Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Экспресс-форум: Развитие аграрного образования

В № 85 под рубрикой «Экспресс-форум» наш журнал представил палитру мнений ректорского корпуса России относительно стратегии развития аграрного образования. Продолжаем публикацию ответов представи­телей аграрных вузов России.

11.01.2017
Просмотров: 508

В № 85 под рубрикой «Экспресс-форум» наш журнал представил палитру мнений ректорского корпуса России относительно стратегии развития аграрного образования.

На вопросы редакции дали ответы ректоры Волгоградского и Воронежского ГАУ, Костромской и Тверской ГСХА. В рамках экспресс-форума были опубликованы также ключевые моменты выступления директора Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России Е.И. Метельковой на парламентских слушаниях Комитета Госдумы РФ по образованию 18 февраля 2016 года.

Продолжаем публикацию ответов представи­телей аграрных вузов России на следующие вопросы:

  1. Какими, с вашей точки зрения, должны быть ключевые моменты стратегии развития аграрного образования России?
  2. Каким образом включить работодателей в учебный процесс?
  3. Как подготовить кадры, способные решать проблему импортозамещения?
Оксана Шумакова ШУМАКОВА Оксана Викторовна, ректор Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, доктор экономических наук, доцент

– (1) Стратегическими приоритетами развития аграрного образования в настоящее время являются, в первую очередь, совершенствование структуры и содержания образовательной деятельности вузов, в том числе посредством полноценного перехода на дуальное обучение. Такой переход предполагает тесное взаимодействие вузов с профильными предприятиями в образовательном и научном процессах – с целью подготовки квалифицированных специалистов, заточенных под потребности региональной экономики.

Одновременно необходимо эффективно решать задачу повышения качества приёма на обучение по всем образовательным программам, развивая новые форматы целевой подготовки. В повестке дня, несомненно, оптимизация и развитие научной деятельности университетов на основе формирования новой политики в этой области. Для оперативного решения этих задач вузам необходимо оптимизировать организационную структуру, обеспечить развитие кадрового потенциала. Индикаторами новой кадровой политики должны стать динамичный кадровый резерв, отлаженная система наставничества и реализация индивидуальных траекторий роста молодого поколения. Безусловно, приоритетным направлением работы вузов были и остаются оптимизация и развитие имущественного комплекса, включающего учебно-опытные хозяйства и земельные участки.

– (2) Усиление практикоориентированного подхода в обучении – одно из приоритетных направлений развития образовательной деятельности. Это предполагает, в том числе, выход на новый уровень социального партнерства с отраслевыми предприятиями, результат которого – взращивание работодателем своего будущего сотрудника. В частности, Омский ГАУ ведет соответствующие переговоры с целым рядом потенциальных работодателей.

– (3) В настоящее время многие организации АПК нуждаются в молодых специалистах, и именно образовательные организации аграрного профиля являются для них кузницей кадров. Перед аграрными вузами стоит задача непрерывного совершенствования образовательной деятельности, решение которой возможно только с учетом современных требований развития науки, техники, экономики. Например, для проведения селекционной работы в животноводстве многие профильные вузы планируют создавать на своей базе мини-фермы. Омский ГАУ также ставит перед собою эту цель, но для ее достижения необходимо решить большое количество организационных вопросов, в том числе касающихся укрепления материально-технической базы. В настоящее время университет, сотрудничая с базовыми хозяйствами, знакомит студентов с работой современных перерабатывающих животноводческих комплексов.

Санкции Запада дают хорошую возможность для наращивания объемов производства сельхозпродукции, укрепления материально-технической базы АПК, диверсификации аграрной экономики в целом. Движение в этом направлении необходимо осуществлять, с одной стороны, с учетом доминирующих трендов в системе высшего образования, с другой – с учетом текущих и перспективных потребностей региона. В контексте этого и должна выстраиваться оптимальная траектория развития аграрного образования в общем и образовательных организаций в частности.

Александр Васильев ВАСИЛЬЕВ Александр Александрович, проректор по развитию и информатизации Красноярского государственного аграрного университета, кандидат технических наук, доцент

– (1) Назовем ряд ключевых направлений, по которым возможно развитие аграрного образования: как в разрезе подготовки специалистов с надлежащими компетенциями, так и в контексте повышения эффективности результатов научных исследований в аграрной науке.

Прежде всего это разработка практикоориентированных программ по заказу предприятий АПК и их реализация с использованием потенциала базовых кафедр, специализированных учебных центров. Также необходимы разработка и реализация образовательных программ в партнерстве с ведущими российскими аграрными вузами (с использованием сетевой формы). Следует законодательно закрепить обязательное распределение выпускников на предприятия АПК – с целью закрепления и развития профессиональных навыков специалистов – на период не менее трех лет.

Критически важно реализовывать обучение через проведение научных исследований на всех стадиях подготовки специалистов – бакалавров, магистров, аспирантов.

На современном этапе назрела инвентаризация и научный аудит существующих научных школ и формирование новых, укрепление их материальной базы, а также увеличение федерального финансирования науки через учредителя, Минсельхоз РФ, с существующих чуть более 20 млн. рублей до, как минимум, 400-500 млн. в год. Необходимо развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в научных школах, а также развитие центров компетенций, сформированных на их базе.

Несомненно, требуется совершенствование сотрудничества с научно-исследовательскими институтами РАН, российскими и зарубежными вузами, сельхозпредприятиями. Речь, прежде всего, идет об образовании совместных научных коллективов, совместном использовании лабораторного фонда, совместных заявках на получение грантов РНФ, РГНФ, РФФИ и других научных фондов, а также активном участии сельхозпредприятий совместно с вузами и НИИ в подаче заявок на конкурсы, проводимые Мин­экономразвития РФ, Минобрнауки РФ и другими организациями.

Нужно увеличить количество направлений подготовки научных кадров высшей квалификации, а также численность аспирантов и докторантов в аграрных вузах. Необходимо внедрение новых программ аспирантуры на основе международных стандартов обучения формата PhD, привлечение к научному руководству аспирантами ученых отраслевых институтов РАН. Стипендия аспирантам очной формы обучения должна быть повышена.

Необходимо продолжить создание инновационной инфраструктуры в аграрных вузах (бизнес-инкубаторов, малых инновационных предприятий, центров трансферта технологий, технопарков, учебных цент­ров развития малого предпринимательства) и ее интеграцию в экономическое и образовательное пространство. Нужно продолжить создание кафедр в НИИ РАН, на передовых предприятиях, а также создание научных лабораторий НИИ в аграрных вузах. Нельзя недооценивать значение создания инфраструктуры студенческой инновационной деятельности (студенческие научно-исследовательские лаборатории, бизнес-инкубаторы и прочее).

Борис Кузнецов КУЗНЕЦОВ Борис Федорович, проректор по научной работе Иркутского государственного аграрного университета им. А.А. Ежевского, доктор технических наук, профессор

– (1) Можно выделить несколько наиболее важных моментов, на которые должна опираться стратегия развития современного аграрного образования. Первый из них – это непрерывность образования. Система школьных агроклассов, получившая в настоящее время широкое развитие в Иркутской области, является хорошей иллюстрацией этого тезиса. Получив представление об агротехнологиях не только из учебника, но и на практике, выпускник школы уже осознанно может выстроить дальнейшую траекторию обучения. Современный специалист, работающий в АПК, должен обладать компетенциями, позволяющими ему оперативно адаптироваться к изменениям в экономике, профессиональной сфере, обществе и культуре. Приобретение и развитие таких компетенций возможно только при постоянном взаимодействии как с «традиционной» образовательной системой (школа, бакалавриат, магистратура и прочее), так и с информационно-образовательной средой, дающей возможность самостоятельно получать необходимые знания, умения и навыки. Очевидно, что задача создания такой среды должна быть одной из приоритетных задач современного аграрного вуза.

Следующий ключевой момент: высшую школу необходимо рассматривать как точку внедрения новых технологий в АПК страны. Выпускник аграрного университета, обладая суммой необходимых знаний и умений в области современных технологий, должен являться проводником их внедрения на предприятиях и хозяйствах аграрного комплекса. Этот момент диктует высокие требования как к уровню квалификации научно-педагогических работников, так и к уровню материально-технической базы вузов.

Не менее важным аспектом стратегии развития аграрного образования должно стать развитие системы формирования инновационного мышления выпускников учебных заведений. Выпускник аграрного университета должен не только генерировать новые идеи, но и обладать навыками их реализации на практике для достижения положительного эффекта. Возможность получения соответствующих навыков возникает только в том случае, когда в вузе есть действующая система трансферта технологий, и при обучении будущий специалист может проследить, а ещё лучше пройти весь путь от зарождения идеи до ее коммерческой реализации.

– (2) Включение работодателя в учебный процесс можно рассматривать в различных аспектах. Например, непосредственное участие ведущих специалистов в проведении занятий, привлечение работодателей для оценки результатов обучения. Как правило, эти формы применяются вузами достаточно давно и успешно.

Новые возможности привлечения работодателя к образовательному процессу возникли при внедрении ФГОС ВПО на основе применения компетенций как инструмента проектирования образовательных программ. Привлечение ведущих специалистов сельхозпредприятий в роли экспертов на этапе проектирования и модернизации программ позволит построить учебный процесс, соответствующий особенностям регионального агропромышленного комплекса.

– (3) Вопрос импортозамещения невозможно рассматривать изолированно от основных проблем агропромышленного комплекса. Требуется организация подготовки кадров, способных решать основные задачи АПК региона. Таким образом будет решена проблема импортозамещения.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: аграрное образование, красноярский государственный аграрный университет, ИрГСХА, ОмГАУ, ао-87, экспресс-форум

Похожие материалы:
Что и где посеять – подскажет вуз
Экпресс-форум: педагоги о Годе Учителя
Экспресс-форум: конкурсы инновационных программ
Повышение конкурентоспособности аграрного образования
Новая модель образования для подготовки кадров АПК
Демократичный фактор профессионального роста
Тетюшский сельхозтехникум: дело жизни
Подготовка кадров для сельского хозяйства Чувашии
Как повысить эффективность российской аспирантуры?
Меры повышения конкурентоспособности российского образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (92)

На обложке журнала ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина А.А.Фёдоров. «Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения?», – задается вопросами ректор Мининского университета. Читайте в 92 номере «АО» его статью «Новое педагогическое образование».
Слово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Открыт приём заявок на участие во II Всероссийском форуме русского языка
С 19 по 21 апреля 2017 года в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина состоится...
Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
Стартовал прием заявок от резидентов в Российско-Китайский студенческий бизнес-инкубатор. Стать...
Case-in: новое слово в инженерном образовании!
6 апреля 2017 года в Пермском Политехе пройдет региональный этап международного инженерного...
Из журнала
#86Наука – механизм роста сельской экономики
#87Пути модернизации профессионального образования
#83«Неархитектурный» стандарт
#87Информационная открытость – показатель эффективности
#83НСК – основа взаимодействия рынков труда и образования
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники