Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Государственно-частное партнерство в системе профессионального образования

Рассматривая взаимодействие системы образования и реального сектора экономики, очень важно видеть разницу между государственно-частным партнерством и иными формами сотрудничества бизнеса и области знаний. В статье рассматриваются три основных вектора взаимодействия образования и бизнеса.

23.08.2013
Просмотров: 6074

Союз рубля и знаний

А.Н. ЛЕЙБОВИЧ, первый заместитель директора Федерального института развития
образования, член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор

РАССМАТРИВАЯ взаимодействие системы образования и реального сектора экономики, очень важно видеть разницу между государственно-частным партнерством и иными формами сотрудничества бизнеса и области знаний. Их довольно много, и нередко государственно-частным партнерством ошибочно считается любая форма совместной деятельности этих сфер. Между тем существуют три основных вектора взаимодействия образования и бизнеса.

ПЕРВОЕ и наиболее типичное направление, сформировавшееся за последние годы, правильнее было бы называть благотворительностью. Это тот случай, когда работодатель или иной частный партнер безвозмездно передает образовательной организации определенные ресурсы, не предполагая и, по крайней мере, не имея юридических обязательств получить что-либо взамен. Такая форма сотрудничества является благотворительностью, и поскольку вокруг неё не сформирована система юридических соглашений, предполагающих разделение рисков и ответственности, прежде всего экономической, отсутствует четкое планирование результатов и сроков.

Следовательно, без конкретного проекта в системе взаимодействия сторон, обмена ресурсами, их объединения или совместного управления ими, такую деятельность нельзя считать государственно-частным партнерством. Это другие формы взаимодействия, безусловно, имеющие право на существование и подтверждающие на практике свою значимость, но с юридической точки зрения сводящиеся к благотворительности. Даже эндаумент по своей сути является разновидностью меценатства, спонсорской поддержки, только направленной на достаточно долгосрочную перспективу.

ВТОРЫМ значимым направлением стало социальное партнерство. Его особенность заключается в нацеленности, как правило, на создание определенных регулятивных механизмов, выходящих далеко за пределы интересов конкретного предприятия и определенного работодателя. Это вопросы и задачи, решаемые на уровне крупного территориального образования, субъекта федерации или страны в целом, либо создание инструментов, регулирующих деятельность конкретной отрасли: например, формирование профессиональных стандартов.

По форматам организации работы и способам её выполнения это типичная модель социального партнерства. Неслучайно, все документы, связанные с созданием профессиональных стандартов, проходили рассмотрение Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, координатором которой со стороны государства выступала заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, бизнес-сообщество представлял председатель РСПП Александр Шохин, а интересы работников защищал председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. Другим примером социального партнерства является создание советов при губернаторах по развитию профессионального образования, в которые входят работодатели, представители сферы образования, а иногда – науки и отраслевых министерств.

Все формы социального партнерства очень важны, но это процессные инструменты, направленные на поддержку в постоянном режиме системы взаимодействия и согласования интересов.

В КАЧЕСТВЕ третьего направления, связанного с совместной реализацией государством и бизнесом конкретных проектов в сфере образования, следует выделить государственно-частное партнерство.

Анализ накопленного в стране опыта подводит к выводу, что реальных проектов государственно-частного партнерства, обладающих всеми присущими ему признаками, в сфере профессионального образования либо вообще нет, либо они существуют в порядке исключения, подтверждающего правило.

Впервые некоторые инструменты государственно-частного партнерства как элементы консолидации ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций были включены в разработанную Минобрнауки РФ Стратегию развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. К ним, в частности, относятся концессионные соглашения. Постановлением правительства страны № 748 от 5 декабря 2006 года утверждено типовое положение о реализации концессионных соглашений, вслед за этим в ряде субъектов федерации были приняты соответствующие решения, но какая-либо конкретная работа в сфере профессионального образования по реализации концессионных проектов за все эти годы не видна.

Существуют и другие, более простые инструменты государственно-частного партнерства, но одним из его важнейших признаков является заключение системы соглашений, а не одной или двух договоренностей. Соглашение о намерениях рамочное соглашение, предусматривающие начало работы по государственно-частному партнерству остаются только элементом подготовительной работы, но не самой деятельностью.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО предусматривает привлечение финансовых ресурсов – как правило, со стороны частного партнера, и использование ресурсов, находящихся в распоряжении или собственности государства: зданий, сооружений, оборудования, неимущественных прав. Поскольку в большинстве случаев распоряжаться ими могут только правительства субъектов федерации или Правительство РФ, то для реализации проекта государственно-частного партнерства необходимо принятие соответствующего закона или постановления. Проект государственно-частного партнерства должен предусматривать четко прописанные обязательства сторон и, самое главное, равноправные и юридически оформленные механизмы управления совместным проектом со стороны партнеров.

При анализе Федеральным институтом развития образования возможности реализации государственно-частного партнерства в области профессионального образования на современном этапе было обращено внимание на то, что в этой сфере бюджетные и автономные учреждения являются основной организационно-правовой формой, а она не дает, в полной мере, возможности реально управлять проектом государственно-частного партнерства. Например, в законе об автономных учреждениях четко предусмотрены права наблюдательных советов образовательных учреждений, причем эти права достаточно невелики. Частный партнер, входящий в состав наблюдательного совета, не сможет реально влиять на развитие совместного проекта, не получит возможности управлять собственными инвестициями в учреждение профессионального образования. Поэтому организационно-правовая форма объекта сферы образования (вуза, колледжа, ресурсного центра и т.п.) очень важна для выбора инструментов государственно-частного партнерства.

На практике для организации государственно-частного партнерства создаются специальные организации в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества, но, как правило, для реализации крупных проектов федерального уровня. При меньших масштабах возможны другие инструменты. Это могут быть юридически обязывающие соглашения, но их гарантом должен выступать субъект федерации в лице правительства или комитета по имуществу, поскольку автономное или бюджетное учреждение не являются собственником ресурсов. Ситуация достаточно проста: если частный партнер выделяет собственные ресурсы или привлекает заёмные – например, под создание учебного центра прикладных квалификаций, – то возникает вопрос о защите этих инвестиций и юридических гарантиях, что эти финансовые средства будут использованы на решение именно тех задач, которые интересуют предпринимателя. Юридически таких инструментов сегодня нет. Есть хорошие отношения директора техникума с директором завода, существуют иные определенные механизмы, но они с трудом воспринимаются современными бизнесменами, особенно зарубежными инвесторами.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ не только учебное заведение стремится к привлечению ресурсов из компаний.

Предприятия не в меньшей степени заинтересованы в помощи вуза или ссуза при создании инфраструктуры подготовки и повышения квалификации кадров. Это первоочередные объекты для работы в области государственно-частного партнерства. Они могут представлять собой либо отдельные структуры, либо структурные подразделения, призванные заниматься чаще всего короткими программами профессионального обучения для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Например, Центры профессиональных квалификаций, создаваемые на принципах государственно-частного партнерства, могут решать задачи, с которыми не в состоянии справиться массовое учреждение профобразования, поскольку в последнем выполняется много различных задач социализации, образования и обеспечивается достижение, в лучшем случае, среднего уровня квалификации. Задача достижения действительно современных знаний и компетенций может быть решена только объединением ресурсов частного бизнеса и государства, но не только потому, что бюджет не располагает достаточными ресурсами.

Вливание значительных средств в подготовку специалистов высокой квалификации подразумевает убежденность в необходимости этой работы, а она достижима только при уверенности, что это действительно нужно экономике, что заинтересованная сторона вкладывает в образование и собственные средства. Не благие пожелания на попечительских советах, не разовая поддержка, а реальная деятельность становится сигналом заинтересованности бизнеса в проекте.

Поскольку сегодня интерес частного бизнеса к сфере профессионального образования достаточно велик, очень важно юридически грамотно подготовить в субъектах федерации систему типовых документов, посвященных реализации конкретных мероприятий: например, созданию учебного центра, формированию системы подготовки кадров внутри корпорации. Поэтому Федеральный институт развития образования планирует формировать, совместно с ведущими экспертами, представителями крупных компаний, заинтересованными органами государственной власти субъектов федерации рабочие группы для реализации пилотных проектов государственно-частного партнерства, обладающих наибольшим потенциалом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, ВПО, мнение, социальное партнерство, компетентно, ао-65

Похожие материалы:
В фокусе – мнение работодателя
Качество образования зависит не от статуса вуза
Мнение практиков о доработке ФГОС СПО
Социально-профессиональный портрет педагога
Профессиональные эксперты в образовании
Олимпиады профмастерства: опыт и проблемы
Владимирский сегмент наноиндустрии
СПО: формирование механизмов частно-государственного партнерства
Модернизация профессионального образования в Алтайском крае
Об особенностях современной системы образования в КНР

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (99) 2017

– Обучение должно быть веселым, – считает специальный гость международного форума DiGIT Ю Кай Чоу. По мнению председателя Совета директоров учреждений профобразования Пермского края Станислава Красных, с помощью демонстрационного экзамена вряд ли можно оценить воспитательный потенциал будущего педагога. Об этом и многом другом – в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
С целью популяризации лучших практик ДПО страны издательство «Аккредитация в образовании» с 2016...
Из журнала
#88Пути эффективного развития сферы ДПО в России
#89В Нижневартовске формируется модель "бережливый вуз"
#88Дуальное образование в России
#88Региональный аспект профессионального образования
#92Образовательный марафон ДПО
Информационная лента
14:26Лекции по предмету астрономия для учителей российских школ
11:55КубГУ посетил профессор из США
11:27В Казани презентовали систему интраоперационной навигации с технологией дополненной реальности
15:34В ТюмГУ назрела необходимость смены образа вуза
15:24Исследование экстремальных микроорганизмов поможет получить новые электропроводники