Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ключевая миссия БГПУ им. М. Акмуллы

БГПУ им. М. Акмуллы – профильный вуз, ведущий подготовку педагогических кадров на основе современных образовательных технологий.

Просмотров: 465

Материал опубликован в журнале №93 от 20.02.2017.

АСАДУЛЛИН Раиль Мирваевич

ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, доктор педагогических наук, профессор.

Педагогика опережающего развития

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы – признанный педагогическим сообществом профильный вуз, подготовивший более 65 тысяч выпускников и сохранивший специфику несмотря на все вызовы модернизации образования. За свою пятидесятилетнюю историю университет добился признания не только в России, но и на международном уровне.

Мировые масштабы

БГПУ им. М. Акмуллы реализует ряд уникальных российских и международных проектов. Сегодня университет – член УШОС, входит в пятерку высших образовательных организаций РФ, обладающих статусом базового гуманитарного вуза по продвижению русского языка в тюркоязычных странах и государствах ШОС, является федеральной площадкой реализации государственной программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Эти проекты – имиджевые не только для вуза, но и всей Республики Башкортостан. Участие в них позволило усилить приоритеты содружества с такими академическими сообществами, как Международная ассоциация университетов ЮНЕСКО, Евра­зийская ассоциация университетов, Ассоциация европейских университетов, Ассоциация федеральных университетов России, Ассоциация педагогических вузов Казахстана и России.

В вузе обучаются и работают 297 иностранных граждан из Афганистана, Египта, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Нигерии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и многих других государств, действует 142 договора о международном сотрудничестве с зарубежными партнерами. Расширению интернациональных связей вуза также способствует приглашение иностранных специалистов из Северо-Бенгальского университета (Индия), Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Казахстан), Региональной культурно-просветительской общественной организации «Альянс Франсез», Нового Болгарского университета и других.

Членство в УШОС открыло новые перспективы в вопросах повышения конкурентоспособности образовательных программ, способствовало развитию научных исследований международного уровня. Подготовка магистров в рамках УШОС по направлению «Педагогика» предоставляет студентам ведущих вузов России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана возможность прохождения стажировки и получения двойных дипломов. Включение БГПУ им. М. Акмуллы в УШОС по направлению «Педагогика» стало мощным стимулом к развитию научно-образовательных программ и проектов, повышению авторитета и статуса педагогического образования.

При университете работает кафедра ЮНЕСКО, реализующая образовательные и инновационные проекты, совместные научные исследования, обладающие практической значимостью во многих сферах социально-экономических отношений.

В своей деятельности коллектив университета исходит из того, что для формирования инновационного евразийского технополиса, способного генерировать и внедрять новшества в высокотехнологичные и конкурентные области экономики, производства и бизнеса, необходим высокий уровень подготовки педагогических кадров. В связи с этим направление «Педагогика» приобретает особую значимость не только в качестве одного из направлений деятельности ШОС, но и благодаря метапредметному потенциалу, который увеличивается за счет реализуемых в университете образовательных технологий.

И все же главная миссия БГПУ им. М. Акмуллы – подготовка педагогических кадров для Урало-Поволжского региона России.

Точки роста

Для раннего погружения студента в профессиональную или квазипрофессиональную среду создана система управления его индивидуальной проектной деятельностью, реализуются субъектноориентированные образовательные технологии, исследовательские модели самостоятельной работы и педагогической практики. Основными являются элементы дуальной системы подготовки педагогических кадров на основе механизмов супервизии и наставничества с опорой на инновационно оснащенные университетские центры развития компетенций и разветвленное сотрудничество с базовыми школами.

Новация текущего учебного года – организация самостоятельной работы студентов в формате еженедельного методического дня на базе школы. Это позволяет погрузиться в реальную профессиональную среду через взаимодействие с наставником (учителем-супервизором), включаться в разработку и реализацию проектов, в том числе проектов школьников. В формате стажировочной площадки все участники методической триады «студент – школьный учитель – преподаватель педагогического вуза» периодически меняются ролями, при этом каждый остается равноправным субъектом процесса педагогического проектирования своего профессионального роста. Другой аспект методического дня – организация квазипрофессиональной среды в университете, когда студенты выступают в роли учителя, к которому школьники в формате «университетской субботы» приходят разобрать трудную тему, проработать домашнее задание, поучаствовать в познавательной викторе, поработать на эксклюзивном оборудовании. Студент, выступая в роли тьютора, направляет ребенка и вместе с тем развивает у себя профессиональные педагогические компетенции.

Создаются условия для становления гибкого практикоориентированного пе­дагогического мышления, развития потребности в профессиональном саморазвитии, навыков профессиональной самоорганизации, готовности работать в условиях неопределенности. Учебные кабинеты университета неуклонно преобразуются в центры развития компетенций – технологические площадки профессиональных проб. Здесь обучающиеся (студенты, школьники, работающие учителя) в рамках учебных занятий и в часы СРС отрабатывают технологические приемы и операции, трудовые действия, определенные профессиональным стандартом – как на автоматизированных тренажерах, так и в квазиопрофессиональной среде, созданной благодаря внедрению информационных технологий.

Образовательный процесс в вузе, особенно педагогическом, не имеет права выглядеть как конвейер, всегда необходимо учитывать особенности развития студентов как субъектов профессиональный деятельности. Особое значение приобретает создание в университете условий для индивидуализации обучения. Каждый студент может проектировать собственную траекторию развития, используя ресурсы дополнительного образования в формате «Вторая профессия» и внеурочные формы деятельности. Далеко за пределами Башкортостана известны университетские ансамбль народного танца «Кружева», студенческий спортивный клуб «Арслан», группа барабанщиц и мажореток «Держава», творческие коллективы «Грация», «Страдл», театральная студия «A parte» и другие.

Ноу-хау БГПУ им. М. Акмуллы – набор на бакалавриат по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (а это 70% студентов очной формы обучении) с открытым вторым профилем, который студенты выбирают на втором курсе, а осваивать начинают с третьего. Такой подход, помимо удовлетворения интересов студентов, позволяет почти в два раза сократить подготовку учителя по тому или иному востребованному на рынке труда профилю (почти 6 лет от выбора ЕГЭ – или три года от выбора профиля в процессе обучения). В 2017 году впервые в качестве второго был предложен профиль «Педагог дополнительного образования», что соответствует стратегическим интересам российской образовательной системы.

Опора региона

Анализ глобальных вызовов и системных проблем педагогической профессии позволяет сделать вывод, что миссия педагогических вузов как эксклюзивных центров подготовки учителей уходит в прошлое. В условиях практико-ориентированной подготовки кадров, активного вовлечения работодателя в образовательный процесс, педагогический университет перестает быть только источником знаний, умений и формирования компетенций. Он призван стать средой личностного самообразования человека и гуманистически направленного преобразования общества.

Формирование национальной системы учительского роста через единовременный учет триады «образование – наука – производство» – на сегодняшний день задача первостепенной важности. Непосредственно участвуя в ее решении, университет активно включился в работу по анализу готовности педагогических коллективов образовательных организаций республики к введению профессиональных стандартов и построению для каждого индивидуальных планов профессионального развития. Для решения проблемы вывода действующих педагогов на соответствие требованиям профстандарта вуз активно использует формат заочной магистратуры, где наличие бюджетных мест крайне привлекательно для учительского сообщества. В 2016 году в магистратуру по УГСН «Образование и педагогические науки» принято 199 действующих педагогических работников, не имеющих профильного образования – это 34% приема при конкурсе 6 человек на место.

Не менее важным элементом поддержки образовательной системы региона становится проведение независимой оценки качества обучения, где университетом предложены услуги в качестве регионального оператора для работы с муниципальными образованиями. Уровень муниципалитета выбран не случайно: только на основе заинтересованности управленческого аппарата можно оперативно и с наименьшими затратами решать проблемы не только отдельных педагогов, но и целых образовательных организаций. Это доказывает плодотворная работа в рамках соглашения с администрацией г.о. город Кумертау – территорией опережающего развития – по сопровождению профессионального роста работников образования.

Миссия БГПУ им. М. Акмуллы сегодня – модернизация педагогического образования как одного из ключевых инструментов формирования человеческого капитала страны и региона, создание условий и научно-методическое сопровождение процесса профессиональной подготовки и самообразования учителей в течение всей жизни.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Верность педагогическим идеалам
Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие
Приоритет – интеграция образования, науки и практики
ТГГПУ - будущее педагогического образования
Педагогические вузы должны измениться
Вилюйский педагогический колледж готовит кадры по восьми специальностям
Подготовка педагогических кадров в высшем образовании евразийского пространства
В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
Дагестанский педагогический университет: учить по кодексу любви
Экспресс-форум: итоги Года учителя

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ