Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

В Москве прошел II Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»

На II Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России» подведены итоги работы по внедрению НСК в 2016 году и определены дальнейшие перспективы её развития

Просмотров: 299

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

БОРОДАЧЕВ Владислав Владимирович

советник при ректорате Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук, профессор.

Национальная система профессиональных квалификаций России: итоги и перспективы

В декабре в Москве прошел II Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»1. В нем приняли участие около 900 представителей 68 субъектов федерации. Обсуждались результаты деятельности по внедрению элементов национальной системы квалификаций (НСК) в 2016 году, а также дальнейшие перспективы ее развития. Об итогах форума рассказал член СПК в строительстве, эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

РЕЗУЛЬТАТЫ работы, проведенной в 2016 году по формированию НСК на федеральном и региональном уровнях, участниками форума оценены положительно. Выступающие единодушно поддержали основные подходы к формированию процедур независимой оценки квалификаций и соответствующего методического инструментария, апробированного советами по профессиональным квалификациям (СПК) и закрепленного соответствующим постановлением Правительства РФ2 и приказами Минтруда РФ. Отмечена значительная работа, проведенная отраслевыми СПК, координационными советами по областям образования, федеральными УМО по сопряжению профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, подготовке новых редакций ФГОС и примерных основных и дополнительных образовательных программ.

Собравшиеся признали целесообразным поддержку усилий заинтересованных сторон по внедрению системы независимой оценки квалификации государством, которое предоставляет преференции наиболее активным работодателям. Особый интерес участников форума вызвали представленные подходы к актуализации ФГОС на основе профстандартов (ПС), предусматривающие возможность оперативного учета новых и актуализированных ПС в примерных и основных профессиональных образовательных программах. Было также одобрено внедрение новых подходов к реализации практикоориентированных программ, в том числе использования инструментария независимой оценки квалификаций при проведении государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций, реализующих программы профессионального образования и обучения.

ДВУХЛЕТНИЙ опыт развития НСК наглядно продемонст­рировал профессионализм и большое старание руководителей Минтруда РФ, которые максимально способствовали эффективности практически всех процессов, реализуемых под эгидой Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК). Неслучайно, на форуме было предложено продолжить совместную с ведомством работу по оптимизации законодательных и нормативных правовых актов, процедур и методических инструментов НСК, а также по мониторингу изменения рынка труда с учетом нового этапа развития системы квалификаций с целью обеспечения ее устойчивости через организационно-методическую и консультационную поддержку. Также на министерство возложена обязанность подготовить предложения по формированию целостной экономической модели системы оценки квалификаций, в том числе для мотивации работодателей к качественным изменениям ведения бизнеса с демонстрацией возможностей этой системы при управлении персоналом.

Прозвучал призыв существенно активизировать работу Минобрнауки РФ по обеспечению преемственности процедур независимой оценки квалификации и присвоения профессиональных квалификаций выпускникам образовательных организаций, а также по уточнению статуса и взаимосвязи академических и профессиональных квалификаций, гармонизации терминологического аппарата сферы труда и сферы профобразования в части управления профессиями и квалификациями.

Новые горизонты открываются в 2017 году и перед Национальным агентством развития квалификаций (НАРК). На его плечи возлагается ответственность по организационно-методической поддержке развития НСК, в том числе в части взаимодействия с СПК и субъектами РФ. Агентству предстоит продолжить работу по внедрению и дальнейшему развитию информационных ресурсов, обеспечивающих поддержку организационных процедур НСК на федеральном и региональном уровнях, а также реализовать меры по развитию кадрового потенциала через формирование системы обучения и повышения квалификации, в том числе экспертов и методистов, членов советов по профессиональным квалификациям.

Голодец Ольга Юрьевна
Голодец Ольга Юрьевна, заместитель председателя Правительства РФ:

 – В РФ сегодня утверждено 836 новых профессиональных стандартов <…>. Сформулировать современные требования и поддерживать их на постоянно обновляющемся уровне, на постоянно обновляющейся основе – это довольно сложная задача. И то, что такие механизмы удалось создать в различных отраслях нашей экономики, – серьезное достижение, которое стало возможным благодаря совместной работе работодателей, правительства, профсоюзов.
Васильева Ольга Юрьевна Васильева Ольга Юрьевна, министр образования и науки РФ:

– На сегодняшний день у нас 686 программ профессионального образования, из которых пока только 129 разработаны в соответствии с профессиональными стандартами. Кроме того, из 1103 образовательных программ высшего образования на соответствие профессиональному стандарту аккредитованы только 44. Это тот разрыв, который необходимо преодолеть в первую очередь.
Шохин Александр Николаевич  Шохин Александр Николаевич, глава Российского союза промышленников и предпринимателей:

 – Одной из приоритетных задач, которые стоят и перед государством, и перед бизнесом, является проведение широкой разъяснительной работы среди всех заинтересованных сторон. С этой целью РСПП с участием Минтруда, Роструда РФ и НАРК проводил серию открытых вебинаров. Для отработки внедрения отдельных элементов НСК на уровне субъектов мы определили 12 пилотных регионов и провели 8 межрегиональных конференций. Был разработан специализированный интернет-портал для взаимодействия с региональными партнерами.
 
АКЦЕНТ в 2017 году будет сделан на развитие региональных составляющих НСК. В связи с этим главам субъектов РФ предстоит начать формирование инфраструктуры для поддержки на региональном уровне внедрения НСК на основе примерной модели, одобренной НСПК, и поддержать лучшие практики и технологии работодателей по активному внедрению профстандартов и инструментов независимой оценки квалификаций в практическое управление организациями и предприятиями региона.

НАРК поручено проработать меры по использованию в системе независимой оценки квалификаций лучших отраслевых практик и международных стандартов, в том числе стандартов движения World Skills с целью сближения систем квалификаций с аналогичными системами заинтересованных стран-партнеров СНГ, ЕАЭС, БРИКС в рамках международного взаимодействия.

Не осталось без внимания и основное рабочее звено НСК – советы по профессиональным квалификациям. Им поручено разработать конкретные планы действий по реализации полномочий, определенных НСПК на основе указа Президента РФ № 676 от 18 декабря 2016 года, обратив особое внимание на формирование планов создания центров оценки квалификаций с учетом реальных потребностей работодателей, образовательных организаций и регионов. Советам также предстоит определить потребности в подготовке экспертов по основным направлениям развития НСК в соответствующих областях профессиональной деятельности и организовать обучение с участием НАРК в первом полугодии 2017 года. Кроме того, СПК поручено обратить внимание на обязательность ведения и постоянного обновления информации открытых интернет-ресурсов о своей деятельности, ориентированных на широкий круг пользователей, включая участников системы независимой оценки квалификаций.

  1. Подробнее http://bit.ly/AO92Br1
  2. Подробнее http://bit.ly/AO92Br2
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
НСК: работа над ошибками и планы на перспективу
Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капитала
НСК – основа взаимодействия рынков труда и образования
Национальная система квалификаций – основа взаимодействия рынков труда и образования
Подведены итоги и намечены перспективы развития российской кадровой политики
Новые аспекты развития Национальной системы квалификаций в 2019 году
Владислав Бородачев о первоочередных задачах развития НСК
Национальная система квалификаций – основа взаимодействия рынков труда и образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ