Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»

Конкурсный проект объединяет сильнейших представителей дополнительного профессионального образования РФ. Согласно итогам 2-го этапа, в лидеры вышли 53 программы из более 700, а также впервые одна структура ДПО.

Просмотров: 439

Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017.

Образовательный марафон ДПО: глава вторая

Первый этап Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон» стартовал в апреле прошлого года, объединив сильнейших представителей дополнительного профессионального образования РФ. По результатам отбора в число лидеров ДПО страны вошли 20 образовательных организаций, из более 500 программ лучшими признаны 82. В этом году, согласно итогам второго этапа проекта, из более 700 программ в лидеры вышли 53, а также впервые одна структура ДПО.

Догнать и перегнать

Продолжение хорошей истории всегда интригует и вместе с тем вызывает опасения: будет ли так же увлекателен сюжет, оправдают ли ожидания полюбившиеся персонажи, захочется ли нового витка развития событий. Второй этап проекта «Образовательный марафон» показал – дистанция этого года была пройдена с не менее удовлетворительными результатами, а по некоторым критериям даже превосходящими предыдущие.

​Необходимо отметить повышение качества конкурсных материалов в отношении информативности и конкретности, что, безусловно, повлияло на результаты. Если в прошлом году общий коэффициент соответствия конкурсным критериям деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, составлял около 75 %, то в нынешнем он оказался равен почти 100.

При оставшемся на прежнем уровне количестве образовательных организаций-победителей, в число которых впервые вошла самостоятельная структура ДПО, расширилась география марафона. В конкурсном состязании были задействованы представители всех федеральных округов страны (см. рис. 1) – факт, важный для подтверждения общероссийского статуса проекта.

Увеличилось и количество поданных на конкурс программ: если в прошлом году на суд экспертов их было представлено более 500, в этом – уже свыше 700. Что касается распределения программ-победителей по областям науки, пальма первенства на этот раз принадлежит образованию и педагогическим наукам (см. диагр. 1).

Необходимо отметить и повышение качества конкурсных материалов в отношении информативности и конкретности, что, безусловно, повлияло на результаты. Если в прошлом году общий коэффициент соответствия конкурсным критериям деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, составлял около 75 %, то в нынешнем он оказался равен почти 100. Кроме того, налицо сохранение сильных позиций и улучшение работы структур ДПО, принимавших участие в «Образовательном марафоне – 2016», а также появление среди новых конкурсантов сильных лидеров, активно способствующих развитию системы непрерывного образования взрослых.

Акценты и проценты

Второй этап конкурса, как и первый, проводился по двум номинациям. На основании сведений, содержащихся в тестовых материалах, оценивались отдельные дополнительные профессиональные образовательные программы и структурные подразделения ДПО, их реализующие.

Анализ контента по номинации «Образовательные программы» выявил его соответствие базовым характеристикам системы ДПО более чем на 90 %. Так, по параметру «Актуальность»(в том числе «Бизнес-составляющая») этот коэффициент составил 92,5 %, «Вариативность» (в том числе «Доступность») – 90,5 %, «Гибкость» – 98,3 %.

Если рассматривать результаты оценивания по отдельным критериям (вопросам конкурсной анкеты), стопро­центный показатель отмечен в отношении:

• соответствия программ отраслевым и региональным требованиям рынка труда, в рамках реализации которых, например, решаются задачи импортозамещения, ведется подготовка экспертов к чемпионатам «Молодые профессионалы», актуализируется содержание образовательного процесса в связи с появлением новых профстандартов;

• наличия среди преподавателей образовательных программ признанных в отрасли методистов, экспертов, исследователей, успешно реализовавших себя на научно-педагогическом поприще, активно участвующих в общественно-политической деятельности, имеющих практический опыт работы в отрасли;

• использования в образовательном процессе современных технологий, методов, форм и средств обучения, представленных столь же разнообразно, как и в прошлом году (перечень и подробное описание педагогических инструментов не оставляет сомнения в том, что слушатели, обучаемые по программам ДПО, получают образование, соответствующее актуальным требованиям);

• реализации обратной связи со слушателями-выпускниками для дальнейшего проектирования/корректировки образовательных программ, механизмы которой весьма гибки и продуктивны.

Слушатели-выпускники создают инновационные образовательные площадки, участвуют в общественно-профессиональной экспертизе программ ДПО, получают индивидуальные консультации по профессиональным вопросам, принимают участие в проблемно-аналитических семинарах, методических и научно-практических конференциях.

​Анализ контента по номинации «Образовательные программы» выявилего соответствие базовым характеристикам системы ДПО более чем на 90 %. Так, по параметру «Актуальность» (в том числе «Бизнес-составляющая») этот коэффициент составил 92,5 %, «Вариативность»(в том числе «Доступность») – 90,5 %, «Гибкость» – 98,3 %.

Важный «клиентоориентированный» показатель, составивший почти 90 %, – обучение по индивидуальным образовательным траекториям. В качестве основных инструментов реализации отмечены учет индивидуальных потребностей, профессионально-личностных запросов и опыта слушателей; научно-методическое сопровождение в ходе построения и реализации индивидуального образовательного маршрута; самостоятельная работа в формате дистанционного обучения, позволяющая совершенствовать навыки самоменеджмента и многие другие. При отрицательном ответе на вопрос анкеты о реализации в рамках образовательной программы персонализированного обучения такая возможность предусматривалась в случае возникновения необходимости и в соответствии с требованиями заказчика.

Факторы роста

Как отмечалось выше, общий коэффициент соответствия деятельности оцениваемых в номинации «Образовательная организация» структур ДПО базовым характеристикам системы составил почти 100 %. Наиболее сильными сторонами работы организаций-участников стали следующие.

Наличие стратегической программы развития, учитывающей конъюнктуру рынков труда и образования, новых законодательно-правовых требований, тенденций развития науки, производства и технологий.

Ключевыми приоритетами таких программ, в частности, выступили развитие механизмов вовлечения целевой аудитории в сферу ДПО, создание условий для повышения качества образовательных услуг, обновление содержательной стороны программ на основе профессиональных стандартов, содействие трудоустройству выпускников и развитию карьеры, ряд других.

Реализация федеральных, в том числе отраслевых программ, направленных на социально-экономическое развитие региона и страны. В соответствии с этой задачей структуры ДПО участвуют в повышении квалификации кадров в рамках ведомственных и федеральных целевых, президентских, государственных регио­нальных и других видов программ.

Кроме того, результаты «Образовательного марафона – 2017» продемонстрировали рост вовлеченности образовательных организаций в работу по становлению национальной системы квалификаций. Если в прошлом году количество задействованных в этом процессе структур ДПО составило 60 %, в этом – уже 80. Указывались такие форматы участия, как внесение предложений при разработке профстандартов, организация методического сопровождения мероприятий по их внедрению, создание региональных центров по сертификации и оценке квалификаций, проведение тематических семинаров и круглых столов, прочие. Был сформулирован ряд предложений по развитию НСК: организация подготовки общественных экспертов, а также деятельности по «стыковке» требований ФГОС и профстандарта, разработка механизмов интеграции работодателей, органов государственной власти, государственных образовательных организаций и представителей экспертного сообщества в систему независимой оценки профессиональных квалификаций, формирование единых подходов к созданию региональных моделей внедрения НСК.

Сотрудничество с организациями других стран. Этот вид взаимодейст­вия организациями-победителями осуществляется по таким направлениям, как изучение потребностей рынка труда в новых образовательных программах, привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов-практиков, проведение совместных мероприятий, совместная разработка нормативно-законодательной базы регионального уровня, прочим. Если же говорить о других видах партнерства, то, например, в сетевой кооперации с научными и образовательными организациями региона, страны и зарубежья в среднем задействовано более 70 % структур ДПО, в развитии государственно-частного партнерства – около 90.

Использование лучших зарубежных практик, в числе которых отмечаются метод кейс-технологий с разбором конкретных ситуаций, имеющих место на реальных производственных объектах, игротехнический менеджмент, артпедагогические техники, другие методики обучения, а также принципы разработки образовательных программ.

Обучение людей с ОВЗ и других групп населения. Как и по итогам первого этапа проекта, по этому виду деятельности результаты оказались высокими. На вопрос о наличии условий для обучения людей с ОВЗ и других категорий граждан утвердительно ответили все финалисты. Для слушателей с особыми потребностями создана комфортная среда, начиная с материально-технической базы и заканчивая образовательными технологиями, методами, средствами и формами обучения. Обучение различных групп населения (лиц третьего возраста, временно неработоспособных женщин, школьников и других категорий слушателей) также проводится с учетом индивидуальных запросов. Например, на основании результатов профориентационной диагностики, позволяющей сформировать адекватное представление о личностно-профессиональных особенностях, выстроить программу достижения профессиональных целей.

Как отмечают конкурсанты, в связи с пониманием необходимости профессионального саморазвития в регионах растет востребованность дополнительных профессиональных программ, и образовательные организации готовы удовлетворить спрос. Согласно подсчетам, 90 % организаций-лидеров реализуют короткие программы, чья доля от общего числа варьируется от 1,2 до 66 %, а в среднем составляет более 15.

Соответствие деятельности образовательной организации требованиям информационной открытости. По этому критерию второй этап «Образовательного марафона» повторил почти стопроцентный результат первого: российские структуры ДПО активно взаимодействуют с внешней средой не только за счет ресурсов, размещенных в глобальной сети, но и участвуя в совместных с партнерами мероприятиях, работе профильных союзов, ассоциаций, конференций.

Перспективное планирование. Серьезно нацеленные на дальнейшую работу, организации-лидеры планируют обновлять тематику программ, увеличивать модульную вариативность, модернизировать технологии и содержание обучения, разнообразить формы сетевого взаимодействия, привлекать новых партнеров, провести внутренний аудит качества образования с учетом требований ФГОС, реализовать другие направления деятельности по совершенствованию ДПО.

Награждение победителей второго этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон» состоялось на первом заседании Экспертного совета по дополнительному профессио­нальному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете по образованию и науке Госдумы РФ VII созыва. Подробности – в следующем номере «АО».

​Победители второго этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН»

• Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (2 программы)

• Благовещенский государственный педагогический университет(1 программа)

• Брянский государственный аграрный университет (4 программы)

• Бурятский республиканский институт образовательной политики(3 программы)

• Ивановская государственная сельскохозяйственная академияим. академика Д.К. Беляева (1 программа)

• Иркутский государственный университет путей сообщения (2 программы)

• Кубанский государственный технологический университет (2 программы)

• Международный институт менеджмента ЛИНК (5 программ)

• Мордовский республиканский институт образования (3 программы)

• Нижневартовский государственный университет (3 программы)

• Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (1 программа)

• Ставропольский государственный аграрный университет (2 программы)

• Ставропольский государственный медицинский университет(Институт дополнительного профессионального образования)

• Сургутский государственный педагогический университет (8 программ)

• Тольяттинский государственный университет (4 программы)

• Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (3 программы)

• Тюменский индустриальный университет (5 программ)

• Ульяновский государственный педагогический университетим. И.Н. Ульянова (1 программа)

• Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования (2 программы)

• Чурапчинский государственный институт физической культурыи спорта (1 программа)

Людмила СУЛЬДИНА.

Редакция журнала благодарит конкурсантов, членов экспертной комиссии, партнеров, содействовавших организации сопряженных с проектом мероприятий. Приглашаем к участию в проекте.

 [1] Подробнее об итогах конкурса: Сульдина Л.Г. Образовательный марафон ДПО // «Аккредитация в образовании», 2016, № 8 (92), с. 58-61.

2. Подробнее

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
I Всероссийский конкурсный медиапроект «Образовательный марафон»
Технологический университет реализует эффективную стратегию продвижения ДПО
Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
Награды победителям «Образовательного марафона» вручены в Госдуме РФ
Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
Конкурсный проект «Образовательный марафон» популяризирует лучшие практики ДПО России
Парадоксы информационной открытости на ВУЗПРОМЭКСПО
Региональные инновационные площадки развивают СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ