Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения

Перед техническими вузами РФ стоят серьезные задачи, направленные на обеспечение экономической, технической и технологической безопасности государства. Одну из важнейших – подготовку инженеров нового поколения – с успехом реализуют в Институте компьютерных технологий и информационной безопасности (ictis.sfedu.ru) Южного федерального университета.

Просмотров: 174

Материал опубликован в журнале №100 от 25.12.2017.

Построение будущего

ВЕСЕЛОВ Геннадий Евгеньевич

директор Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, доктор технических наук, доцент

Перед техническими вузами РФ стоят серьезные задачи, направленные на обеспечение экономической, технической и технологической безопасности государства. Одну из важнейших – подготовку инженеров нового поколения – с успехом реализуют в Институте компьютерных технологий и информационной безопасности (ictis.sfedu.ru) Южного федерального университета.

Новые горизонты

Модернизация инженерного образования – задача сложная, но достижимая. В ИКТИБ ЮФУ ее решают путем совершенствования подготовки профильных специалистов. К организации образовательного процесса предъявляется ряд требований, направленных на эффективное развитие у студентов профессиональных и универсальных компетенций, повышение качества результатов обучения.

Более половины студенческого контингента ИКТИБ считают условия обучения в вузе вполне благоприятными для развития, а это значит, что меры по совершенствованию инженерного образования эффективны и есть смысл двигаться дальше.

Речь идет о переносе акцентов с усвоения информации на ее анализ и производство знаний, технологий и других продуктов, о проблемно-ориентированном обучении и обучении через исследования и разработки, проектной деятельности, ориентации на стандарты CDIO [1]. Часть образовательного процесса реализуется в производственной среде, к обучению привлекаются практики из числа преподавателей и экспертов.

Важную роль играет индивидуализация образования, возможность выбора обучающимися дисциплин и модулей, академическая мобильность. Студентоцентрированный подход способствует повышению активности и вовлеченности будущих инженеров в образовательный процесс. За счет внедрения таких инструментов, как тьюторство, коучинг и фасилитация студенты и преподаватели имеют возможность более тесно сотрудничать.

При подготовке специалистов используются личностно-развивающие образовательные технологии; в проектную деятельность включена социо­гуманитарная подготовка. Образовательные результаты оцениваются с помощью компетентностно-ориентированных подходов.

Согласно научным данным, реализация подобных характеристик позволяет перевести подготовку инженеров на новый уровень, однако такой процесс целесообразно осуществлять поэтапно.

На первом этапе (2015-2016) внедрены организационные меры для решения задач актуального совершенствования образовательного процесса и перспективного повышения качества результатов обучения. Наиболее значимыми стали разработка и введение собственных образовательных стандартов и соответствующая модернизация образовательных программ [2].

В основу образовательных стандартов были положены требования ФГОС ВО, профстандарты, стандарты и планируемые результаты обучения CDIO, образ современного компетент­ного инженера, а также тенденции развития высшего образования. Образовательными стандартами ЮФУ определена модульная структура разрабатываемых образовательных программ, и введен новый вид профессиональной деятельности – инженерно-предпринимательская. Для модернизации образовательных программ применены принципы CDIO. В частности, введены обязательные творческие проекты, организованы места для проектной деятельности студентов, к процессу реализации образовательных программ и оценки результатов обучения привлечены представители бизнеса, проведены социологические исследования (анкетирование) студентов и выпускников относительно их удовлетворенности процессом обучения.

Реализация этих и других мер позволила наметить ряд перспектив перехода ко второму этапу совершенствования инженерной подготовки. Среди них расширение области применения принципов CDIO, создание системы междисциплинарной групповой проектной деятельности студентов, совершенствование системы оценки образовательных результатов на основе трудовых функций профстандартов, компетенций образовательных стандартов, результатов обучения CDIO, стандартов WorldSkills и прочих, обучение руководителей образовательных программ, многие другие.

Опыт показал, что в процессе модернизации подготовки инженеров необходимо, во-первых, определить целевые ориентиры, а также внешние и внутренние факторы, влияющие на достижение целей. Во-вторых, настойчиво инициировать изменения, привлекая преподавателей, работодателей, студенческую общественность. В-третьих, сочетать традиции и новации, преодолевать консерватизм, способствуя активизации механизмов саморазвития образовательной системы, связанных с основными субъектами преобразований – преподавателями и студентами.

На первом этапе совершенствования подготовки инженеров наиболее значимыми стали разработка и введение собственных образовательных стандартов и соответствующая модернизация образовательных программ.

Плоды просвещения

Лучшее доказательство целесообразности и эффективности любой деятельности – ее результаты. Усилия коллектива института, направленные на модернизацию подготовки квалифицированных инженеров, уже принесли свои плоды – высокие дос­тижения студентов. Особенно результативным в этом отношении оказался 2017 год.

Яркой победой ознаменовано участие команды студентов ИКТИБ ЮФУ во Всероссийском конкурсе «SmartCity & IoT Хакатон» [3]. Главный приз получил проект «Система для эффективного мониторинга состояния дорожного покрытия», разработанный и представленный Дмитрием Елькиным, Вячеславом Лапшиным, Артёмом Поповым и Остапом Шутенко.

В финале I Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Муса Мухаев (компетенция «Сетевое и системное администрирование») и Владислав Горбатко (компетенция «Программные решения для бизнеса») достойно представили альма-матер, набрав 486 и 497 баллов соответственно.

На I Отраслевом чемпионате по стандартам WorldSkills в сфере информационных технологий DigitalSkills ИКТИБ ЮФУ – единственный на конкурсе представитель вузов Южного федерального округа – продемонстрировал высокий уровень подготовки IT-специалистов. Обладателями золотых медалей в командной компетенции «Разработка решений с использованием блокчейн-технологий» стали Антоний Капранов, Максим Гуляев и Артур Куликов. В индивидуальной компетенции «Анализ защищенности информационных систем от внешних угроз» первое место занял Максим Кобилев.

Команда ИКТИБ выступала в четырех компетенциях («Разработка решений с использованием блокчейн-технологий», «Разработка дополненной и виртуальной реальности», «Анализ защищенности информационных систем от внешних угроз», «Анализ защищенности от внутренних угроз информационной безопасности») группы «FutureSkills» – одной из приоритетных инициатив движения «Молодые профессионалы», направленной на опережающую подготовку кадров.

Деятельность института в рамках движения WorldSkillsRussia связана не только с активным участием студентов в соревнованиях. ИКТИБ ЮФУ– ресурс­ный центр по набору волонтеров 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills в г. Казани в 2019 году. Включение центра в реализацию волонтерской программы запланировано с 2018 года. Первым шагом станет официальное открытие и подписание соглашения о сотрудничестве с соорганизатором чемпионата АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов». Кроме того, по итогам конкурсного отбора союза «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) ИКТИБ выбран базой проведения демонстрационного экзамена. Испытания, запланированные на 2018 год, будут организованы по компетенциям «Сетевое и системное администрирование», «Программные решения для бизнеса» и «Программные решения для бизнеса на платформе 1С: Предприятие 8».

Есть уверенность, что будущие инженеры успешно справятся с поставленными задачами благодаря качественной подготовке. Кстати, сами студенты оценивают удовлетворенность обучением довольно высоко. Согласно опросу, более половины студенческого контингента ИКТИБ считают условия обучения в вузе вполне благоприятными для развития, а это значит, что меры по совершенствованию образования эффективны и есть смысл двигаться дальше.

 

[1] Стандарты CDIO – набор общих прин­ципов разработки учебных программ, их материально-технического обеспечения, подбора и обучения преподавателей в рамках комплексного подхода к инженерному образованию.

[2]  Подробнее

[3] Хакатон – непрерывный марафон разработчиков систем в сфере компетенций «Умный город» (SmartCity), «Интернет вещей» (IoT) и «Большие данные» (BigData).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Построение информационной системы медицинского вуза
Филиал ЮУрГУ в Нижневартовске заключил более 70 договоров с работодателями
Выпускники Экономико-энергетического института востребованы на предприятиях энергетической отрасли
КалмГУ прилагает системные усилия для совершенствования региональной среды
Воронежский юридический техникум развивает социальное партнерство
Богородицкий политехнический колледж ведет подготовку по востребованным профессиям и специальностям
Профессиональное становление студентов Института искусств и информационных технологий СПбГУП
Программы ДПО КубГТУ: «тонкие настройки»
В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
Филиал СПб ИВЭСЭП в Наро-Фоминске дает старт профессионалам

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ