Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Дания – новый игрок на мировом рынке экспорта образования

В 2014 году министерство высшего образования и науки Дании предложило модель по привлечению и удержанию талантов из-за рубежа. Усилия планируется направить на привлечение иностранных студентов, которые в состоянии оплачивать обучение. Особенно из тех стран, которые не входят в Европейский Союз, но имеют восходящий тренд мобильности.

13.03.2015
Просмотров: 67

Г.А. КРАСНОВА, ведущий научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор

А.А. КРАСНОВА, магистрант Университетского колледжа Лондона

Продолжаем публикацию серии статей, представляющих зарубежный опыт по расширению экспорта образовательных услуг. Первая статья размещена в предыдущем номере («Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов», «АО», № 77, февраль, 2015).

Привлечение инвестиций

В 2014 году правительство Дании приступило к реализации проекта «Дания – привлекательное место для обучения»[1] для мобилизации наиболее способных иностранных студентов на обучение в свои образовательные организации с последующим трудо­устройством[2].

Запуску проекта предшествовало изучение состояния экспорта образования, законодательной базы, рынка труда, ведущих стран-­экспортеров, проведение маркетинговых исследований. Выяснилось, что даже тогда, когда иностранные студенты наряду с датскими обучаются в рамках грантов и образовательных кредитов, они способствуют развитию национальной экономики.

Анализ состояния экспорта образования выявил две основные тенденции: уменьшение количества иностранных студентов из стран, не входящих в Европейский Союз, и увеличение европейской молодежи, выбирающей Данию для получения образования.

Анализ трудоустройства иностранных выпускников после завершения образования в Дании показал, что лишь немногим меньше, чем половина иностранных выпускников остается в стране, в то время как здесь не хватает высококвалифицированных специалистов и собственно национальных выпускников тоже недостаточно.

Конфедерация датской промышленности отметила, что высокообразованные иностранные граждане создают прибыль, соответствующую двум дополнительным рабочим местам в национальной экономике, а высокообразованная иностранная рабочая сила является бенефициаром страны в денежном выражении. По сравнению с другими странами, Дания привлекает сравнительно мало иностранных инвестиций.

Для того чтобы иностранные компании воспринимали Данию как страну, привлекательную для инвестиций, необходимо проведение соответствующей политики: поддержка и развитие на датских предприятиях научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов и производства, обеспечение доступа датских предприятий к высокообразованной рабочей силе с соответствующими профессиональными навыками и исследовательской среде международного уровня.

В новом рейтинге Всемирного экономического форума[3] Дания занимает 19-е место в оценке бизнес-лидеров по привлечению и удержанию высокообразованных иностранных граждан. Ближайшие конкуренты, Швейцария и Сингапур, находятся в лучшем положении. При этом Дания занимает 27-е место среди 103 стран по доступу к высококвалифицированной иностранной рабочей силе.

Учитывая результаты исследований, правительство Дании инициировало реформу найма иностранной квалифицированной рабочей силы. Предполагается, что в результате реформы рекрутинг иностранных специалистов должен стать более простым для бизнеса, а активизация работы по улучшению условий найма должна улучшить позиции страны в глобальных рейтингах.

«Если в целом рассматривать инициативы правительства Дании по экспорту образования, то можно заметить, что основное их направление – это либерализация миграционного и трудового законодательства, а также некоторые послабления образовательного законодательства».

Новая стратегия

В 2014 году министерство высшего образования и науки страны предложило модель по привлечению и удержанию талантов из-за рубежа. Усилия планируется направить, прежде всего, на привлечение иностранных студентов, которые в состоянии оплачивать обучение. Особенно из тех стран, которые не входят в Европейский Союз, но имеют восходящий тренд мобильности.

Одновременно правительство планирует всячески поощрять иностранных выпускников университетов оставаться работать в Дании после окончания учебы. Для реализации этих задач иностранным студентам будут созданы лучшие условия студенческой жизни, способствующие успеш­ной адаптации и интеграции ино­странных выпускников.

В рамках проекта «Дания – привлекательное место для обучения» реализуются два подпроекта. Первый направлен на развитие международной среды в образовательных организациях Дании и формирование международных навыков датских студентов, второй – на привлечение и сохранение талантливых иностранных студентов в Дании.

По указанному проекту правительством разработан план действий до 2020 года, включающий 5 мероприятий и 24 инициативы. Чтобы привлечь наиболее способных иностранных студентов, университетам рекомендовано привести в соответствие с международными измерениями все компоненты образовательных программ и образовательной среды, а также привести отсев иностранных студентов в соответствие с отсевом датских студентов. Поскольку привлечение талантливых иностранных студентов зависит, в том числе, и от языковой среды, правительство планирует поддерживать датские университеты в направлении создания англоязычной образовательной среды.

Кроме того, рекомендуется организовывать и проводить летние школы, разрабатывать и распространять онлайн курсы датских университетов, которые демонстрируют преимущества датских образовательных программ, а также стимулировать образовательные организации в поиске путей повышения качества и эффективности оценки результатов обучения и присвоения квалификации иностранным студентам.

В связи с тем, что законодательно зафиксированная стоимость обучения в датских университетах ограничивает возможности образовательных организаций на мировом рынке образовательных услуг, правительство планирует дать им свободу и гибкость в определении ценовой политики.

В рамках инициатив по привлечению иностранных студентов на обучение правительство также планирует выстраивать диалог с частными фондами и компаниями относительно новых возможностей их вклада в реализацию проекта. В частности, не только того, что они в настоящее время делают путем предоставления стипендий или грантов для привлечения квалифицированных иностранных студентов, а также оказания особого внимания заключению культурных соглашений преимущественно с неевропейскими странами.

Принимая во внимание, что условия для членов семей иностранных выпускников являются неудовлетворительными, в связи с чем высококвалифицированные иностранные специалисты покидают Данию, правительство особое внимание уделяет созданию условий для супругов/партнеров иностранных специалистов и профессорско-преподавательского состава в датских учебных заведениях. Иностранные докторанты из неевропейских стран в настоящее время имеют разные условия по получению вида на жительство, связанные с тем, работают они в частном или государ­ственном секторах. Правительство гарантирует, что всем докторам PhD будет предоставлен вид на жительство на шесть месяцев в период поиска работы, и в целом правила получения вида на жительство будут упрощены. В настоящее время иностранные выпускники магистратуры датских образовательных учреждений из неевропейских стран должны подавать заявки относительно вида на жительство, как и остальные иностранные граждане. Для сохранения иностранных выпускников магистратуры из числа наиболее успешных и имеющих высокие академические результаты правительство планирует ввести для этой категории иностранных граждан и иностранных выпускников докторантуры новые правила по получению ими вида на жительство и трудоустройства, а именно: вид на жительство на два года будет выдаваться без каких-­либо ограничений и требований, в том числе к доходам. Кроме того, будет предоставлена возможность начать свой собственный бизнес в Дании.

Для быстрой и простой процедуры получения студенческого вида на жительство гражданами неевропейских стран правительство инициировало процесс оцифровки заявок на получение вида на жительства в студенческих общежитиях. Иностранным студентам, приехавшим на обучение в рамках программы Erasmus Mundus, а также студентам, обучающимся по международным совместным образовательным магистерским программам, правительство изменяет миграционные правила таким образом, чтобы эта категория иностранных студентов получала вид на жительство на весь период обучения, а не только на отдельный компонент образовательной программы, осуществляемой в Дании, как было ранее.

В рамках изменения трудового законодательства правительство гарантирует иностранным студентам после получения студенческого вида на жительство предоставление разрешения на работу. Иностранным студентам из стран, не входящих в Европейский Союз, планируется разрешить работать, как и датским студентам, 20 часов в неделю, а также полные рабочие дни в каникулярный период времени летом. Ранее иностранным студентам было законодательно разрешено работать только 15 часов в неделю. Потенциальным докторантам из неевропейских стран, принимающих участие в процессе отбора, разрешено работать без специального разрешения до трех месяцев.

Инициативы правительства, направленные на сохранение международных выпускников после завершения ими обучения в датских образовательных организациях, включают профессиональную ориентацию и информирование иностранных студентов. Это способствует распространению знаний о рынке труда Дании, перспективах трудоустройства и карьерного роста. Осознавая, что знакомство и интеграция с рынком труда в период обучения иностранных студентов являются ключевым фактором в принятии ими решения о дальнейшем проживании и карьере в Дании после окончания учебы, правительство планирует расширять число рабочих мест для иностранных студентов и мест для стажировок в период обучения. С учетом того, что значительным источником информации о датских учебных заведениях является сайт studyindenmark.dk, правительство планирует уделять особое внимание его расширению и поддержке.

Таким образом, если в целом рассматривать инициативы правительства Дании по экспорту образования, то можно заметить, что основное их направление – это либерализация миграционного и трудового законодательства, а также некоторые послабления образовательного законодательства. Можно предположить, что эта новая стратегия не останется незамеченной иностранными студентами и их число в Дании значительно вырастет. Вместе с тем никаких существенных финансовых вложений для осуществления своих целей в отношении иностранных студентов и иностранных выпускников правительство не планирует, что особенно важно в условиях финансового кризиса.

  1. Denmark – an attractive study destination (англ.).
  2. Подробнее: Model calculation undertaken by DREAM for the Danish Ministry of Higher Education and Science, 2014, ufm.dk.
  3. «Глобальная конкурентоспособность 2014-2015». Режим доступа: http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2014-2015
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-78, точка зрения, экспорт образования, Дания, зарубежный опыт

Похожие материалы:
Мобилизация инженерной мысли
Слагаемые качества юридического образования
Мобилизация инженерной мысли
Экспорт российского образования: кто «даст добро»?
Экспорт образования: дайджест мировых тенденций
Инженерное образование: компетентность – вектор модернизации
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Архитектура казахстанской высшей школы четко определена
Гуманитарное знание. Освободиться от предрассудков
Расширение экспортных возможностей российских вузов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#88Сохраняя традиции, поддерживая инновации
#91Человеческий капитал профобразования
#88Перспективы развития экономического образования
#88Инновационный центр региональной экономики
#89Итоги приeмной кампании опорных вузов
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны