Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как повысить эффективность российской аспирантуры?

«Как повысить эффективность российской аспирантуры?» – вопрос, который в последнее время, что называется, висит в воздухе и требует ответа. Редакция «АО» предоставила возможность нынешним и бывшим аспирантам, научным руководителям высказать свое мнение по этому поводу, ответив на ряд вопросов.

Просмотров: 3045

 «Как повысить эффективность российской аспирантуры?» – вопрос, который в последнее время, что называется, висит в воздухе и требует ответа.

Проблемы, связанные с обучением в аспирантуре, ни для кого уже не секрет и обсуждаются во многих СМИ на разных возрастных, социальных и образовательных уровнях. Что предпринять для обеспечения конкурентоспособности молодых российских ученых на международной научной арене – задача не праздная. Она вплотную связана с глобальной выживаемостью отечественной науки в целом.

Редакция «АО» предоставила возможность нынешним и бывшим аспирантам, научным руководителям высказать свое мнение по этому поводу, ответив на ряд вопросов.

  1. Разделяете ли вы точку зрения о том, что триада «срок обучения, стипендия и место проживания» во многом определяет ситуацию в аспирантуре? Настало ли время для изменений: увеличение срока обучения до четырех лет (по приоритетным направлениям), увеличение стипендий (назначение именных стипендий, спонсирование аспирантов), улучшение жилищных условий обучающихся?
  2. Как вы оцениваете специалистов, которые читают курсы для аспирантов, и сами курсы? Помогают ли они знакомиться с последними научными достижениями, критически мыслить, вырабатывать собственную точку зрения на предмет, умение синтезировать новые гипотезы и доказывать их, описывать полученные результаты, занимаясь исследованием?
  3. Считаете ли вы, что, если молодой человек хочет работать в науке, ему нечего делать в российской аспирантуре и лучше уезжать за границу? Почему?

ИЛТУБАЕВА Лариса Васильевна, научный сотрудник Республиканского музея изобразительных искусств Республики Марий Эл, аспирант ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан (г. Йошкар-Ола)

– (1) Зачастую это так. По некоторым специальностям продолжить свое образование в аспирантуре возможно лишь в нескольких крупных городах.

Стипендии аспирантов – как, впрочем, и зарплата в научных учреждениях – тоже оставляют желать лучшего.

Приоритетные направления – это те, о которых скажет президент, и чиновники кинутся со всех ног исполнять монаршую волю, или же это действительно те направления, в развитии которых нуждается современная наука? Если первое – это вряд ли будет способствовать развитию науки, в итоге получатся те же потёмкинские деревни. Если второе – этим нужно заниматься всерьез и надолго, привлекая весь имеющийся научный и экономический потенциал.

Вопрос о жилищных условиях стоит особенно остро для большинства аспирантов. Нет отдельных правительственных программ, в том числе и жилищных, которые бы давали возможность талантливой молодежи заниматься наукой, не думая о крыше над головой и куске хлеба насущного. Не все информированы о специальной программе кредитов «Молодые ученые», имеющей жесткие условия.

– (3) Большинство молодых российских ученых искренне хотели бы приносить пользу своей Родине и знать, что нужны своей стране, но зачастую не ощущают должной поддержки со стороны государства. Часто они работают не благодаря, а вопреки. Если отношение к науке на правительственном уровне не поменяется в корне, в скором будущем «утечка мозгов» за границу станет необратимым явлением, в частности, среди молодежи. Говоря об изменении отношения к науке, я имею в виду не строительство единичных образцово-показушных потемкинских деревень типа «Сколково», а отношение к науке в целом. Считаю, что развивать нужно не только те направления, которые сулят скорую прибыль, но вкладываться и в долгосрочные фундаментальные исследования.


ТЕПЛУХОВА Татьяна Ивановна, начальник отдела научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых Мордовского национального исследовательского государственного университета им. Н.П. Огарева (г. Саранск)

– (1) Я согласна с тем, что нужно увеличить время обучения в аспирантуре по приоритетным (техническим) направлениям до четырех лет, так как там обучающемуся требуется большее количество времени для экспериментальных исследований. С подготовкой по гуманитарным направлениям все гораздо проще.

По поводу стипендий. Ситуация, действительно, плачевная. Многие аспиранты в возрасте до тридцати лет обзаводятся семьями, а стипендия не является достойным доходом для молодой семьи.

Квартирный вопрос тоже очень насущный для обучающихся в аспирантуре. Как правило, семьи аспирантов нуждаются в улучшении жилищных условий, однако банки кредитуют только тех заёмщиков, которые обладают достаточным доходом, а молодые люди не имеют финансовой стабильности для обеспечения ипотечного кредита. Чтобы молодой человек остался в науке, ему необходимо создать нормальные условия для жизни.

– (2) В последнее время в НИ МГУ имени Н.П. Огарева аспирантам уделяется особенно много внимания. Только в ноябре этого года проведено несколько значимых мероприятий: бизнес-семинар для участников молодёжных инновационных центров «Введение в предпринимательство» с выдачей сертификатов, деловая игра для студентов и аспирантов «Путь к вершине профессионального мастерства», научно-практический семинар для обучающихся «Бизнес-план, основы его разработки». Более 150 аспирантов смогли съездить с докладами на конференции, имеющие различный статус, получено более сотни наград: дипломов, сертификатов, почетных грамот.

Все это способствует знакомству молодых ученых с последними научными достижениями, помогает критически мыслить, вырабатывать собственную точку зрения на предмет, умение синтезировать новые гипотезы и доказывать их, описывать полученные результаты, занимаясь исследованием.

– (3) На мой взгляд, в настоящее время в России у молодых ученых появилось больше возможностей для реализации своего потенциала. Конечно, есть трудности разного характера, в том числе с публикациями в серьезных рецензируемых иностранных журналах с высоким импакт-фактором. Но тот, кто занимается саморазвитием, стремится быть в курсе каких-то научных тенденций, мотивирован на то, чтобы работать в науке, обязательно добьется успеха.


МАЙОРОВА Татьяна Валентиновна, аспирант Мордовского национального исследовательского государственного университета им. Н.П. Огарева (г. Саранск)

– (1) Кажется вполне оправданным увеличение срока обучения в аспирантуре по приоритетным направлениям. Это связано с большим объемом информации, которую необходимо усвоить аспиранту, и внедрением своих разработок.

Стипендии – это очень больной вопрос. Они у студентов и аспирантов просто смешные. На тот мизер, который получает аспирант, просто невозможно прожить даже одному, не только с семьей. Спонсирование аспирантов могло бы частично решить вопрос по финансированию научных разработок, но где найти таких спонсоров, которых бы интересовала наука? В нашей стране их единицы, а умных людей в аспирантуре немало.

Жильё – тоже проблема, хотя предоставление практически бесплатного общежития, пожалуй, можно отнести к плюсам российской аспирантуры. Но часто то, что предлагается, практически не приспособлено для проживания семейных пар, коими в основном являются аспиранты. Приобрести собственное жилье практически невозможно, занимаясь наукой. В итоге приходится выбирать – либо наука, либо поиски заработка, который способен обеспечить счастливую и комфортную семейную жизнь.

– (2) В Мордовском госуниверситете проводится немало мероприятий для обучения и развития главных умений научного работника. На базе вуза созданы различные молодежные инновационные центры, проводятся молодёжные школы, бизнес-тренинги, деловые игры и научные семинары. У специалистов, которые читают основные курсы, достаточно высокая квалификация, многие из них имеют ученую степень доктора наук.

Для выезда на различные конференции, семинары и форумы осуществляется достаточное финансирование, что позволяет самоутвердиться, почувствовать, насколько грамотно и уместно применяются терминология и знания, полученные во время обучения.

– (3) Действительно, в нашей стране в настоящее время ощущается нехватка молодых кадров высшей научной квалификации. Поэтому перспективы, на мой взгляд, достаточно хорошие для тех, кто учится у себя дома, а не за границей. Среди научных руководителей, профессоров в России много эрудированных, интеллектуально развитых людей.


АБРАМОВ Александр Михайлович, преподаватель Московского независимого математического университета, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования (г. Москва)

– (1) Трех лет пребывания в аспирантуре вполне достаточно. Стипендии – в том числе повышенные за талантливые публикации – необходимо, разумеется, повышать, жилищные условия улучшать, спонсоров привлекать. Но в целом совершенствование «триады» – далеко не главная задача. Это всего лишь создание необходимых начальных условий. Центральная задача – возрождение системы стимулов: необходима атмосфера всеобщего уважения к науке и деятельности ученого, создание привлекательных и эффективных научных структур, создание наукоемких рабочих мест. Иными словами, проблемы аспирантуры нельзя решить, ограничиваясь только ее рамками.

– (2) Я первый раз слышу о курсах для аспирантов. Новость странная по трем причинам. Во-первых, аспирантов не так много, и вряд ли из них можно организовать массовку для прочтения лекций. Во-вторых, интересы каждого аспиранта (по определению) специфичны, придумать общие лекции трудно. В-третьих, главное дело аспиранта – самостоятельная творческая работа с увлечением. Основные формы – участие в спецсеминарах, активное чтение последних научных статей, встречи с научным руководителем, активные обсуждения с коллегами.

– (3) К сожалению, реальность такова, что ввиду невостребованности в России продолжается «утечка мозгов». Простых решений здесь нет: развитие науки тесно связано с экономикой, которой до успехов далеко. Государство российское обязано наметить новую сильную политику с четкими целями и видением способов их достижения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Российская аспирантура в кризисе?
Экспресс-форум: научно-исследовательская работа вузов
Оценка эффективности работы аспирантуры
Повышение эффективности научно­-исследовательской работы
Мордовский университет — первый пользователь геометрического ядра C3D среди учебных заведений
Плата плагиата
Изобретение профессора МГУ им. Н.П. Огарёва снизит издержки при строительстве
Молодые ученые Мордовского университета повышают научный потенциал вуза
Развитие вузовской науки – актуальная необходимость
Чем больна российская медицина?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ