Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Законодательство о целевой подготовке студентов

Готовятся изменения в законодательстве о целевой подготовке студентов. Решение о подготовке соответствующего законопроекта было принято по итогам специального селекторного совещания, посвященного вопросу эффективности целевого приема и целевого обучения.

31.10.2017
Просмотров: 4

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

Готовятся изменения в законодательстве о целевой подготовке студентов

Решение о подготовке соответствующего законопроекта и внесении его в Правительство РФ к 1 февраля 2017 года было принято по итогам специального селекторного совещания, посвященного вопросу эффективности целевого приема и целевого обучения. В обсуждении, состоявшемся 14 октября, приняли участие премьер-министр РФ Д.А. Медведев, министр профильного федерального министерства О.Ю. Васильева, губернаторы ряда российских регионов, ректоры вузов.

МОДЕЛЬ целевого обучения российской высшей школы насчитывает уже более чем двадцатилетнюю историю. С момента принятия в 1995 году правительственного постановления о целевой контрактной подготовке и до вступления в силу нового закона об образовании, где ее правовой статус закреплен отдельной статьей, она превратилась в один из важных инст­рументов государственной образовательной политики.

​В 2015-2016 учебном году:

• в вузах обучались 168 тыс. студентов, поступивших на условиях целевого приёма;

• квота для целевиков превысила 15 процентов от общего приёма на бюджетные места, но в среднем по стране была выбрана лишь приблизительно на две трети;

• средний балл по единому государственному экзамену у целевиков составил 62,3 – это ниже среднероссийского на четыре единицы.

Об этом говорит и статистика: так, по данным за 2015 год, по программам целевого приема и целевого обучения проходили обучение уже свыше четверти миллиона российских студентов. По некоторым направлениям доля «целевиков» достигла очень существенных размеров: например, общий процент квоты целевого приема в медицинских вузах в 2014 году составил 50 процентов, а в ряде вузов Минздрава, по результатам зачисления, доходил и до 77 процентов. Тем не менее, открывая совещание, Д.А. Медведев констатировал: «Система не работает эффективно, во всяком случае, в полной мере, как мы рассчитывали». В подтверждение премьер привел ряд данных. В частности, более половины договоров о целевом обучении не содержат мер социальной поддержки студентов, а доля договоров, где не установлены сроки трудоустройст­ва выпускников еще выше – более 62 процентов. «То есть это, по сути, профанация. Получается, что трудоустройство вообще не предполагается или можно отработать фиктивно. В результате бюджетные деньги потрачены, а та или иная государственная структура, школа или больница так и не дождались молодого специалиста», – резюмировал глава правительства. Посетовал Д.А. Медведев и на низкий конкурс абитуриентов на целевые места: если в среднем по стране на одно бюджетное место претендовали 8 абитуриентов, то на целевое – только 1. «То есть, по сути, конкурса там не было, – отметил премьер, жестко добавив. – Считаю, что мы можем и должны предъявлять высокие требования к успеваемости будущих специалистов – и по результатам прохождения практики, и к тому, как они учатся».

МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич, премьер-министр Правительства РФ:

– Есть вообще предложение о том, чтобы все госбюджетные места сделать целевыми. Но я думаю, что это малореально в нынешних условиях, да и не нужно, потому что вовсе не обязательно всех выпускников прикреплять к конкретному месту.
ВАСИЛЬЕВА Ольга Юрьевна ВАСИЛЬЕВА Ольга Юрьевна, министр образования и науки РФ:

– Мы прекрасно понимаем, что разработка вопроса потребует ещё большой работы. Придётся заниматься изменением закона об образовании, а также разработкой информационных систем, которые обеспечат прозрачность данной схемы по целевому трудоустройству выпускников. Допускаю, что и Бюджетный кодекс тоже требует своих изменений.
ФЕДОРОВ Александр Александрович ФЕДОРОВ Александр Александрович, ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина:

– Выработка трёхстороннего договора предполагает, что вуз совершенно ясно и точно берёт на себя обязательство по подготовке не просто специалиста, а конкретного специалиста для решения конкретных проблем.

ОДНАКО претензии имеются не только у государства. Так, сами целевики, объясняя мотивы, почему они не спешат по выпуску из вуза трудоустраиваться по «месту назначения», в ходе опросов назвали следующие причины: отсутствие перспектив карьерного продвижения по служебной лестнице и гарантий на получение жилья, низкий уровень социально-экономического и культурного развития регионов, из которых они прибыли на обучение. Не всегда заинтересованной оказывается еще одна сторона – непосредственный работодатель. Дело в том, что заказчики целевого обучения – это, как правило, региональные и муниципальные власти, в то время как непосредственный работодатель – школа, больница, конкретное предприятие или организация – зачастую просто не участвуют в подготовке и подписании соглашения о целевом обучении. А значит, заметил Д.А. Медведев, в таком случае «работодатель вообще не несёт никакой ответственности и не имеет нормальных прав».

Что касается отсутствия мер социальной поддержки, то основная причина тривиальна – недостаток у регионов средств. Хотя даже в этих условиях часть субъектов, для которых обеспечение отраслей кадрами стоит очень остро, старается изыскать способы для привлечения и закрепления молодых специалистов на рабочих местах. Скажем, в Пензенской области разработана и финансируется специальная региональная программа подготовки медицинских кадров. «Ещё на этапе обучения студенты, заключившие целевые договоры, получают дополнительные ежемесячные выплаты за счёт бюджета Пензенской области», – рассказал участник совещания, губернатор области И.А. Белозерцев. Трудоустроившимся целевикам в дальнейшем выплачиваются также денежные субсидии и компенсации для решения жилищного вопроса. В результате, если еще несколько лет назад дефицит медицинских кадров в области составлял около 1,5 тыс. врачей, благодаря активной региональной политике цифру удалось сократить уже наполовину.

Положительным опытом Хабаровского края поделился губернатор В.И. Шпорт: здесь также принята и действует соответствующая программа, благодаря которой в социальную сферу и на сельхозпроизводство края пришло более тысячи молодых специалистов-целевиков. Интересно, что в рамках программы развивается и система образовательных кредитов: «Такой кредит за счёт средств краевого бюджета предусмотрен на оплату обучения в вузе по нужной региону специальности с условием трёхлетней отработки после получения образования, – рассказал губернатор. – В период обучения установлена дополнительная стипендия, оплачивается проживание в общежитии, проезд к месту практики и обратно, переезд к месту трудоустройства. Договоры образовательного кредита за эти годы заключили 70 человек».

НАСТРОЙКА эффективной системы целевого обучения будет проходить и с учетом положительного регионального опыта, и с учетом итогов эксперимента по целевой педагогической подготовке, который сейчас проводится на базе 4 государственных педагогических университетов: Нижегородского, Уральского, Ульяновского и Алтайского. «В 2017 году мы планируем расширить базовый эксперимент ещё на 12 регионов, – отметила министр образования и науки О.Ю. Васильева. – В основе эксперимента – взаимодействие «регион – вуз» и планирование потребности в учительских кадрах с перспективой до десяти лет. Целевое обучение реализуется на основе трёхстороннего договора: вуз – регион – студент. Договор заключается по результатам конкурсного отбора лучших студентов, окончивших второй курс бакалавриата, или при поступлении в магистратуру по итогам комплексного экзамена, проводимого с участием представителей субъектов Российской Федерации». В своем док­ладе министр предложила и общие подходы предстоящего изменения модели целевого обучения: «Суть предлагаемых изменений такова. В основе лежит трёхсторонний договор о целевом приёме, целевом обучении, заключаемый между образовательной организацией высшего образования, заказчиком и абитуриентом. Договор заключается до начала приёмной кампании, причём последней стороной, подписывающей договор и отвечающей за наличие в договоре взаимных обязательств абитуриента и заказчика, является вуз. Вуз оценивает качество договора. В случае отсутствия в договоре чётко прописанных обязательств и ответственности сторон вуз должен отказаться от подписания договора и не принимать данного абитуриента в пределах квоты целевого приёма». Четко прописанными правами и обязанностями будут наделены также и сам студент (в частности, он будет обязан отработать не менее трех лет в указанной в договоре организации, иначе – взимание неустойки в размере средств, затраченных бюджетом на его обучение), и заказчик (от его потребуется предоставить и меры социальной поддержки, и участие в софинансировании обучения, и гарантии трудоустройства выпускника целевой программы). Кроме того, в принятом по итогам совещания совместном решении Мин­обрнауки РФ и заинтересованными органами исполнительной власти поручено проработать вопрос о целесообразности введения механизма целевого приёма на обучение за счёт бюджетных ассигнований по образовательным программам профессионального образования.

Марина БРЫЛЯКОВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: законодательство в образовании, Минобрнауки, ао-91, по сути

Похожие материалы:
Вузам заплатят за приоритетные специальности
Государственная Дума: итоги и перспективы
Минобрнауки России подготовило брошюру о новом законе об образовании
Перечень профессий СПО: исключить нельзя оставить
Опорные университеты: от объединения к развитию
Минобрнауки России определило критерии инновационной продукции
О независимой оценке квалификаций
Владимир Рудашевский: «Проблема взаимоотношений работодателей с вузами не имеет простого решения»
Минобрнауки РФ: итоги и перспективы
Хусейн Чеченов: перспективы нового закона

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#92Новое педагогическое образование
#87Рейтингование как инструмент развития
#89Профессионализм, качество, инновации
#89Итоги приeмной кампании опорных вузов
#93Новый уровень программной аккредитации
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны