвации нравственных устоев в отношении со сверстниками. Отказ от абсолютных ценностей и переход к договорным проявляется во всех сферах жизнедеятельности молодых людей. Каждый конструирует свою систему ценностей, удобную для его комфортного существования. Чтобы приостановить дальнейшую нравственную деградацию российского общества, необходим комплекс мер, направленных на его духовное возрождение, среди которых ведущая роль принадлежит гуманитарному образованию.
Духовное возрождение приобретает особую актуальность в условиях движения человечества к новому типу общественного устройства, основанного на укреплении личной свободы, социализации общественных отношений, усилении культурной самобытности как крупных, так и небольших социальных общностей. В этой связи уместно вспомнить слова Л.Н. Гумилева, что общечеловеческой культуры быть не может, т.к. это означает предел упрощения системы ( в смысле унификации, единообразия), в которой выпадает самобытность, индивидуальность, неповторимость. Без широкого гуманитарного образования неизбежна утрата этнической самобытности и уникальности российской многонациональной духовной культуры.
Развитие современного российского общества становится все более многовариантным и альтернативным. В этих условиях перед каждым человеком возникает проблема выбора, в котором решающую роль приобретает жизненное самоопределение. Выбор индивидуальных жизненных стратегий все чаще связывается с необходимостью определения дальнейшего пути развития общества. Стремление непосредственно влиять на этот процесс объединило десятки тысяч участников митингов на Болотной площади и Проспекте Сахарова в Москве. Для того чтобы не ошибиться в собственном выборе, принять для себя ответственное решение, определить направленность поведения необходимы всесторонние гуманитарные знания, широкий общественный кругозор.
Глобализация и стремительное развитие информационно-коммуникационных систем изменяют повседневный мир молодежи. Динамично нарастает виртуализация образа жизни, повышается доступность любой информации, деформируется языковая молодежная культура, новыми смыслами наполняются межличностные взаимодействия. Поэтому сегодня, как никогда, необходимо расширение преподавания русского языка и литературы, истории, культуры, других гуманитарных наук для всех учащихся средней школы, а не только для выбравших их в качестве профильного обучения. При этом нуждаются в пересмотре программы этих дисциплин с учетом современных реалий.
По данным исследования большинство молодежи и родителей выразили несогласие с концепцией проекта Федерального образовательного стандарта для старшей общеобразовательной школы, где основной упор делается на профильном образовании по выбору учащихся. Больше половины респондентов целью общего среднего образования считают подготовку молодого человека к жизни, для чего необходимо овладение им широким набором знаний и общей культуры.
По существу нет принципиальной разницы между мальчишкой, рисующим свастику на памятнике погибшему воину, и чиновнику, принимающему решение о сносе исторического здания. Оба поступка имеют общую основу – недостаток культуры и образованности.
Следует учитывать, что за последнее десятилетие заметно изменилось отношение молодежи к образованию. По сравнению с 2002 г. доля терминальных ценностей, характеризующих самоценное отношение к образованию, сократилась в полтора раза. Процесс инструментализации распространился и на ценность знания в молодежной среде. Каждый второй считает, что знания – лишь средство решения поставленных задач, а почти половина молодых людей убеждены, что деньги в наше время могут заменить знания. Это свидетельствует, что в проводимой модернизации образования явно недооценивается гуманитарная составляющая.
Проводимая без учета традиционной российской ментальности, модернизация образования входит в противоречие с исторически сложившимися базовыми характеристиками отношения к нему, встречая непонимание и неприятие со стороны большинства молодых людей и их родителей. Преодоление этого противоречия связано с гуманитаризацией образования. Она должна обеспечить связь модернизационных стратегий в этой сфере с традиционным менталитетом россиян, с духовными традициями российского просвещения.
Доктор социологических наук,
профессор, Заслуженный деятель науки РФ В.И. Чупров

2012-01-01 18:57:53 Ответить пользователю

Белова Татьяна Павловна, к.ф.н. Незарегистрированный пользователь
Сейчас много говорят о модернизации, но разговоры, в основном, сводятся к ее экономической и технико-технологической составляющим. Однако создание "умной" экономики невозможно без развития когнитивных технологий, которые входят в поле компетенции социально-гуманитарных наук (лингвистики, психологии, социологии и др.). Нынешняя Россия нуждается не только в инновационном экономическом развитии, но и в социальной и социокультурной модернизации. Многие причины неудач предыдущих модернизационных попыток в нашей стране были связаны с недооценкой социальных и культурных факторов. Сегодня подобная ситуация повторяется. Мировой опыт свидетельствует, что гуманитарная составляющая - необходимое условие национальной модели модернизации.
Поэтому важно расширять участие ученых гуманитариев в разработке и
реализации стратегий развития на федеральном и региональном уровнях. Вопросы, касающиеся поддержки и развития социально-гуманитарной науки лежат в плоскости государственной политики, развития институтов гражданского общества и неформальных сетевых коммуникаций научных сообществ.

2011-12-07 09:58:15 Ответить пользователю

Елена Алексеевна Морозова, к.соц.н., д.э.н. Незарегистрированный пользователь
Соглашаясь с утверждением, что причиной большинства общественных и экономических проблем является тотальная гуманитарная «глухота», отмечу, что в современном российском обществе, действительно, незаслуженно мало внимания уделяется гуманитарной составляющей жизни. В России не сформирована общенациональная идея, не оформлена цель общественного развития, общегуманитарные принципы существования. Страна живет, можно сказать, в идеологическом вакууме. На федеральном уровне периодически появляются лозунги гуманистического плана (формирование гражданского общества; развитие социального государства в новой интерпретации; реализация национальных проектов для повышения качества жизни и т.д.), но они разрознены, не объединены в общую идеологическую систему. Такая ситуация не способствует единению, активному включению широких слоев населения на решение общих проблем, в т.ч. экономических.
С другой стороны, с мыслью о том, что улучшить ситуацию должны гуманитарии, согласиться трудно. Конечно, представители гуманитарных наук, гуманитарии-практики, по определению, должны внести свой вклад в гуманизацию общественной жизни (концептуальное обоснование идей, подходов, выработка принципов и механизмов общественных преобразований и т.п.), но без серьезной административной и экономической поддержки со стороны государственных органов власти гуманитарную "глухоту" не преодолеть. Проблема в том, что эта "глухота" во многом характерна и для самих субъектов государственного управления.
Исходя из сказанного, пути для улучшения ситуации состоят в том, что представители гуманитарных наук и общественности должны активнее "стучаться в запертую дверь" - доказывать значение, роль, задачи, направления, методы, ожидаемые результаты гуманитарных преобразований, быть убедительными и настойчивыми. А представители управленческих структур должны, кроме решения тактических задач, смотреть в будущее, просчитывать траекторию общественного развития на средне- и долгосрочную перспективу, они должны быть стратегами и понимать, что без сильного "человеческого фактора" развитие невозможно.
Меры по поддержке социально-гуманитарной науки и образования, как говорится, на поверхности - увеличение, а не сокращение финансирования, информационная поддержка со стороны власти (пока мы видим обратное). К сожалению, и сами представители науки и образования не отличаются сплоченностью и солидарностью, что снижает их авторитет и имиджевую составляющую.

2011-12-07 09:40:59 Ответить пользователю

Андрей Кириллович Зайцев, доктор философских наук, Незарегистрированный пользователь
Дело не в гуманитариях, а в гуманитаризации политики и политиков, в необходимости перехода в организации общества от насилия к ненасилию. В условиях явного или сублимированного насилия и гуманитарии с их рекомендациями находятся в зоне манипулятивных технологий. Прежде всего, необходимо формировать пространство для осмысления идей ненасильственного бытия.

2011-12-07 09:37:56 Ответить пользователю

Романович Нелли Александровна Незарегистрированный пользователь
Ответ пользователю: 1. Сегодня всё чаще говорят о том, что причина бол
1. Не очень умно считать, что ученые должны изменять социальный мир. Ученые должны изучать мир, в том числе и социальный. Они это и делают. И они в результате изучения социального мира свидетельствуют "о том, что в обществе царит настроение индивидуализма, недоверия к «другому», которое мешает людям сплотиться для решения общих задач". Это настроение "не родное" российскому обществу, привнесенное вместе с либеральной демократической концепцией с Запада, которая культивирует дух индивидуализма. Поскольку оно "не родное", россиянам становится не уютно, они к этому не привыкли. Они привыкли к тому, что коллективизм лучше индивидуализма, а сплоченность лучше разделенности (например, на партии), а взаимная поддержка лучше конкуренции (которую предполагает рыночная экономика). Что делать. чтобы улучшить ситуацию? Возможно, отказаться от либерально-демократической концепции, которая противоречит традиционным ценностям России. Но это отнюдь не задание для гуманитариев;
2. Меры по поддержки гуманитарной науки и образования? Сохранить то лучшее, что ещё осталось. Отказаться от западных стандартов в образовании. Большинство общества, в том числе и молодежь, по данным социологических опросов, настроена против них.
3. Сегодняшняя молодежь усваивает те ценности, которые предлагаются их родителями, учебными заведениями, СМИ и проч. А ценности эти противоречивы. Но молодежь - хороша! По крайней мере та, с которой мне приходится сталкиваться на занятиях. Инициативны, жаждут знаний, а главное - ещё живо и действенно в них внутреннее чувство справедливости, чувство правды. Хорошо бы, если бы они ими руководствовались при усвоении информации, распознавая ложь и принимая истину. Сейчас главное достоинство молодежи в том, что она - есть. А значит, есть надежда.

3.

2011-12-03 15:09:05 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ