Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости учебных заведений. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Интеграция в европейское образовательное пространство

В городе Лёвен (Бельгия) 28-29 апреля прошла встреча министров образования стран-участниц Болонского процесса. Россия представила национальный доклад о ходе интеграции собственной системы образования в единое европейское пространство.

11.06.2009
Просмотров: 4264

Интеграция системы образования России в единое европейское пространство

В городе Лёвен (Бельгия) 28-29 апреля 2009 года прошла встреча министров, ответственных за высшее образование. Национальные доклады о ходе интеграции своих систем образования в единое европейское пространство представили 46 стран-участниц Болонского процесса. Отчеты о реализации положений подготовлены членами Наблюдательной группы по Болонскому процессу, а также экспертами в области высшего образования. В отчете каждой страны представлены достижения в области Болонского процесса за 2007-2009 годы. Итак, по мнению авторов доклада, какие же шаги в рамках Болонского процесса сделаны в нашей стране?

Основные достижения

В законодательной сфере к основным достижениям после конференции в Лондоне (2007) относится целый блок федеральных законов, связанных с развитием образовательной системы Российской Федерации.

  • Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена», предусматривающий совмещение процедур итоговой аттестации в школе и вступительных испытаний в вузы и ссузы – Единый государственный экзамен (ЕГЭ).
  • Федеральный закон от 20 апреля 2007 года № 56-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Закон направлен на обеспечение качества образования и предусматривает совмещение процедур государственной аккредитации и аттестации; предоставление субъекту Российской Федерации права государственной аккредитации образовательных учреждений довузовского образования; расширение нормативной правовой базы процедуры признания и установления эквивалентности иностранных документов об образовании.
  • Федеральный закон от 24 октября 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», которым предусматривается введение двухуровневой системы высшего образования.
  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», касающийся изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.
  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

В 2007 году в рамках ПНП «Образование» состоялся второй конкурсный отбор вузов, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Было отобрано 40 вузов, на поддержку инновационных образовательных программ которых в 2007 и 2008 годах из федерального бюджета было направлено 20 млрд. руб. На поддержку вузов-победителей первого раунда конкурса, реализующих инновационные образовательные программы в 2006-2007 годах, было направлено 10 млрд. руб.

Партнерство

За выполнением Болонского процесса в России наблюдают Министерство образования и науки РФ, Группа по осуществлению Болонских принципов в России, Национальная группа Болонских промоутеров и Национальное аккредитационное агентство в сфере образования.

В апреле 2008 года Группа по осуществлению Болонских принципов при поддержке Группы Болонских промоутеров организовала проведение в Москве одного из официальных Болонских мероприятий под эгидой Совета Европы – международного семинара «ECTS, основанные на результатах обучения и трудоемкости учебной нагрузки студента».

В России создан постоянно действующий орган социального партнерства – Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Основными субъектами социального партнерства в сфере высшего образования являются Министерство образования и науки РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и их органы на местах, службы по вопросам занятости, объединения работодателей: Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия», «Опора России».

Система степеней

Существенные изменения произошли в результате введения первого и второго циклов обучения, о чем свидетельствует обязательный переход на двухуровневую систему с 1 сентября 2009 года по всем образовательным программам, кроме отдельных, установленных специальным постановлением Правительства.

За последний год количество реализуемых образовательных программ бакалавриата и магистратуры выросло на 16 процентов, число студентов, обучающихся на данных программах, выросло на 9 процентов, однако суммарная доля программ бакалавриата и магистратуры в общей структуре квалификаций составляет 19 процентов.

В 2007 году высшие учебные заведения России реализовали 4 тыс. 198 программ бакалавриата (14 процентов от общего числа программ), по которым обучались 558 тыс. 637 студентов (7 процентов); 1 тыс. 440 программ магистратуры (5 процентов от общего числа программ) – 45 тыс. 347 студентов (1 процент). 24 тыс. 344 программы реализуются в течение пяти лет и 7 млн. 92 тыс. 375 студентов после освоения этих программ получат квалификацию специалиста (92 процента).

В 2007-2008 учебном году в Российской Федерации выпуск из бакалавриата достиг 91,9 тыс. человек, что составляет 6,66 процента от общей численности выпускников высших учебных заведений. В этот же период выпуск из магистратуры составил 14,3 тыс. человек против 12,5 тыс. годом раньше.

В целом, удельный вес нетрудоустроенных выпускников очной формы обучения государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования в общей численности выпускников в 2007 году составил 6,01 процента, что на 0,25 процента меньше, чем было в 2006 году и на 0,96 процента меньше, по сравнению с 2005 годом.

В 2007-2008 учебном году аспирантуру окончили 38,1 тыс. человек, 34,9 процента – с защитой кандидатской диссертации, на очной форме обучения – 34 процента. Степень трудоустройства аспирантов высокая – до 97,2 процента по окончании аспирантуры, при этом многие из окончивших повышают свой статус на прежнем месте работы.

Структура квалификаций

Продолжается работа над реализацией национальной структуры квалификаций. Проект Национальной структуры квалификаций (НСК) является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации и соответствует Европейской структуре квалификаций для непрерывного образования, рекомендованной Европарламентом. В частности, как и в Европейской структуре квалификаций в России включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность; сложность деятельности; наукоемкость деятельности.

Группа разработчиков национальной структуры квалификаций постоянно взаимодействует с экспертами, представляющими интересы работодателей. Их заинтересованность обусловлена тем, что национальная структура квалификаций Российской Федерации является основой для создания профессиональных стандартов, разработкой которых в настоящее время активно занимаются многие профессиональные сообщества по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Выполнение стандартов

Национальная система гарантии качества приводится в соответствие со стандартами и рекомендациями по гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования. С этими целями внесены поправки в закон «Об образовании» (№56-ФЗ), утверждено новое Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Процедуры гарантии качества приведены в соответствие с ESG-ENQA и включают две процедуры: лицензирование и аккредитацию. Законодательно введено понятие «эксперты» и требование об их специальной подготовке.

Системы качества

Для внутреннего обеспечения качества в учреждениях высшего образования используются результаты самообследования учебных заведений. Это побуждает вузы развивать внутривузовские системы качества. Анализируя ситуацию в этой сфере, авторы доклада указывают, что насчитывается 920 вузов (система качества охватывает всё образовательное учреждение в 661 вузе), имеющих внутривузовскую систему гарантии качества образовательной деятельности; 279 вузов сформировали системы гарантии качества в отдельных подразделениях (факультетах) и 611 учреждений разработали системы качества отдельных процессов (управленческого, образовательного и др.).

Подтвердили соответствие системы качества образовательного учреждения выбранной модели 609 вузов – благодаря сертификации системы гарантии качества, аттестации системы качества, а также участию в российском конкурсе систем качества, проводимом ежегодно Рособрнадзором.

В 817 вузах имеются данные, подтверждающие использование при формировании и актуализации политики и целей в области качества обратной связи со студентами и другими заинтересованными сторонами (работодатели, государство, общественность и т.д.).

Авторы доклада указывают, что система государственной аккредитации гарантирует наличие в вузах образовательных стандартов по всем реализуемым программам, соблюдение требований к их реализации, оценку знаний студентов, основанную на регулярном (промежуточном и итоговом) контроле в соответствии с требованиями программы.

Процедуры гарантии качества

При описании уровня развития внешней системы гарантии качества в докладе отмечается, что российская система гарантии качества высшего образования приведена в соответствие с европейской и в настоящее время включает две процедуры: лицензирование образовательной деятельности и государственную аккредитацию образовательных учреждений.

По состоянию на 1 января 2008 года аккредитованными являются 1158 (81,4 процента) вузов, из них 733 (97,5 процента) – государственные (федеральные, субъектов РФ и муниципальные) и 425 (63,3 процента) – негосударственные; 1394 (64,6 процента) филиала вузов, из них 861 (61,1 процента) филиал государственных вузов (федеральных, субъектов РФ и муниципальных) и 533 (71,3 процента) филиала негосударственных вузов.

За два с половиной года (2006-2008) все высшие учебные заведения, прошедшие процедуру государственной аккредитации, проводили анкетирование студентов по вопросам наличия и доступности образовательных ресурсов и возможностей для развития личности. К анкетированию привлекаются студенты очной формы обучения, вторых-пятых курсов. Охват составляет не менее 10 процентов от общего количества студентов-очников. Таким образом, были получены результаты анкетирования более 300 тысяч студентов из 582 вузов.

В соответствии с международной практикой, в состав Аккредитационной коллегии, на заседании которой принимается решение о государственной аккредитации вуза, входит президент Российского союза студентов.

Россия представлена в международных сетях и ассоциациях, объединяющих агентства гарантии качества, Национальным аккредитационным агентством в сфере образования, которое является полноправным членом Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании, Сети агентств гарантии качества в высшем образовании стран Центральной и Восточной Европы, Евразийской сети обеспечения качества образования, Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества, кроме того, с 2007 года имеет статус основного члена Международной ассоциации по оценке образования. В настоящее время Национальное аккредитационное агентство в сфере образования проходит внешнюю экспертизу для получения статуса полного члена ENQA и подачи заявления о включении в Европейский реестр агентств гарантии качества.

Признание степеней и сроков обучения

В настоящее время европейские приложения к диплому выдают 99 вузов (менее 1 процента) и 10 филиалов. Всего в 2007 году европейские приложения к диплому получили 31 379 выпускников (2 процента от общего количества выпускников).

Российским университетом дружбы народов разработаны методические рекомендации по применению европейского приложения к диплому и предложены к использованию российским вузам.

При описании стадии выполнения главных принципов Лиссабонской конвенции авторы доклада отмечают, что нормативно-правовая база по вопросам признания формировалась в 90-е годы, поэтому в ней нет прямого соответствия всем положениям конвенции. Однако применяемые российским законодательством нормы регулирования вопросов признания не имеют существенных противоречий духу и практической применимости конвенции.

Установленные процедуры признания предусматривают сопоставимость иностранных дипломов/квалификаций с российскими образовательными стандартами всех уровней, которые служат основным критерием их оценки. Признание осуществляется полномочным государственным органом, каковым является Федеральная служба по надзору в сфере образования.

Признаются дипломы транснациональных институтов при условии аккредитации данных вузов или их программ на территории России.

Информацию о национальных системах образования и национальных квалификациях, об аккредитационном статусе российских и зарубежных вузов, о процедурах признания, возможностях подачи заявлений и по другим вопросам признания предоставляет Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности. Он также активно учувствует в разрешении вопросов признания российских документов об образовании за рубежом.

Обучение в течение всей жизни

Признание результатов школьного обучения в рамках формальной системы образования обеспечивают единый государственный экзамен (ЕГЭ) и Всероссийская олимпиада школьников. Еще одной процедурой по признанию предшествующего обучения являются сокращенные образовательные программы. Идет активное формирование процедур признания профессионального образования, полученного в дистанционном режиме.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71, студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом высшим учебным заведением.

Ключевым для повышения гибкости траекторий обучения стало официальное введение двухуровневой системы высшего образования в РФ, облегчающее как переходы студентов между различными программами в рамках вуза, так и межвузовскую мобильность.

Новые образовательные стандарты позволяют вузам на 50 процентов формировать содержание программ, в том числе предоставлением примерно половины от них для самостоятельного выбора студентами. Гибкость траектории обучения обеспечивается возможностью обучения на двух образовательных программах одновременно. В вузах активно внедряется кредитно-модульная система. При внедрении кредитной системы в вузах проводятся обучающие семинары и тренинги преподавателей для освоения методики внедрения индивидуальных (гибких) студенческих учебных планов.

Используется методика обучения с использованием студентами материалов образовательных порталов вузов, а также дистанционное обучение. Для работающих студентов возможно обучение на вечерних отделениях, а также по заочным формам.

Применение кредитной системы сопровождается внедрением модульного построения курсов и программ обучения.

Совместные степени

За последние два года количество вузов (и программ), которые установили тесное взаимодействие с зарубежными вузами по совместной реализации образовательных программ и присвоению совместных степеней, увеличилось на 18 процентов.

Количество вузов, реализующих совместные программы с зарубежными вузами в 2007 году, достигает 132 по 422 программам.

В 2007 году 35 вузов по 65 программам (38 – в 2006 году) выдавали двойные дипломы совместно с зарубежными вузами. Всего было выдано 843 диплома (в 2006 году – 504 диплома).

Реализуют 455 образовательных программ на иностранном языке 152 вуза.

Обучают студентов в рамках межвузовских договоров 383 вуза. В 2006-2007 учебном году 10 тыс. 270 студентов обучались за рубежом и 5 тыс. 632 зарубежных студента обучались в российских вузах.

Количество вузов, принимающих обучающихся в рамках межвузовских договоров студентов, в 2006-2007 учебном году насчитывает 284.

Поддержка образовательных программ

В рамках реализуемого в РФ приоритетного национального проекта «Образование» из федерального бюджета вузам были выделены средства на реализацию инновационных образовательных программ, представляющих собой комплекс мер в образовательной, научной и инновационной деятельности. В 2007 году вузами, реализовывавшими данные программы в 2007-2008 годах, было заключено 99 договоров с зарубежными вузами-партнерами с целью разработки и внедрения совместных образовательных программ по направлениям инновационных проектов.

Поддержка развития совместных образовательных программ осуществляется в рамках программ «Tempus», «Bridge» (проект российско-британского партнерства в сфере высшего образования). В настоящее время создано 46 партнерств, ведущих к получению двойных дипломов.

Мобильность

На устранение препятствий развития мобильности студентов и преподавателей направлен ряд мер. Это, в частности, ведущиеся в настоящее время разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц, начатый в 2002 году и продолжающийся эксперимент по введению системы зачетных единиц в вузах, рассмотрение вопроса о внедрении Приложения к диплому на всей территории Российской Федерации.

Ежегодно лучшим студентам и аспирантам российских вузов на конкурсной основе предоставляется 100 стипендий Президента РФ для обучения в течение года в любом университете мира. Предлагаемая стипендия покрывает все расходы, связанные с обучением, проживанием, транспортными расходами во время пребывания в зарубежном университете.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации Федеральное агентство по образованию в 2006-2007 учебном году направило в зарубежные страны российских студентов, аспирантов и научно-педагогических работников для прохождения включенного и полного курсов обучения, языковой, научной стажировок и научной работы, преподавания русского языка. Общий объем выделенных квот в 22 страны мира составлял в 2006-2007 учебном году 260 мест для студентов, аспирантов и преподавателей.

Привлекательность ЕПВО и всемирное сотрудничество

Для осуществления стратегии «Европейское высшее образование в глобальном масштабе» в России в 2007-2008 годах реализована комплексная система мер, направленная на создание условий и поощрение деятельности российских вузов по участию в формировании общеевропейского пространства высшего образования.

Среди них такие проекты, как реализация программы развития сотрудничества между образовательными учреждениями России и Европейского Союза согласно «дорожной карте» России – ЕС в сфере образования в рамках создаваемого Европейского пространства высшего образования (2008) и подготовка аналитических материалов для формирования национального доклада по высшему образованию в России с использованием методологии Организации экономического сотрудничества и развития – ОЭСР (2006-2007).

Под эгидой Министерства образования и науки РФ было организовано несколько международных конференций с целью обсуждения сотрудничества между Россией и ЕС в сфере образования.

С целью усиления сотрудничества в высшем образовании и улучшения признания квалификаций Национальное аккредитационное агентство в сфере образования ведет активную работу по вхождению России в ведущие международные агентства, занимающиеся аккредитацией образовательных учреждений и контролем качества образования в различных странах, в частности, ENQA.

Будущие вызовы

Главными вызовами для высшего образования и Болонского процесса в краткосрочном и долгосрочном плане в России названы:

  • инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра;неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков);
  • излишняя регламентация – недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ;
  • несбалансированность структуры выпуска и потребностей народного хозяйства.

Болонский “светофор”

Сравнительная таблица достижений стран-участниц болонского процесса

Система степеней

Гарантия качества. европейские стандарты. Рекомендации

Признание степеней и периодов обучения

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Основные достижения с 2007 года включают: утверждение перечня вузов, осуществляющих Болонские реформы; принятие законодательства, регулирующего внедрение двухуровневой системы: бакалавриат – 4 года, магистратура – 2 года или непрерывное пятилетнее обучение; введение единых государственных выпускных экзаменов как основы для приема в вуз; гарантия качества и академическое признание; получение вузами права адаптировать программы к специфическим требованиям данного вуза; регулирование участия работодателей в разработке и внедрении государственной профессиональной образовательной политики; интеграция образования и науки, направленная на развитие научных исследований и совершенствование высшего образования посредством нового знания и научно-технического прогресса; слияние вузов в Сибирском и Южном федеральном округах и образование двух крупных университетов; целевое финансирование их инновационных образовательных программ.

Проблемные области, требующие внимания, включают сопротивление рынка труда признанию степени бакалавра; неготовность некоторых российских вузов к участию в программах по мобильности из-за недостатка финансирования, плохого знания иностранных языков; недостаточную гибкость и адаптивность образовательных программ из-за жесткого регулирования; несоответствие между структурой выпуска и потребностями национальной экономики.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: реформы образования, законодательство в образовании, признание квалификаций, болонский процесс, ао-31

Похожие материалы:
Студент в системе оценки качества образования
Концепция нового закона об образовании
Российское и зарубежное медицинское образование
НСОТ: первые итоги
Внедрение нормативно-подушевого финансирования - скальпель или гильотина?
Diploma Supplement как инструмент академической мобильности
Болонский процесс: коммюнике министров образования
Одобрен закон о признании дипломов ведущих зарубежных вузов
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
Законопроекты «Об образовании в Российской Федерации» и «О народном образовании» внесены в Государственную Думу

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (87) 2016

Можно ли повысить качество образования, ограничив его доступность? Например, путем сокращения числа вузов и программ по результатам мониторингов и контрольно-надзорных проверок. Смогут ли такие меры повлиять на количество желающих получить высшее образование, которое является обязательным условием и атрибутом успешности и социализации? Куда направлен вектор измерения качества образовательной деятельности? Читайте в 87 номере журнала.
Слово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Ректор Европейского университета рассказал о реформе вузов
В научной среде уже давно бытует мнение, что реформы государства имеют скорее разрушительный...
Подведены итоги мониторинга трудоустройства выпускников
В Минобрнауки РФ проанализировали данные по трудоустройству и средней заработной плате...
Справочник программ магистратуры
Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования открыл доступ к электронной...
Человек с обложки: Михаил Криштал
Являясь исследовательским по своей сути, сегодня Тольяттинский государственный университет...
Новая модель подготовки студентов-педагогов
Казанскому университету предстоит выстроить и апробировать новую модель подготовки...
Из журнала
#82Развитие экспорта новозеландского образования
#81Оценка качества освоения основных образовательных программ
#81Как выжить в мире образовательных корпораций
#79Как высшей школе шагнуть выше
#80Слово редактора к №80
Информационная лента
12:09На форуме «iВолга-2016» обсудили проблемы молодежной науки
11:56Михаил Погосян — новый ректор Московского авиационного института
01:12Туристско-рекреационный кластер создается в Тольятти
13:06Исследовательский проект для студентов и аспирантов
12:53Европейские эксперты оценят качество двух магистерских программ САФУ