Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт обучения лиц с особыми образовательными потребностями

В Смоленском педагогическом колледже процесс успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как их постепенно расширяющееся взаимодействие с сотрудниками центра «Оберег», педагогами, другими обучающимися, родителями, социальными партнерами.

Просмотров: 1252
Н.Л. ПОЛТОРАЦКАЯ, директор Смоленского педагогического колледжа, кандидат педагогических наук
Г.А. РЕПИНА, заместитель директора Смоленского педагогического колледжа, кандидат педагогических наук

Оберег для учебы и здоровья

С сентября прошлого года в Смоленском педагогическом колледже ведется обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Набрана разновозрастная группа, в составе которой люди с различной нозологией: слабослышащие, слабовидящие, имеющие церебральные и сочетанные нарушения. Обучающиеся стремятся получить квалификацию художника-мастера, преподавателя.

Образовательный процесс включает теоретическое обучение, учебную и производственную практику, воспитательную работу, мероприятия по социально-педагогическому сопровождению.

Обучение организовано в соответствии с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья студентов. В частности, специально оборудованные помещения для предметного и профессионального обучения, занятий адаптивной физической культурой сосредоточены на первом этаже колледжа и общежития. Здесь постоянно находятся дежурный администратор и дежурные студенты. Для адресной поддержки обучающихся приобретены ноутбуки, физкультурные тренажеры, медицинские кушетки, конструкторы, головоломки, пособия-тренажеры и другой инструментарий. Заключен договор с социальными партнерами о регулярных занятиях по адаптивной физической культуре в бассейне.

Занятия ведутся на русском языке с использованием, в отдельных случаях, жестовой азбуки. Рабочая неделя пятидневная. В субботу проводятся только индивидуальные консультации по вопросам, интересующим студентов.

Общим системообразующим условием, обеспечивающим доступность материала на уроках, является банк кратких тематических опорных крупношрифтовых конспектов, тестов и сопутствующих презентаций по предметам разных циклов, которые используются как дидактическая основа мультирепрезентационного обучения. При этом информативность и комфортность восприятия достигаются за счет таких параметров, как психотерапевтическая настройка, аудиальные, визуальные, кинестетические стимулы к восприятию, активные методы обучения, валеологические паузы, формирование адекватной реакции на требования и воспитательные ориентировки педагога, отвлекающие ситуации, оказание помощи.

Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья большинство современных ученых рассматривает как совокупность процессов профессиональной ориентации, вооружения знаниями и умениями, способствующими пониманию значимости и смысла профессиональной деятельности, овладения конкретной специальностью или областью профессиональной деятельности. В соответствии со статьей 79 нового закона об образовании системообразующей составляющей этих процессов должна стать комплексная реабилитация обучающихся, которая, согласно прослеживаемым на практике тенденциям, наиболее эффективно реализуется в контексте социально-педагогического сопровождения.

Соблюдение системообразующих условий гарантируется нормативным локальным актом колледжа и использованием схемы наблюдения за образовательным процессом, выстроенной по названным параметрам. Переутомление и потеря устойчивости внимания предотвращаются за счет поурочных валеологических пауз, включающих доступные всем общие физические упражнения, отдельные упражнения для глаз и элементы речи с использованием жестовой азбуки.

Актуальные направления сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья таковы: разработка и адаптация имеющегося предметного дидактического инструментария, способствующего освоению основных профессиональных образовательных программ СПО, психолого-педагогическая и социально-педагогическая поддержка, организация адаптивной физической среды, развитие уровневой инфраструктуры социального партнерства. Для их реализации с ноября 2013 года по приказу областного департамента по науке, образованию и делам молодежи на базе колледжа создан центр социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья «Оберег». Определено, что в перспективе он также будет заниматься дистанционным консультированием обучающихся, разработкой и реализацией инновационных социально-педагогических проектов, организацией сетевого взаимодействия и повышения квалификации педагогических работников по проблематике инклюзии.

По отношению к конкретному студенту в центре «Оберег» предполагается изучать тип поведения, определять вид и особенности генограмм неформального общения и сделать многое другое, что поможет освоению профессии и социализации личности. При необходимости к работе с обучающимися будут привлекаться аутсорсеры. Они же помогут повысить квалификацию педагогов.

Уже начато формирование индивидуальных программ сопровождения. Установлено, что они должны включать плановое наблюдение, оказание доврачебной и профилактической помощи, адресное кондуктивное воздействие куратора на уроках, в ходе практики, подготовки домашних заданий, проведения мероприятий, ведение обучающимися индивидуальных портфолио по ряду важных для их профессионального роста разделов, взаимодействие с родителями, а также дифференцированный подход к дозированию нагрузки в ходе занятий по адаптивной физической культуре.

Центром «Оберег» разработана и реализуется программа «АКМЕ», рассчитанная на формирование у сотрудников колледжа, родителей, социальных партнеров, волонтеров, аутсорсеров, меценатов, сетевых партнеров позиции активных субъектов взаимодействия. Она способствует решению коррекционно-развивающих задач и обусловливает успешность производства, апробации и совершенствования педагогического инструментария инклюзии.

Для воплощения в жизнь программы «Акме» нами создана еще одна дружественная программа – «Пари». Её суть заключается в том, что студент заключает договор с самим собой о намерении изменить свой статус лица с ограниченными возможностями здоровья на статус лица с неограниченными возможностями саморазвития. Цель программы – стимулировать обучающихся к успешной социализации.

Стратегия развития центра социально-педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья базируется на международных принципах образовательной инклюзии. Отсюда следует, что научно-обоснованная детализация этой стратегии является одним из важнейших направлений деятельности учебного заведения. Но есть и другая причина, которая подчеркивает актуальность данного направления. В учебном заведении исследуется тема «Качество образовательной среды колледжа как фактор повышения конкурентоспособности выпускника СПО на региональном рынке труда» (научный руководитель – профессор А.С.Сиденко).

На основе имеющегося опыта, данных контекстных исследований, выбранной стратегии инклюзии можно сделать вывод, что успешная социализация для лиц с особыми образовательными возможностями связана с продуктивной интеграцией в значимые подсистемы микросоциума за счет приобретения в ходе социально-педагогического проектирования готовности к разноролевой самопрезентации. В связи с этим при использовании всех форм обучения и внеурочной деятельности делается акцент на возможностях и сильных сторонах обучающихся.

В Смоленском педагогическом колледже процесс успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как их постепенно расширяющееся взаимодействие с сотрудниками центра «Оберег», педагогами, другими обучающимися, родителями, социальными партнерами, волонтерами, аутсорсерами, меценатами, сетевыми партнерами, встроенное в поле социально-педагогической терапии, ориентированной на постепенное снижение кондуктивных воздействий. Это взаимодействие моделируется в формате социально-педагогической общины, предоставляющей возможность принимать других людей такими, какие они есть.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инклюзия в российском обществе
Опыт внедрения методики servicelearning в образовательный процесс
Новые функции учебно-методического совета вуза
В Ярославском колледже управления и профессиональных технологий развивается инклюзивное образование
Брянская инженерно-технологическая академия: испытание эффективностью
E-learning на всех уровнях
IT-технологии – ресурс повышения качества
Развитие системы инклюзивного образования на региональном уровне
Российская техника мирового уровня
Есть потенциал для развития равных возможностей

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ