Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования

Обзор образовательной системы Новосибирской области: структура, научно-технический и образовательный потенциал, итоги реализации ПНП «Образование».

Просмотров: 2957

Новосибирская область расположена в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины. Граничит с Алтайским краем, Кемеровской, Омской и Томской областями, Республикой Казахстан. Занимает территорию, равную 178,2 тыс. кв. км. Входит в Сибирский федеральный округ. В составе области – 30 районов, 14 городов, 19 поселков. На начало 2008 года численность населения составляла 2 млн. 635 тыс. 642 человека, в том числе городского – 75,3 процента.

Технопарковая идеология и инновационная инфраструктура

Администрация области совместно с партнерами выполняет комплекс мероприятий по формированию инновационной культуры общества, выражающейся в его готовности к восприятию новых продуктов и технологий, а главное – нового мышления тех, кто будет создавать и продвигать инновации, и тех, кто будет их потреблять. В регионе формируется новая – технопарковая – идеология как система представлений о развитии общества, опирающаяся на определенные ценности – развитие не только экономики, основанной на знаниях, но и общества знаний в целом.

В рамках этой идеологии при поддержке администрации области в Новосибирском научном центре развивается сетевая инновационная инфраструктура, включающая центры развития творческих способностей («школа – вуз»), центры развития инновационных компетенций, бизнес-инкубаторы, технопарковые зоны и т.д. Эти объекты инфраструктуры решают задачи выявления, поддержки и привлечения талантливой молодежи к фундаментальной науке и инновационному предпринимательству; активного включения инновационной деятельности в образовательный процесс; подготовки и переподготовки кадров для инновационной экономики; мониторинга и технологического аудита результатов научной и научно-технической деятельности вузов. Кроме того в области разработаны новые программы подготовки специалистов в сфере инновационной деятельности, связанные с высокими технологиями и ориентированные на формирование базовых и ключевых компетенций.

Для талантливой молодежи выделяются гранты, устанавливаются стипендии и премии. Молодые ученые получают помощь в решении жилищных вопросов.

Научно-технический и образовательный потенциал

В Новосибирской области успешно развиваются 3 уникальных научных городка; 55 институтов сибирских отделений Российской Академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» (наукоград Кольцово); более 60 отраслевых НИИ; более 50 научных школ мирового уровня. В научно-технической сфере области эффективно функционирует более 400 малых и средних предприятий, многие из которых являются лидерами не только в России, но и мире.пусников школ в Новосибирской области в последние годы снижается:

2006 год. Выпуск на базе 9 классов – 30 тыс. человек, на базе 11классов – 25,1 тыс. человек.

2007 год. Выпуск на базе 9 классов – 28,1 тыс. человек, на базе 11классов – 23,6 тыс. человек.

2008 год. Выпуск на базе 9 классов – 24,0 тыс. человек, на базе 11классов – 19,7 тыс. человек.

Безусловно, это приводит к необходимости перестраивать системы профессионального образования.

Начальное, среднее и высшее профессиональное образование является важной сферой экономики области, в которую вовлечено более 270 тысяч человек.

В учреждениях высшего профессионального образования осуществляется подготовка кадров почти по 400 направлениям и специальностям. Реализуется целевая контрактная подготовка специалистов за счет средств областного бюджета.

В новосибирских университетах накоплен уникальный полувековой опыт подготовки высококвалифицированных кадров для науки, инновационной деятельности и бизнеса. Он связан с организацией работы студентов-старшекурсников в лабораториях академических институтов и наукоемких фирмах, с развитием кафедр университетов на базе институтов Сибирского отделения РАН.

Важную роль в системе подготовки специалистов играет интеграция всех уровней образования, обеспечивающая преемственность обучения. Примерами могут служить система отбора абитуриентов по результатам олимпиад школьников, обучение победителей олимпиад в физико-математической школе, деятельность Новосибирской ассоциации лицеев и гимназий и т.д.

Особое значение для повышения качества образования имеют действующая система переподготовки, повышения квалификации, стажировок преподавательского состава, развивающаяся академическая и студенческая мобильность, ускоряющая процесс внедрения в образовательные программы мировых достижений образования и науки. Разрабатываются и внедряются авторские учебно-методические комплексы и модульные образовательные программы, в том числе на иностранных языках, реализуются системы двойных дипломов.

Участие в ПНП «Образование»

Проводниками технопарковой идеологии в системе высшего профессионального образования являются, в первую очередь, Новосибирский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский химикотехнологический колледж им. Менделеева – победители конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы.

За счет получения значительных финансовых средств университетам удалось не просто обновить лабораторную базу, но и создать лаборатории и научно-образовательные комплексы, многие из которых могут получить статус ресурсных центров или центров коллективного пользования для Сибирского региона. В результате реализации проектов создана научно-образовательная инновационная среда для обеспечения непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на мировом уровне, активизации процессов сближения науки, инженерного образования и промышленных предприятий. Развивается компетентностный подход с опорой на современные тенденции в науке, экономике и обществе. Укрепляются партнерские взаимоотношения по линии «наука – образование – бизнес – власть». Реализованы принципы наддисциплинарности и приоритетности образования в сфере естественнонаучных направлений (нано- и биотехнологии) и новых материалов, биоинформатики, бизнес-информатики и других.

Учебные заведения высшего звена

В Центральном банке данных государственной аккредитации имеются сведения о 29 образовательных учреждениях Новосибирской области, реализующих программы высшего образования, из них 18 – государственные и 11 – негосударственные, а также 20 филиалов вузов. В них обучается около 183 тысяч студентов. Несмотря на значительное число негосударственных вузов, большинство студентов получает высшее образование в государственных учебных заведениях (рис. 1).

В Новосибирской области 10 университетов, 6 академий и 13 институтов.

Из особенностей системы высшего образования области можно отметить высокую долю платного образования: на бюджетной основе в вузах обучается 35 процентов студентов, тогда как в целом по стране – 41.

Крупнейшими вузами являются Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ», Новосибирский государственный аграрный университет, Сибирский университет потребительской кооперации.

Наибольшее число студентов Новосибирской области обучается по укрупненным группам специальностей: «Экономика и управление» – 26,2 процента от общего числа студентов, «Образование и педагогика» – 8,9 и «Гуманитарные науки» – 6,9 (рис. 2).

Учебные заведения среднего звена

В Центральном банке данных государственной аккредитации зарегистрировано 55 учреждений среднего профессионального образования, находящихся на территории Новосибирской области и 5 их филиалов. Среди них насчитывается 29 техникумов и 26 колледжей, в том числе 6 представляют негосударственный сектор образования.

Система среднего профессионального образования области охватывает около 40 тысяч студентов, обучающихся по медицинским, техническим, педагогическим, сельскохозяйственным и многим другим специальностям. Большинство из них выбрали государственные колледжи и техникумы (рис. 3).

Обзор подготовлен по данным Центрального банка данных государственной аккредитации, Департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области, сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Новосибирская область: Пути обновления систем НПО и СПО
Республика Дагестан - реиональный обзор
От инвестиций в экономику – к развитию образования
Николай Пустовой: Альтернативы инновационному развитию нет
Реальность и тенденции СПО. Новосибирская область
Ростовская область: итоги совместного труда
Научный потенциал Челябинской области
Новые вехи развития профессионального образования Якутии
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Обзор рынка труда Чувашской республики

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ