Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Четвертый Болонский политический форум

Девятая конференция министров образования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и Четвертый Болонский политический форум объединили 47 стран­-участниц Болонского процесса – с различными политическими, культурными, образовательными традициями, сотрудничающих на основе открытого диалога, общих целей и принятых обязательств.

Просмотров: 539

А.Н. ТАРАСОВА, заместитель начальника международного отдела Национального центра общественно-профессиональной аккредитации


Вместе мы сильнее

Девятая конференция министров образования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и Четвертый Болонский политический форум состоялись в Ереване (Армения) 14-15 мая. Мероприятия объединили 47 стран­-участниц Болонского процесса – с различными политическими, культурными, образовательными традициями, сотрудничающих на основе открытого диалога, общих целей и принятых обязательств.

В итоговом коммюнике изложены общие принципиальные позиции, сделаны выводы, обозначены приоритеты. Что продемонстрировали прошедшие пятнадцать лет интеграции? Какие вызовы времени предстоит преодолеть? Какие цели поставлены? Насколько осуществимы выбранные стратегии в условиях политической конфронтации? Представляем краткий обзор, подготовленный на основе ряда официальных документов.

– Мы считаем, что Болонское соглашение и участие в нем России являются плюсом для системы высшего образования, но мы подходим к этому прагматично, отбирая те элементы, которые усиливают наше высшее образование, не применяя те, которые его ослабляют и не создают условий для движения вперед.

Россия является не только европейской страной. Нами активно выстраиваются контакты с Азией и Тихоокеанским регионом в формате БРИКС и АТЭС. В России реализуется целый ряд инициатив. Например, программа «5-100» или «Глобальное образование». Это те программы, которые реализуются единицами в Европе и вызывают большой интерес.

Из выступления Д. Ливанова, министра образования и науки РФ, на IV Болонском политическом форуме.

Связующие звенья

Реформы систем высшего образования, инициированные подписанием Болонской декларации, ставят своей целью усиление роли и ответственности общественности в принятии решений в сфере высшего образования, академических свобод и автономии образовательных организаций. Проведение реформ становится возможным благодаря реализации общих структур образовательных степеней, единства в понимании принципов и процессов гарантии качества, а также использованию общих инструментов.

Ереванская конференция стала площадкой для подведения итогов пятнадцатилетней работы в области гарантии качества, разработки рамок квалификаций, использования ECTS-кредитов, признания предшествующего обучения, реализации студентоцентрированного обучения и усиления мобильности студентов и преподавателей – всех инициатив Рабочего плана до 2015 года.

Эти пятнадцать лет работы позволили сделать определенные выводы и вынести уроки. Так, для того чтобы страны-участницы и образовательные организации ясно видели преимущества участия в Болонском процессе, необходимо внедрение более эффективных механизмов привлечения всех заинтересованных сторон к обсуждению целей и результатов обучения, особенно студентов и преподавателей. В этом случае необходимо более четкое разделение двух уровней реализации болонских инициатив: национального и институционального. Разграничение уровней делает очевидным тот факт, что структурные реформы, принятые на основе политических решений, являются первым шагом на пути реальной трансформации системы высшего образования. Подходы и способы оценки этих уровней должны значительно отличаться. Кроме того, достижение целей Болонского процесса должно поддерживаться национальными проектами и мероприятиями.

Принципы студентоцентрированного обучения до настоящего времени недостаточно приняты и реализованы академическим сообществом. Очевидно, что студентоцентрированный подход должен претворяться в жизнь и на стадии разработки, и в процессе реализации образовательных программ, что подразумевает создание и поддержание благоприятной образовательной среды.

Реализация наднационального видения болонских принципов должна учитывать национальные академические традиции, интересы и приоритеты всех стран. Общеевропейский характер процесса подразумевает привлечение к разработке методов реализации болонских инициатив всех членов академического сообщества – преподавателей, студентов, административного персонала.

Прошедшие годы ярко продемонстрировали, что подходы к пониманию Болонского процесса существенно отличаются: есть просто его участники, и есть те, кто ставит целью достижение единства Европейского пространства высшего образования. Иными словами, понимание может быть описано как процесс, или как результат. Отсюда и возникают различия в ожиданиях, которые были или не были оправданы. Процесс – понятие, растянутое во времени, завершенность которого крайне сложно описать и измерить, в то время как результаты четко видимы и измеримы. Стоит понимать, что как процесс, так и результаты являются неотъемлемыми элементами построения ЕПВО, которые рассматриваются и оцениваются как связующие единого целого.

Реформы чаще всего носят нисходящий характер и включают использование инструментов законодательства, правил, предписаний и других нормативных документов. Однако не стоит забывать про обратную связь со стороны образовательных организаций. Реформы должны носить открытый характер и предоставлять возможность внесения предложений от лица вузов, студентов, преподавателей, работодателей. Участники должны быть наделены автономией и обладать определенной долей ответственности, что обеспечивается единством и согласованностью подходов к процедурам гарантии качества образования.

– Болонский процесс является фактором роста успеха Европы. Несмотря на критику, которая иногда звучит, несмотря на демографические и экономические кризисы, наши системы образования стали похожи. Студенты стали более мобильными и конкурентоспособными на международной арене. Безусловно, есть проблемы и вызовы, которые нужно преодолеть, обеспечивая высокий уровень образования. Вузы не только обучают навыкам и передают знания, они их и генерируют, чтобы создавать общества, основанные на знаниях. Нам необходимо говорить не о том высшем образовании, которое обслуживает экономику, а о том, которое ее создает.

Из выступления Марите Сейле, министра образования и науки Латвии, сопредседателя IV Болонского политического форума.

Перспективные планы

Конференция министров образования является также ареной для принятия политически важных документов, которые будут определять вектор развития систем высшего образования европейских стран в ближайшие годы.

По итогам Девятой конференции министров образования Европейского пространства высшего образования были приняты директивные документы.

  • Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG)1.
  • Европейский подход к гарантии качества совместных программ2.
  • Руководство по использованию ECTS в качестве официального документа ЕВПО.

Встреча министров определила основные направления реформирования высшего образования в странах­участ­ницах Болонского процесса. Например, сегодня приоритетной видится работа над усовершенствованием и расширением уровней принятых национальных рамок квалификаций (НРК). Предполагается включить программы короткого цикла (до 120 ECTS) в структуру квалификаций, разработать приемлемые инструменты гарантии качества, основанные на ESG, позволяющие официально признавать программы такого рода. Однако вопр-ос о национальной рамке квалификаций до сих пор остается открытым для России, поскольку наша страна находится в «красной зоне», и предложенный проект НРК будет утвержден лишь в конце 2016 года.

Поставив свою подпись под официально принятыми на конференции документами, министры образования принимают обязательства:

  • гарантировать равные возможности трудоустройства выпускникам программ бакалавриата;
  • предоставлять прозрачную и надежную информацию о возможностях трудоустройства выпускников и их карьерном росте на рынке труда;
  • содействовать дальнейшему развитию мобильности и интернационализации высшего образования;
  • наделить образовательные организации правом выбора агентств из числа зарегистрированных в EQAR3 для проведения процедур внешней гарантии качества (аккредитации).

К перспективным планам на ближайшие годы относятся:

  • повышение качества и актуальности обучения и преподавания;
  • содействие трудоустраиваемости выпускников на протяжении всей их трудовой жизни в условиях быстро меняющихся рынков труда;
  • создание «инклюзивных» систем Европейского пространства высшего образования, доступных всем слоям населения вне зависимости от их происхождения, предшествующего образования и квалификации;
  • реализация согласованных структурных реформ как одного из ключевых условий консолидации Евро­пейского пространства высшего образования.

При всей неоднозначности понимания Болонского процесса время показало – неконструктивно игнорировать его или даже противостоять происходящему. Поскольку, как утверждается в одном из официальных документов ереванской конференции, «together we are stronger»4. Следующая встреча министров образования Европейского пространства высшего образования состоится во Франции в июне 2018 года.

1. Новая редакция. См. перевод на русский язык на сайтах www.enqa.org и www.аккредитация.рф

2. См. перевод на русский язык на сайте www.аккредитация.рф

3. Европейский реестр агентств гарантии качества.

4. Вместе мы сильнее (англ.). http://bologna­yerevan2015.ehea.info/files/Bologna%20Process% 20Revisited_Future%20of%20the%20EHEA%20Final.pdf

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
Есть ли шанс у российских университетов?
Гармонизация международных образовательных программ с учетом традиций российской высшей школы
Сараево: дискуссии о гарантиях качества
Есть ли шанс у российских университетов?
Финансирование образования в Европе. Уроки кризиса
Результаты обучения и оценка качества результата – по-европейски
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Российские эксперты оценили качество образования одного из старейших китайских университетов
Интернет на службе гарантии качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ