Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проблемы инженерно-технического образования

Что надо изменить в системе высшего образования, чтобы вернуть российской инженерно-технической школе былую славу? Об этом рассуждают ученые Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова доктор физико-математических наук Б. Семкин и кандидат технических наук Т. Свит.

Просмотров: 10704

Количество пора заменить качеством Пути развития и проблемы современного инженерно-технического образования

Борис СЁМКИН, доктор
физико-математических наук, профессор

Татьяна СВИТ, кандидат технических наук, профессор

В ХIХ и ХХ веках Россию называли страной инженеров и изобретателей. Институты советского времени готовили инженерные кадры чуть ли не самой высокой квалификации в мире.

В настоящее время, несмотря на инновации, а также предпринятые в последние годы значительные инвестиции в образование и науку, наша страна продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития. Доля России на мировом рынке наукоёмкой продукции составляет всего 0,3-0,5 процента, в то время как доля США достигает 36 процентов, Японии – 30, Германии – 17. Перемены в экономике могут быть реализованы только при наличии высококвалифицированных инженерных кадров.

Что надо изменить в системе высшего образования, чтобы вернуть российской инженерно-технической школе былую славу? Об этом рассуждают ученые Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова Борис СЁМКИН, доктор физико-математических наук, профессор, и Татьяна СВИТ, кандидат технических наук, профессор.

  • Нужны ли России инженеры?

На этот счет никаких сомнений. Без инженерного творчества, креативного мышления, изобретательности никакой технический прогресс невозможен.

Сейчас нередко можно услышать, что в нашей стране – перепроизводство инженеров. Действительно, в настоящее время численность специалистов с высшим образованием составляет свыше 14 млн. человек, и более трети из них – инженеры. А существующий рынок труда соответствует в основном потребностям узкого круга отраслей по добыче, переработке, транспортировке сырья, коммуникациям, жизнеобеспечению населения, безопасности страны и т.п. Для них необходимы геологи и горные инженеры, нефте- и газопромысловики, конструкторы и технологи, механики и строители, электрики и теплотехники, специалисты в области информационных технологий и некоторые другие. В названных отраслях на всей огромной территории нашего государства происходит и будет происходить естественная ротация инженерных кадров. Но, поскольку страна постепенно становится на рельсы инновационной экономики, начнут интенсивно развиваться и другие отрасли, подчас хорошо забытые. Поэтому однозначно – в будущем выпускники инженерных специальностей будут пользоваться большим спросом.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на встрече с томскими студентами в феврале 2010 года отметил: «В ближайшие пять лет для создания инновационной среды в России потребуются выпускники технических специальностей – инженеры в области компьютерных технологий, биологии, физики, химии». Он считает, что повышение заработной платы инженерно-техническим работникам и создание новых современных производств являются главными условиями для повышения престижа профессии инженера.

В соответствии с правительственной Программой развития экономики в ближайшие годы активизируются все отрасли данной сферы и, в первую очередь, ее важнейшее звено – промышленность. В связи с этим одновременно с подъемом спроса на инженерные кадры ожидается многократное усложнение деятельности специалистов технического профиля. Серьезный дефицит кадров высокой квалификации наблюдается и сейчас практически во всех отраслях промышленного производства. Российское общество остро нуждается в инженерах новой формации, инноваторах. А таких сегодня, по нашему мнению, явно недостаточно. С ростом инвестиций в сферу высокотехнологичного и наукоемкого труда потребность в высококвалифицированных специалистах будет увеличиваться.

Еще в 2008 году на съезде Ассоциации технических университетов в МВТУ им. Баумана отдельные фирмы заявили, что согласны оптом брать инженеров и технологов. Несмотря на это выпускники технических вузов зачастую предпочитают трудиться офисными работниками или продавцами. А если и появляются в цехах, то редко соответствуют новым инновационным программам развития производства. Вот и получается: инженеров много, а выбирать не из кого. Наступило время, когда количественное увеличение численности выпускников инженерных специальностей необходимо заменить качественным ростом.

  • Чем объясняется снижение интереса к техническим профессиям?

С одной стороны, результатами беспрецедентной приватизации государственной собственности в 1992-1995 годах, перепрофилирования целого ряда производств и закрытием многих предприятий и организаций, что сущест венно отразилось на трудоустройстве молодых специалистов. С другой стороны, дают себя знать несравнимо более высокие затраты умственного труда на обучение техническим специальностям, сложность и ответственность труда, относительно тяжелые и часто вредные условия работы на промышленных предприятиях. Все это отпугивает современную молодежь. Понимая, что освоение технических наук намного сложнее, чем гуманитарных и социально-экономических, она выбирает более легкий путь к знаниям. Немаловажную роль при выборе профессии играет и позорно низкая оплата труда инженера на государственных предприятиях и даже в производственно-коммерческих фирмах, по сравнению с намного более высокой зарплатой юристов и экономистов.

  • Какими качествами должен обладать современный инженер?

Задачи реформирования российской экономики по силам специалистам, знающим современную технику и технологии, обладающим креативным мышлением и способностью к изобретательству. Современный инженер – это не только хороший производственник, а специалист, понимающий экономические, экологические, социальные и другие проблемы общества. Он должен отличаться научной и технической эрудицией, стремлением к постоянному развитию своих профессиональных интересов, критическим подходом к поиску конструктивных решений проблем, умением работать с людьми.

В любой области настоящий инженер должен действовать самостоятельно, инициативно и творчески. Необходимые для этого качества являются не только результатом обучения и воспитания в вузе, но также итогом накопленных практических навыков решения задач в ходе профессиональной деятельности.

Одной из главных компетенций инженера становится способность адапти роваться к стремительно возрастающим требованиям в области новых программных продуктов, современной техники, новейших технологий. Он станет тормозом инновационного производства, если к этому не готов.

  • Как модернизировать систему технического образования?

Естественно, ответ должен звучать с учетом перехода образования страны на уровневую подготовку. Государство сохранило прежнюю схему подготовки дипломированных инженеров только по стратегически важным направлениям. Например, таким как физикотехника. И это хорошо. По другим направлениям рыночный спрос на инженеров-инноваторов, разработчиков высоких технологий и наукоемких производств, на наш взгляд, можно удовлетворить только выпускниками магистратуры.

Следует любыми путями восстановить и даже усилить практическую подготовку будущих инженеров путем организации производственной практики на лучших предприятиях отрасли, а также с помощью курсового и дипломного проектирования. Решить проблему эффективности практической подготовки студентов вузы могут либо оплачивая услуги предприятия, либо на иной договорной основе, учитывающей, например, целевую подготовку.

Необходимо тотальное и периодически повторяющееся повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в условиях реального функционирования новейших техники и технологий.

Звание инженера можно присуждать не по окончании вуза, а, как принято в ряде стран, лишь после достижения выпускником практических результатов на производстве.

Конечно же, как на этапе обучения, так и в процессе практической деятельности мы снова и снова возвращаемся к необходимости достойной оплаты труда, что позволит автоматически собрать креативный отряд молодежи, необходимый для замены инженерного корпуса.

При подготовке дипломированных инженеров по стратегическим направлениям тоже идет речь о принципиально иной системе высшего образования. Она требует иного содержания учебных курсов, других образовательных технологий, иной организации учебного процесса и информационного обеспечения. Мы полностью согласны с Министром образования и науки РФ А.А. Фурсенко, который заметил, что идея «вернуть все к временам Советского Союза представляет собой типичную реакционную утопию. Вопервых, в стране нет ни финансовых средств, ни задач, адекватных советской системе образования. Вовторых, нет соответствующих преподавателей. Наконец, втретьих, нет таких абитуриентов, которые были в советское время. И если первую проблему както можно решить, а о решении второй – хотя бы помечтать, то третья проблема неразрешима в принципе».

  • Каковы главные условия развития новой модели образования?

Это диверсификация и индивидуализация образовательной деятельности, предоставление студентам режима наибольшего благоприятствования для получения профессии, выбора образовательной траектории. Чтобы создать такой режим, придется многое изменить в работе кафедр, деканатов, факультетов. В полную силу должна заработать система зачетных единиц для измерения трудоемкости основных образовательных программ.

Уровневая система призвана формировать у выпускников профессиональные компетенции, соответствующие быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Она крайне необходима, так как триада «знания, умения, навыки» недостаточна для современного производства. «Компетентностный» специалист, в отличие от «квалифицированного», должен еще и реализовать все, что знает, и обладать творческим потенциалом для саморазвития. Компетентностный подход служит способом достижения нового качества образования.

  • В чем сложность перехода на уровневую систему?

Вузам предстоят глобальные изменения в проектировании и организации учебного процесса, перестройка образа мышления управленческого аппарата, преподавателей, студентов. Придется решить проблемы, связанные с преобразованием компетенций в содержание образования и разработкой адекватных измерительных материалов, неготовностью значительной части профессорско-преподавательского состава к изменениям в организации учебного процесса, неполным пониманием сущности уровневой подготовки промышленностью.

Важнейшей проблемой современной высшей школы является развитие интеграции инженерно-технического образования с наукой и производством. В настоящее время всего немногим более 20 процентов преподавательского состава занимаются исследованиями. И выходит, что учат современных специалистов в основном люди, которые перестали быть учеными. Это противоестественно. Без восстановления тесных связей с наукой и производством высшая профессиональная школа не может быть полноценной. Интеграция важна и потому, что технические вузы, даже обладающие развитой материальной базой, не в состоянии приобрести и обслужить очень нужное, но дорогостоящее лабораторное и экспериментальное оборудование для работы в сфере высоких технологий и наукоемких производств. Проблемы интеграции высшей школы и бизнеса можно устранить путем восстановления в вузах деятельности учебно-научно-производственных комплексов, создания на предприятиях, в НИИ и конструкторских бюро филиалов кафедр вузов, учебно-инновационных комплексов, технопарков и т.п.

В новых условиях особого внимания заслуживает создание условий для творчества, развития индивидуальности каждого будущего специалиста. Творческие способности формируются в процессе активного участия студентов в научноисследовательской работе и инженерных разработках. Это повышает уровень мотивации молодежи к занятиям фундаментальной наукой, активизирует включение инновационной деятельности в образовательный процесс.

Улучшение качества подготовки инженеров невозможно без интенсификации образовательного процесса, использования ресурсов нового поколения, адаптированных к индивидуальным особенностям обучающихся, нацеленных на активизацию само стоятельной работы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний
Инженерное образование: механизм подготовки требует ремонта
Профессиональная инженерная деятельность: перспективы
Менталитет профессуры и инновации в инженерном образовании
Обсуждение развития российского инженерного образования
Международное сотрудничество в области качества
Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования
Социальный «аванс» для молодых специалистов
Владикавказский технологический центр «Баспик». Проблема подготовки инженерных кадров
Повысить качество инженерного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 3 Оставить комментарий
А Незарегистрированный пользователь
Сколько слов ни о чём.

2013-12-15 21:17:56 Ответить пользователю

Андрей Незарегистрированный пользователь
В Кузбассе на данный момент не хватает 30500 работников разных специальностей. Из них 76% – а это 23330 вакансий – рабочие профессии.
http://www.slaviza.ru/460-novaya-era-zhdet-inzhenera.html

2013-10-17 12:30:12 Ответить пользователю

М Незарегистрированный пользователь
Заводы как не работали так и не работают, инженеры никому не нужны, особенно инжененр-механики направления СДМ.
инженер-механик, инженер-конструктор, слесарь, ныне нач. автоколоны, М.

2012-01-01 22:13:23 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ