Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Бизнес заинтересован в реформировании образования

Программа «Лифт в будущее» объединяет три необходимых звена инновационного процесса: талантливую молодежь; ведущие российские образовательные организации высшего и среднего профессионального образования; государственные институты и бизнес-структуры, заинтересованные в перспективных высококвалифицированных специалистах.

Просмотров: 1902

ШМЕЛЕВА Елена Владимировна – и.о. декана Высшей школы управления и инноваций МГУ им. М.В.Ломоносова, вице-президент благотворительного фонда «Система», кандидат социологических наук.
Родилась в 1971 году в Ленинграде, окончила факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Восхождение по карьерной лестнице начала с должности младшего научного сотрудника НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ. В дальнейшем работала генеральным директором российского исследовательского агентства MARCO и российского филиала международного исследовательского института «MediaTenorRussia», заведующей кафедрой визуальной журналистики, директором института медиаисследований СПбГУ.
Сфера научных интересов: стратегическое и корпоративное управление, культура инноваций, HSE-менеджмент, управление талантами, стандарты корпоративной социальной ответственности, система управления качеством высшего образования.

Лифт в будущее

Бизнес не должен стоять в стороне

Рынок технологий, экономика знаний предъявляют новые требования практически к каждому из нас. Чтобы обновлять технологии, нужно уметь быстро переучиваться и творчески мыслить, а эти навыки закладываются в детском саду и начальной школе. Очевидно, что массовая школа не может ориентироваться только на исключительные личности и индивидуальное творчество. Ее задача – заложить общий объем знаний об окружающем мире, добиться его полноценного усвоения и социализировать ученика. И этот процесс часто идет, как караван судов, скорость которого определяется самым медленным из них. Только для тех, кто обладает действительно уникальными, исключительными способностями, школа выступает полноценным социальным лифтом, закладывая – вместе с семьей или вместо нее – индивидуальную профессиональную траекторию. Для всех остальных шанс сделать правильный профессиональный выбор в школе практически отсутствует. Бизнес как институт, заинтересованный в кадрах для будущего развития, должен стать третьей полноправной стороной этого процесса.

В силу многообразия своих интересов, бизнес более чутко реагирует на изменения внешней среды, всегда выбирая лучшее из возможного. По изменениям политики HR-подразделений уже очевидно, что конкуренция переместилась с рынка технологий и ресурсов на рынок труда. Поэтому бизнес, причем не только крупный, все чаще берет на себя функции школы – как средней, так и высшей, создавая собственные образовательные программы, центры, кафедры. И становится все более озабоченным состоянием и развитием системы образования, главный недостаток которой видит в слабой мотивации к поиску талантов.

Здесь на первый план выходит учитель. Общение с учителем – основной момент для появления интереса, настоящего любопытства ученика. Обсуждая закон об образовании и реформу образования в целом, совсем выпустили из вида самое важное: кто будет учить? как сделать эту профессию действительно привлекательной? В этой ситуации бизнес не должен стоять в стороне. Чтобы заметить и развить талант, даже просто способного ученика, надо самому быть творческой личностью, уметь не только давать базовые знания, но и выявить в каждом талант, а также помочь ему развиться. Для этого самому нужно постоянно совершенствовать свои знания. Как раз в этом учителю мог бы помочь бизнес, придя в школу с рассказом о современных технологиях и профессиях, поощряя лучших учеников и их педагогов, инвестируя в творческую и научную инфраструктуру, которая должна быть доступна каждому ребенку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи. Таким образом, бизнес должен быть напрямую подключен к работе по подготовке современных учителей. К сожалению, новый федеральный закон об образовании ничего не говорит об этом.

Предположение некоторых законодателей о том, что бизнес захочет каких-то привилегий за выполнение этой работы, ошибочно. Напротив. АФК «Система»1, в частности, исключительно автономно и за счет чистой прибыли уже несколько лет реализует программу «Лифт в будущее»2. Эта программа объединяет три необходимых звена инновационного процесса: талантливую молодежь, желающую занять достойное место в обществе; ведущие российские образовательные организации высшего и среднего профессионального образования; государственные институты и бизнес-структуры, заинтересованные в перспективных высококвалифицированных специалистах. Цель этого проекта – поддержка и удержание в России талантливой молодежи: через гранты, стипендии, стажировки, летние научные школы, отраслевые молодежные форумы, сети лабораторий и научно-технических центров, бесплатные образовательные программы и другие формы. И чем больше партнеров становится у программы, тем больше возможностей открывается перед ее участниками – российскими школьниками и студентами. Расчет авторов проекта «Лифт в будущее» не связан с получением компенсации со стороны государства, а находится исключительно в сфере социальной ответственности и будущей совокупной выгоды всего российского общества.

Политехник vs проектировщик будущего

Очевидно, что бизнес заинтересован не только в развитии талантливых детей, но и в том, чтобы они оставались, во-первых, в России, во-вторых, в своих регионах – высокотехнологичные производства расположены по всей стране. Привлечь инвестиции в регионы, где нет нужных специалистов, где квалификация потенциальных работников не соответствует профилю будущего производства, практически невозможно. В этом смысле поддержка одаренных детей – задача комплексная. Они в первую очередь должны понимать, что нужны своему региону, своей стране, что, если они будут последовательны и упорны, у них гарантированно будет хорошее образование, жилье и работа там, где родились. Это задача уже региональных властей и регионального бизнеса – проводить комплексную политику по поиску, развитию и удержанию молодых талантливых людей. Одним из максимально эффективных механизмов такой политики должна стать профориентация.

В советской политехнической парадигме школьников водили на предприятия и рассказывали о нужных профессиях «на всякий случай». Профориентация была пассивной, стимулируя обязательный выбор из предложенного. Сегодня может сработать только интерактивная форма, которая увязывает способности и желания, мечты конкретного школьника и будущий рынок труда. Для этого каждая корпорация, компания и даже небольшая фирма должны агитировать школьников и студентов прийти к ним, открывать профессиональные перспективы, доказывая это реальными фактами, то есть бороться за них. Это и будет профориентация. Пусть каждый «кулик» хвалит свою профессию – показывая, рассказывая, формулируя задачи для коллективной работы школьников и студентов. Только таким образом будет передаваться не сам опыт сегодняшних профессионалов, а идея, заложенная в этот опыт и открывающая простор для творчества и будущего развития.

Такому взаимодействию школы и бизнеса очень мешает нечеткость в определении общих целей. Может быть, для ее формирования нужно снова вернуться к общей постановке вопросов: какова миссия школы, чего мы от нее хотим? Видимо, чтобы из школы выходили образованные люди, которые могут сознательно выбирать свой жизненный путь. Сейчас жизнь круто изменилась, выбор стал более сложным, а ребенок опять не готов к реальной жизни. Так будет до тех пор, пока его просто «натаскивают» на сдачу нужных экзаменов.

Корпоративная социальная ответственность: новый этап

В рамках социальных программ для своих сотрудников бизнес мог бы поощрять внимание работающих у него родителей к профессиональному становлению их детей.

Огромный эффект могли бы дать программы поддержки семейного воспитания, содействия и помощи в получении образования детьми сотрудников, внедрения института наставничества, участия в развитии образовательных учреждений вплоть до создания своих частных учебных заведений. Стоит подчеркнуть, эти вопросы успешно решаются на основе единой технологической платформы «Лифт в будущее». Этот инструмент АФК «Система» может передать и партнерам. Известно, что сегодня расходы бизнеса на программы по социальной ответственности имеют тенденцию к росту. Отнесение просветительской работы к разряду целенаправленной социальной ответственности бизнеса и сознательное последовательное стимулирование государством активности в этой сфере позволило бы значительно усилить и консолидировать этот рост.

Главной причиной запуска проекта «Лифт в будущее» (ноябрь, 2011) стало осознание того, что сегодня у молодежи в значительной степени пропал интерес к естественным наукам и технике, а также необходимость решения проблемы социальных лифтов для талантов из регионов.

Более половины россиян с высшим образованием работают не по специальности – это большая потеря для страны, поэтому программа «Лифт в будущее» должна помочь молодому человеку разработать индивидуальную стратегию дальнейшего обучения и социального развития, чтобы не ошибиться в выборе жизненного пути.

Проект имеет два важных отличия: во-первых, он адресован не только студентам, но и школьникам 7-11 классов, во-вторых, работает как всероссийская молодежная сеть, а это привычная среда общения для молодого поколения. Фактически это социальный лифт – открытый и прозрачный, создающий точки роста для одаренной и талантливой молодежи. Программа предлагает большой набор привилегий для школьников, студентов, преподавателей и молодых специалистов, в числе которых бесплатная летняя школа, стипендии, более ста ежегодных конкурсов и грантов.

Главное – заинтересовать детей и молодежь, поэтому у них перед глазами должны быть привлекательные стимулы: сегодня я решил какой-то кейс, а завтра меня пригласили в летнюю школу или на мастер-классы с «топами» бизнеса, послезавтра – на стажировку за рубежом или в дочерних компаниях АФК «Системы» («Башнефть», МТС, «Биннофарм», «Медси»). Чтобы кейсов и привилегий было больше, АФК «Система» активно привлекает бизнес-партнеров, среди которых ABBYY, Cisco, Лаборатория Касперского, РОСНАНО, Сколково и другие.

В прошлом году обучение в летней школе под Звенигородом прошли более ста детей из разных регионов, им полностью были оплачены проезд и проживание. Кроме того, за лучшие научные работы студентам выплачивается стипендия – 5 тыс. рублей в месяц (за два семестра 2012 года подано 1408 заявок, отобрано 200 работ).

Связующим звеном между школьниками, студентами и бизнесом в проекте выступает наставник-куратор. Его задача – помочь участникам разработать индивидуальную траекторию обучения. Мечтает, например, школьник стать биологом – указывает на сайте сферу своих интересов, находит куратора в этой области и задает ему конкретные вопросы: на какие мастер-классы и мероприятия можно пойти, в каких олимпиадах поучаствовать, какой вуз выбрать. Таким образом, к моменту окончания школы он уже четко понимает, чего хочет, и осознанно выбирает будущую специальность. Среди кураторов «Лифта» сотрудники АФК «Система» – 180 добровольцев и преподаватели МГУ, МГТУ, МИФИ, МАИ и других вузов. Сейчас на портале проекта зарегистрировано более 100 тыс. школьников.

Проект реализуется только два года, и пока нельзя назвать цифру трудоустроившихся молодых людей, но можно утверждать, что создана платформа для открытого отбора наиболее талантливых из них. Если, допустим, «Башнефти» понадобится 2 тыс. молодых сотрудников, мы пригласим самых активных ребят с портала «Лифта» – в уверенности, что за этих кандидатов потом будут «драться» самые серьезные работодатели.

Подготовка молодежи к работе в экономике знаний занимает важное место в программе «Лифт в будущее», которая нацелена на формирование качеств, необходимых для инновационного поведения. Неоценимое свойство бизнеса – быстрое понимание того, кто сколько стоит в смысле способностей к творчеству, имеющему рыночную цену. Например, участие в конкурсах программы мобилизует воображение, настойчивость, рациональность мышления, психологическую устойчивость (проигрывать тоже надо уметь!). Именно от бизнеса в систему образования идёт мощный поток импульсов энергии, заряжающей человека «на всю оставшуюся жизнь». При этом бизнесу противопоказано любое усреднение. Скорее наоборот: персональные амбиции становятся особенно востребованными в бизнес-образовании, а разнообразие характеров – гарантия правильного выбора лидеров.

В прошлом году начато долгосрочное сотрудничество с компанией Cisco в сфере поиска, поддержки и развития талантливой молодежи, имеющей интерес к информационно-коммуникационным технологиям. Это позволит использовать возможности программы сетевой академии Cisco – самого большого виртуального «учебного класса» на планете.

Совместно с корпорацией Intel создаются научные проектные лаборатории для старшеклассников – STEM-центры (science, technology, engineering, mathematics – наука, технология, инжиниринг, математика). STEM-центры дают возможность почувствовать себя членом реальной научной лаборатории, принять участие в профессиональных исследованиях и реализовать собственный научный проект.

Большие надежды

Масштаб и важность всех этих задач свидетельствуют о том, что в одиночку бизнесу их не решить – только в партнерстве с государством и обществом. Однако государство лишь начинает делать первые шаги к равноправному партнерству с бизнесом. Так, в новом законе об образовании отсутствует понятие «работодатель», хотя бизнес должен быть третьим звеном в цепочке «вуз – выпускник – работодатель». Бизнес уже начал самостоятельно искать таланты, создавать собственные образовательные программы, центры и кафедры, но полностью взять на себя функции школы или вуза невозможно – даже по закону.

Большие надежды – на развивающееся государственно-частное партнерство (ГЧП). Однако в сфере образования совместных проектов пока очень мало. Существует множество форм ГЧП, которые позволяют вовлечь в партнерские отношения широкий круг государственных (федеральных, региональных, муниципальных) органов власти и управления, государственных корпораций и компаний, учебных заведений, общественных организаций, благотворительных фондов и бизнес-структур, объединяющихся вокруг технологических платформ и новых экономических кластеров.

Бизнес готов более энергично участвовать в решении вопросов активной социализации личности, внедрения предпринимательских ценностей, которые, безусловно, не сводятся к жажде наживы, а обращаются к творческому воображению – придумыванию такого, чего еще нет на рынке. Именно такие качества сегодня требуются для успешного ведения бизнеса, но еще больше они будут востребованы в будущем.

1 АФК «Система» – крупнейшая в России и СНГ публичная диверсифицированная финансовая компания. Образованная в 1993 году, она сегодня входит в топ­10 российских компаний по выручке и является одной из крупнейших инвестиционных компаний в мире.
2 http://lifttothefuture.ru/
Об этом проекте рассказывается также в статье «Образовательные инициативы бизнеса запускают «Лифт в будущее» («АО», №56, июнь, 2012).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Московский колледж – возможности и перспективы
Социальное партнерство: от идеи к практике
Развитие олимпиадного движения в вузах и на предприятиях
«Лифт в будущее»: стипендия талантливой молодежи
«Росатом». Стратегия развития кадров
Колледж будущего
Три шага к публичной образовательной корпорации
Современные тенденции развития среднего профессионального образования
Социальные лифты для талантливой молодежи
Стартует «экспедиция» по поиску инновационных стартапов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ