Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Владимир Наводнов о первом российском рейтинге сайтов вузов

Рейтинги сегодня безумно популярны. Это достаточно простой для понимания инструмент оценки качества, хотя и неоднозначный. Рейтингов не просто много, их очень много и становится всё больше. Зачем? Своим мнением делится создатель первого российского рейтинга сайтов вузов, директор Нацаккредцентра В.Г.Наводнов.

Просмотров: 1243

Материал опубликован в журнале №101 от 26.02.2018.

Владимир Григорьевич НАВОДНОВ

Первый российский рейтинг сайтов вузов

Рейтинги сегодня безумно популярны. Это достаточно простой для понимания инст­румент оценки качества, хотя и неоднозначный. Рейтингов не просто много, их очень много и становится всё больше. Зачем?

Своим мнением делится создатель первого российского рейтинга сайтов вузов, директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, доктор технических наук, профессор Владимир НАВОДНОВ.

– Владимир Григорьевич, почему при всех недостатках рейтинговых систем они столь популярны?

– Ответ лежит на поверхности. Рейтингование получило в последнее время огромное развитие, потому что для широкого потребительского спроса это удобно.

Однако, прежде чем рассуждать о плюсах и минусах, которые содержатся в любых рейтингах, давайте определимся в понятиях. Что такое, собственно, рейтинг, рэнкинг и таблица лиг? Для этого обратимся к Методическим рекомендациям по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, – документу, утвержденному заместителем минист­ра образования и науки РФ А.Б. Повалко 1 апреля 2015 года и дающему следующие определения.

Хорошие сайты становятся ещё лучше, а плохие – ещё хуже. Но рейтинг, конечно, не самоцель. Это удобный инструмент для анализа. На сайте db-nica.ru/ranking можно осуществить поиск по лигам, по регионам и по конкретным образовательным организациям.

Рейтинг – список в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям деятельности. Как правило, по принципу «от лучших – к худшим».

Рэнкинг – база данных, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма.

Таблица лиг – это форма представления результатов, при которой участ­ники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности.

– В каких случаях использовать таблицу лиг более продуктивно, чем рейтинг?

– Иногда различия минимальны, поэтому говорить, что один лучше другого, не имеет смысла. Так, например, общеизвестная звездная система оценки гостиниц – не что иное, как таблица лиг в действии.

– Есть рейтинги вузов, школ, больниц… Им несть числа. А насколько распространены в мире рейтинги сайтов?

– Знаете, если брать рейтинги вузов, официально признаваемые Международной экспертной группой по ранжированию (IREG), то их сегодня в мире насчитывается более сотни. А вот рейтингов сайтов буквально единицы. Фактически один широко известный и самый популярный из подобных – Webometrics или RankingWeb. Создается он с 2004 года. Разработчики – лаборатория CybermetricsLab, входящая в состав Национального исследовательского совета Испании (NationalResearchCouncil, CSIC).

Результаты Webometrics обновляются дважды в год – в январе и июле – и охватывают всё больше и больше вузов. Если изначально рассматривалось 19 тыс. университетов, то в январе 2018 года уже 27 тыс. Работа эта финансируется правительством Испании, и понять испанцев можно. Рейтинги используются как некий маркетинговый механизм привлечения иностранных студентов. Сегодня рынок иностранных студентов растет, как на дрожжах. Он уже составляет не менее 3 млн. студентов. И, конечно, многие страны, в том числе и Россия, заинтересованы, чтобы как можно больше студентов приезжало и привозило свои деньги. Рейтинги здесь играют не последнюю роль. Поскольку абитуриенты при поступлении смотрят, насколько высок рейтинг того или иного вуза.

Если говорить о цели рейтинга Webometrics, сформулированной разработчиками, то это – убедить общественность в важности качественных интернет-публикаций для распространения академических знаний, оценивания научных и других мероприятий вузов.

– Какие показатели используются Webometrics для оценки сайтов?

– Webometrics основывается на интегральном показателе, учитывающем ряд индикаторов: число уникальных внешних ссылок и доменов, общее количество страниц и файлов в форматах pdf, docx, doc, ppt, число публикаций в международных журналах с высоким импакт-фактором. Методология этого рейтинга довольно часто изменяется и направлена на расширение возможностей анализа качества контента сайтов университетов.

– Какие позиции занимают в этом рейтинге российские вузы?

– В первую сотню, увы, не входит ни один наш сайт. Тройка лидеров среди российских вузов: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (235-е место), Новосибирский государственный университет (491-е место) и Санкт-Петербургский государственный университет (494-е место). Из года в год ситуация по позициям меняется незначительно. В целом наши сайты смотрятся здесь не самым лучшим образом, и это вполне объяснимо. Мы играем по несколько иным правилам.

Плюсы и минусы официальных сайтов обобщаются и формируются в «Оранжевой книге». Это удобный аналитический инструмент для лиц, принимающих решения: ректора, проректора и других. А для вузов, у которых много сайтов, предусмотрена функция «Панель филиалов». 

– Вы имеете в виду российские нормативные документы, регламентирующие информационную открытость образовательных организаций?

– Да, и прежде всего, конечно, закон «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29 декабря 2012 года, где в статье 29 указано, что каждая образовательная организация должна иметь свой официальный сайт.

Затем вышел ряд соответствующих документов разного уровня. Это постановление Правительства № 582 от 10 июля 2013 года, утверждающее правила размещения и обновления информации на официальном сайте образовательной организации; приказ Рособрнадзора № 785 от 29 мая 2014 года с требованиями к структуре официального сайта образовательной организации; письмо Рособрнадзора № 07-675 от 25 марта 2015 года, содержащее методические рекомендации представления информации об образовательной организации в открытых источниках, которые были актуализированы в сентябре 2017 года.

И вот уже третий год Рособрнадзор активно отслеживает, насколько сайты вузов и их филиалов соответствуют нормативно-правовым требованиям.

– Учитывая масштабы отечественной системы образования, это очень большой объем работ.

– Просто огромный, без автоматизации не справиться. Поэтому был разработан специальный поисковый робот, который символично назвали «Паук». Первую версию разработало Росаккредагентство, а вторую и третью – компания «Простой» (г. Екатеринбург). Третья версия программного продукта получилась достаточно эффективной.

Кстати сказать, Рособрнадзор сегодня фактически занял позицию постепенного перевода контрольно-надзорных действий в виртуальное пространство. Первым оказалось отслеживание официальных сайтов. Сейчас на очереди процедуры лицензирования и госаккредитации. И надо понимать, что при таком объеме информации, конечно, допустимы ошибки. Тем более, когда это делается руками. Поэтому нужны специализированные средства, которые позволяют анализировать информацию, прежде чем выкладывать её в общественное пространство.

В связи с этим Национальный фонд поддержки инноваций разработал программу-робот «Spider VIKON», у которого две задачи. Первая – помогать вузам проверять, насколько их официальные сайты удовлетворяют нормативно-правовым требованиям. Вторая – конструировать сайты, удовлетворяющие этим требованиям, с помощью специального модуля.

Также плюсы и минусы официальных сайтов обобщаются и формируются в «Оранжевой книге». Это удобный аналитический инструмент для лиц, принимающих решения: ректора, проректора и других. А для вузов, у которых много сайтов, предусмотрена функция «Панель филиалов». Используя её, головной вуз может в достаточно оперативном порядке отслеживать правильность ведения сайтов своих филиалов.

В целом это очень удобный продукт. С его демонстрационной версией можно ознакомиться на сайтеukc-nica.ru в разделе «Консалтинг». Полная версия проверяет сайт по 243 параметрам, а демонстрационная – по 14, но и этого достаточно, чтобы получить общее представление.

Чтобы проще было выявить степень удовлетворения нормативно-правовым требованиям, вводится специальный индекс J (соответственно, JПаук и JVIKON для программ «Паук» и «Spider VIKON»), определяющийся соотношением количества представленных разделов (подразделов) с правильно расставленными атрибутами тегов и корректно заполненной информацией, в том числе для списочных данных, к количеству всех необходимых разделов (подразделов) с атрибутами тегов.

JПаук и JVIKON близки друг к другу, но есть тонкости, которыми они отличаются. Хотя на самом деле, какие бы ни были программные средства, окончательное заключение о том, насколько сайт отвечает установленным требованиям, можно получить только экспертным путем.

Математическая модель построения J позволила составить рейтинг сайтов.

С демонстрационной версией программы-робота «Spider VIKON» можно ознакомиться на сайте ukc-nica.ru в разделе «Консалтинг». Полная версия проверяет сайт вуза по 243 параметрам, а демонстрационная – по 14, но и этого достаточно, чтобы получить общее представление.

– Чем отличаются «Паук» и «Spider VIKON»?

– Основное их различие в миссиях. «Паук» сделан по заказу контрольно-надзорного органа и должен снабдить Рособрнадзор информацией о недостатках сайтов вузов, чтобы он мог принять соответствующие надзорные меры, то есть найти и наказать.

Миссия «Spider VIKON» другая – найти и помочь. Найти недостатки сайта и информировать о них вуз, чтобы эти недостатки исправить и, при необходимости, сконструировать сайт, удовлетворяющий существующим нормативным требованиям.

– Какова цель рейтинга сайтов вузов?

– Цель рейтинга состоит в том, чтобы предоставить вузам и общественности простой и наглядный инструмент анализа состояния официальных сайтов образовательных организаций, их соответствия современным нормативно-правовым требованиям. Чем выше находятся вузы и филиалы в этом рейтинге, тем меньше к ним претензий.

Поскольку сегодня работают две модели анализа, то вводится J как максимум от JПаук и JVIKON. По результатам того, какое значение принимает J, вузы и филиалы разбиты на 13 лиг (см. табл.).

– Неужели есть нулевые значения?

– Не просто есть, а огромное количество! Правда, повторюсь, окончательное решение о соответствии сайта нормативно-правовым требованиям принимает эксперт. Программы роботы лишь помогают ему в этом.

– От среза к срезу что-то меняется?

– К сожалению, происходит поляризация. Хорошие сайты становятся ещё лучше, а плохие – ещё хуже. Но рейтинг, конечно, не самоцель. Это удобный инструмент для анализа.

На сайте можно осуществить поиск по лигам, по регионам и по конкретным образовательным организациям.

Таким образом, сегодня в РФ сформулированы требования к официальным сайтам образовательных организаций. На основе этих нормативно-правовых требований построен первый российский рейтинг сайтов вузов. Журнал обладает эксклюзивным правом первым опубликовать эту информацию.

Беседовала

Екатерина СИНДЕЕВА.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Калининградский филиал Санкт-Петербургского ГАУ развивает практико-ориентированное образование
Строительное образование в центре высокотехнологичных изменений
Процессы оптимизации российской высшей школы
Андрей Рудской об образовательных трендах сегодняшнего дня
Новый рейтинг российских вузов по результатам мониторинга эффективности – 2017
Видеомост Москва – Калининград был посвящен вопросам развития международной аккредитации
Модель QM & CQAF: распространяя гарантии качества
ВУЗПРОМЭКСПО – территория инноваций
Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»
Опыт Пакистана по интернационализации высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ