Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов

Россия находится в первой десятке стран, которые выбирают для обучения за рубежом граждане Малайзии. Наиболее перспективным образовательный рынок этой страны может стать для российских медицинских вузов при наличии у них аккредитации Малазийского медицинского совета.

Просмотров: 354

Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна

 ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ.

Малайзия далекая и близкая, или Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов

Россия находится в первой десятке стран, которые выбирают граждане Малайзии для обучения за рубежом. Наиболее перспективным образовательный рынок этой страны может стать для российских медицинских вузов при наличии у них аккредитации Малазийского медицинского совета (англ. – MalaysianMedicalCouncil).

Общая характеристика

Среди стран Юго-Восточной Азии малазийская экономика занимает третье место. На протяжении последних шестидесяти лет в стране наблюдается рост ВВП примерно на 6 % в год. Население – около 30,9 млн., при этом самая крупная возрастная группа, от 25 до 54 лет, составляет 41 %. Система высшего образования представлена частными колледжами (414), частными (37) и государственными (20) университетами, политехническими институтами (24), 7 филиалами зарубежных вузов. Всего по программам высшего образования обучается 1,2 млн. студентов.

​Процедура аккредитации вуза в Малазийском медицинском совете крайне длительна и финансово затратна, но только при её наличии можно ожидать появление интереса со стороны малазийских абитуриентов по медицинским специальностям.

С 2009 года правительство страны неоднократно смягчало политику в отношении сектора услуг с целью привлечения большего объема зарубежных инвестиций. После отмены ряда ограничений в области консультирования по IT, туризму и грузоперевозкам в 2011 году принято решение о разрешении присутствия компаний, чьи акции на 100 % принадлежат зарубежным владельцам, в таких отраслях, как здравоохранение, розничная торговля, образование, а также оказание профессиональных, экологических и курьерских услуг.

По состоянию на 1 декабря 2016 года подписано более 900 меморандумов о договоренности и взаимопонимании между университетами Малайзии и зарубежными организациями для расширения сотрудничества в области высшего образования и академических исследований на международном уровне. Они охватывают вопросы обмена публикациями, сотрудниками и студентами, совместного проведения исследований.

По данным исследования банка HSBC «Ценность образования» (англ. – TheValueofEducation) 68 % малазийских родителей полагают, что обучение за рубежом создаст перспективы для будущей карьеры их детей, 65 % родителей считают, что реализовать эти цели поможет обучение в рамках послевузовских программ. Предпочтения относительно будущих специальностей распределяются следующим образом: 25 % родителей малазийских студентов думают об их обучении за рубежом по медицинским специальностям, 18 % – по инженерным и 3 % – по компьютерным наукам.

Основные страны академической мобильности студентов из Малайзии: Великобритания, Австралия, США, Египет, Россия, Япония, Иордания, Индия, Новая Зеландия, Ирландия (см. табл. 1).

В свою очередь Малайзия активно приглашает иностранных студентов. В 2014 году в государственные и част­ные вузы страны были зачислены 135,5 тыс. иностранных граждан, в основном из Бангладеш, Китая, Индонезии, Нигерии, Индии и Пакистана. К 2020 году Малайзия намерена стать международным и региональным образовательным хабом и привлечь 200 тыс. студентов.

​Основные страны академической мобильности студентов из Малайзии: Великобритания, Австралия, США, Египет, Россия, Япония, Иордания, Индия, Новая Зеландия, Ирландия. 

Российские ориентиры

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года, № 891, гражданам Малайзии ежегодно выделяются квоты на обучение в российских вузах. Число квот утверждается ежегодно. В 2013-2014 учебном году по всем уровням образования Малайзии было выделено всего 5 квот, а в 2014-2015 учебном году за счет средств российского бюджета обучались 30 малазийцев . Большая часть малазийских студентов обучается в российских вузах на контрактной основе, причем медицинским специальностям. По данным ведомственной статистики , количество студентов из Малайзии в прошлом учебном году достигало 2 465 (см. табл. 2).

Медицинский совет, полномочный государственный орган Малайзии, признает дипломы 6 медвузов России: с 1999 года – Курского государственного медицинского университета, с 2001 года – Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Нижегородской государственной медицинской академии, Волгоградского государственного медицинского университета и с 2001 по 2013 годы – Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского . За последние двадцать лет в этот список не вошел ни один другой российский вуз.

Процедура аккредитации вуза в Малазийском медицинском совете крайне длительна и финансово затратна, но только при её наличии можно ожидать появление интереса со стороны малазийских абитуриентов по медицинским специальностям.

Самый большой контингент малазийских студентов зарегистрирован в Нижегородской государственной медицинской академии, Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И. Пирогова, Волгоградском государственном медицинском университете, Курском государственном медицинском университете, а также в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете и Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете). Перспективы набора абитуриентов из Малайзии для российских вузов высокие.

В последние годы среди малазийцев усилился интерес к изучению русского языка. Так, на языковых курсах в Российском центре науки и культуры Россотрудничества в г. Куала-Лумпур в 2015 году обучалось 222 слушателя. Рост наблюдается с 2014 года.

​Перспективными направлениями сотрудничества между Россией и Малайзией являются аэрокосмическая сфера, информационные и нанотехнологии, военная и военно-техническая сфера. Соответственно, интерес к обучению по перечисленным направлениям в российских вузах гарантирован.

В ноябре 2015 года подписано межправительственное соглашение о создании российско-малазийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Соглашения в области образования, признания документов о предыдущем образовании между нашими странами отсутствуют. Однако так же, как Россия и Индонезия, Малайзия является участницей Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о признании квалификаций в области высшего образования (Токио, 26, ноябрь 2011). Документы об образовании, выданные малазийскими образовательными организациями, признаются действительными на территории России при наличии консульской легализации.

Перспективными направлениями сотрудничества между Россией и Малайзией являются аэрокосмическая сфера, информационные и нанотехнологии, военная и военно-техническая сфера. Соответственно, интерес к обучению по перечисленным направлениям в российских вузах гарантирован.

Российским вузам, планирующим начать набор малазийских студентов или увеличить их число, необходимо обратить внимание на следующие ключевые факторы:

– создание Ассоциации выпускников российских (советских) вузов в Малайзии;

– участие в международной образовательной выставке FaconEducationFair в Малайзии.

В целом увеличению числа малазийских студентов, обучающихся в российских вузах, может способствовать:

– подписание между Россией и Малайзией соглашения о сотрудничестве в области образования и признании документов о предыдущем образовании;

– увеличение числа ежегодных квот на обучение малазийских граждан в российских вузах;

– создание русского центра фонда «Русский мир» в Малайзии;

– проведение в Малайзии Года российского образования.

[1]Проект «Азиатский вектор. Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион»: http://asiavector.ru/countries/malaysia/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[2]Там же.

[3] Global parents’ survey: three quarters would consider university abroad. 20.07.2015 // Электронный доступ: http://monitor.icef.com/2015/07/global-parents-survey-three-quarters-would-consider-university-abroad/ (Дата обращения: 12.04.2017).

[4]Источники: UNESCO Institute for Statistics. (2016), Global Flow of Tertiary- Level Students 2014.

[5]Проект «Азиатский вектор. Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион»: http://asiavector.ru/countries/malaysia/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[6]Там же. – С. 277.

[7]Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 6. Минобрнауки РФ. – М.: Центр социологических исследований. – 2016. – С. 42.

[8]В 2001 году КГМУ им. С.И. Георгиевского вошел в официальный список Малазийского медицинского совета как украинский вуз. В 2006 году Международный медицинский факультет КГМУ им. С.И. Георгиевского был также сертифицирован международной организацией International EducationSociety, Ltd (IES), Лондон, с рейтинговым уровнем АА (топ учреждение, получившее международное признание и мировую известность). Вскоре после присоединения Крыма к России на базе КГМУ им. С.И. Георгиевского была создана Медицинская академия им. С.И. Георгиевского Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, юридически утратившая в новом статусе международное признание. Около 400 иностранных студентов медуниверситета прервали обучение и покинули вуз сразу после принятия решения о его включении в состав федерального университета. Всего в КГМУ им. С.И. Георгиевского обучались 2 тыс. иностранных студентов из 47 стран (подробнее на сайте Информационного агентства «Крыминформ»: http://www.c-inform.info/news/id/12101 и http://www.c-inform.info/comments/id/140).

[9]Официальный сайт Малазийского медицинского совета: http://www.mmc.gov.my/images/contents/Second%20Schedule/Second%20Schedule%20-%20Updated%2020170117.pdf. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[10]Официальный сайт Малазийского медицинского совета: http://www.mmc.gov.my/images/contents/Second%20Schedule/Second%20Schedule%20-%20Updated%2020170117.pdf. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[11]Проект «Азиатский вектор. Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион»: http://asiavector.ru/countries/malaysia/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[12]Официальный сайт Россия – АСЕАН: http://russia-asean20.ru/russia_asean/, свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения: 05.02.2016.

 

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
Поколение учащихся за рубежом
Интернационализация японских университетов
Инициативы Германии по привлечению иностранных студентов
Китайские студенты за рубежом
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
В России и мире развивается интернационализация высшего образования
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ