Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ОмГПУ: опыт и перспективы развития

Омский государственный педагогический университет, созданный в 1932 году как педагогический институт, был и остается крупнейшим образовательным учреждением, готовящим кадры для региональной сферы образования.

Просмотров: 1145
О.В. ВОЛОХ, ректор Омского государственного педагогического университета, доктор политических наук, профессор

Омский государственный педагогический университет, созданный в 1932 году как педагогический институт, был и остается крупнейшим образовательным учреждением, готовящим кадры для региональной сферы образования.

Страницы истории

Первый прием студентов в вуз восемьдесят лет тому назад был произведен всего на три отделения: русского языка и литературы, физико-математическое и химико-биологическое. Первокурсниками стали 120 человек, которых обучали 22 преподавателя. Первый выпуск состоялся в 1936 году – тогда институт закончили 79 молодых специалистов. Весь этот выпуск молодых учителей поместился на одной коллективной фотографии.

В годы Великой Отечественной войны институт, находясь в эвакуации в Тобольске, продолжил свою работу, а стремительное развитие вуза началось уже в послевоенные годы, когда стали открываться новые специальности, факультеты, кафедры, аспирантура. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1982 году педагогический институт был награжден орденом «Знак Почёта».

Это первый педагогический вуз России, начавший систематическую подготовку учителей информатики. В 1993 году приказами Государственного комитета РФ по высшему образованию и Минобразования РФ вуз получил аккредитационный статус университета. ОмГПУ одним из первых в стране начал целенаправленное внедрение двухуровневой подготовки «бакалавриат – магистратура».

Настоящее

В наши дни университет реализует 44 специальности высшего профессионального образования, 87 профилей по 31 направлению подготовки бакалавров, 43 магистерских программы. В ОмГПУ учится более 10,5 тыс. студентов и аспирантов. В 2012 году началась пятилетняя подготовка бакалавров направления «Педагогическое образование» с параллельным освоением 2 профилей по 15 основным образовательным программам, что крайне необходимо для малокомплектных школ Западной Сибири. Образовательную деятельность в вузе осуществляют высококвалифицированные педагогические кадры: 11,6 процента штатных преподавателей имеют ученую степень доктора наук, 61,5 процента – кандидата наук.

ОмГПУ является современным научно-образовательным комплексом, включающим в свою структуру, помимо 12 факультетов, центр развития детей с особыми образовательными потребностями, академический лицей, колледж, центр магистерской подготовки, центр образовательных инициатив. Это позволяет полноценно реализовывать основные образовательные программы среднего (полного) общего, среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального, а также разнообразные программы дополнительного образования – от подготовки к поступлению в вуз до повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов образовательных учреждений.

ОмГПУ располагает современной инфраструктурой, насчитывающей 5 учебных корпусов, 3 общежития, агробиологическую станцию. Специализированные лаборатории, компьютерные классы, художественные мастерские и музеи способствуют повышению качества знаний студентов.

Вуз имеет филиал в городе Тара и санаторий-профилакторий «Иртышский». Полностью компьютеризирована библиотека, обладающая книжным фондом в 700 тыс. томов, из которых 7 тыс. являются раритетными, а старейшие датируются XVII веком. Университет приобретает черты открытого образовательного учреждения, многоуровневого, комплексного учебного заведения непрерывного педагогического образования. Важнейшими принципами деятельности ОмГПУ стали открытость, мобильность, внедрение инноваций, гарантия качества образования и ориентация на индивидуальные запросы потребителя. Активно внедряются новые образовательные технологии, в частности, балльно-рейтинговая система.

Инновации

Стратегия развития университета ориентирована на осуществление международных, федеральных и региональных образовательных программ. ОмГПУ является федеральной экспертной площадкой, членом сетевого консорциума педагогических вузов Российской Федерации.

Университет в 2012 году одержал победу в конкурсе программ развития деятельности студенческих объединений образовательных учреждений высшего профессионального образования, проводимом Минобрнауки РФ. Вуз участвует в реализации проекта «Малая Родина», развивающегося по инициативе полномочного представителя Президента РФ по Сибирскому федеральному округу В.А. Толоконского.

Дипломами всероссийских форумов «Образовательная среда» и Всероссийского выставочного центра отмечены проекты «Выравнивание стартовых возможностей дошкольников при подготовке к школе» и «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья».

На базе вуза действует научно-исследовательская лаборатория «Инновационные технологии в образовании» федерального государственного научного учреждения «Институт информатизации образования» Российской академии образования. Ее основными целями являются консолидация научно-педагогического потенциала региона в решении приоритетных задач развития системы образования Омской области, а также координация плановой научно-исследовательской теоретической и практической деятельности научно-образовательных учреждений региона с учетом приоритетных направлений комплексной программы научных исследований РАО. Руководителем лаборатории является доктор педагогических наук, профессор, академик РАО М.П. Лапчик.

ОмГПУ активно сотрудничает с Институтом коррекционной педагогики РАО (г. Москва) по реализации проекта «Предшкольное образование детей», развивается сотрудничество и с учебно-методическим центром образовательной системы «Школа – 2100». В тесном единстве с другими омскими вузами формируется интегрированная автоматизированная система «Электронный университет».

Под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.В. Чекалевой развивается педагогическая школа «Профессионально-педагогическая деятельность в изменяющемся социуме».

Общественный информационно-просветительский проект «Современный русский» нацелен на популяризацию русского языка, повышение грамотности населения. Преподаватели вуза участвуют в подготовке телевизионных передач и радиопрограммы «По-русски говоря».

Возможности для роста

Студенты ОмГПУ являются постоянными участниками и неоднократными призерами региональных и всероссийских предметных олимпиад. Университет является одним из центров олимпиадного движения студентов в Западной Сибири: начиная с 2007 года, состязания на знание истории, русского языка и литературы проходят на базе Омского государственного педагогического университета, причем студенты вуза неизменно занимают призовые места. Хороших результатов на протяжении последних лет они добиваются в области педагогики, теории и методики обучения математике, теории и методики обучения физике, теории государства и права.

Научные достижения студентов регулярно бывают представлены на международных, всероссийских и региональных научных форумах, а для подготовки к ним существует возможность проводить исследования по педагогике, психологии и методике преподавания дисциплин на базе школьных ресурсных центров, созданных ОмГПУ.

Студенты университета имеют возможность получить знания и опыт в ведущих зарубежных вузах, проходя учебную практику или стажировку в Великобритании, США, Франции, Греции, участвуя в работе летних школ партнерских университетов Германии и Австрии.

Ежегодно проводятся мероприятия, нацеленные на формирование корпоративных ценностей и традиций ОмГПУ: «Ректорский бал», «Дебют первокурсника», «Пятерка отважных», фестиваль «Студенческая весна в ОмГПУ», благотворительные акции в детских домах.

Студенческий туристический клуб «Мечта» организует водные, пешеходные, горные и лыжные походы. Туристы клуба ежегодно участвуют в областных и региональных конкурсах по спортивному ориентированию, в походах разной категории сложности. География туризма весьма разнообразна. Наиболее посещаемыми являются Южный и Средний Урал, Горная Шория, Алтай, Восточные и Западные Саяны, Кавказ, Байкал.

Международная деятельность Омский государственный педагогический университет заключил договоры о сотрудничестве в образовательной сфере с университетами Германии, Австрии, Турции, Китая, Греции, Франции, Венгрии, Мексики, Румынии, Бразилии, Южной Кореи, Казахстана и других стран.

Примером совместной научной, учебно-методической деятельности является успешная реализация международного проекта TEMPUS «Разработка квалификационных рамок по направлению «Экология и природопользование» (2010-2013). В ОмГПУ создан и активно действует международный учебно-консультационный центр по экологии и природопользованию. Экспертный совет, объединяющий ведущих специалистов Омской области по охране природы, использует базу центра для своей работы.

Расширяя научные связи и реализацию программы академических обменов с вузами различных стран, коллектив ОмГПУ своей стратегической миссией считает развитие сотрудничества с вузами Республики Казахстан. Заключены соглашения с Павлодарским и Семипалатинским педагогическими институтами, Восточно-Казахстанским и Костанайским госуниверситетами и рядом других. В мае 2012 года ОмГПУ был в числе организаторов форума вузов приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан, в котором приняли участие представители 10 казахских и 13 российских вузов.

Важнейшей целью Омского государственного педагогического университета является создание эффективной модели подготовки новых педагогических кадров, отвечающих современным требованиям динамично развивающихся систем образования, науки и российского общества в целом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ЯГПУ: слагаемые эффективности педагогического образования
Мензелинский педагогический колледж - направление развития
Эффективный аграрный вуз умеет адаптироваться к современным условиям развития экономики
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
Социально-педагогический институт: миссия, цели
Педагогический вуз в контексте перестройки
ТГГПУ - будущее педагогического образования
Доброжелательность как стиль воспитания педагогов
Кадры для «посткризисной» экономики
Казанский педагогический колледж как стартовая площадка

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ