Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости учебных заведений. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016
Партнёры

Международная Интернет-олимпиада по математике. Финальный тур

Открытые международные Интернет-олимпиады в сфере профессионального образования стали самыми массовыми в Российской Федерации. Финальный тур по математике прошел 14-16 мая в городе Йошкар-Оле на базе Поволжского государственного технологического университета (ПГТУ).

20.06.2012
Просмотров: 4861

Гори, огонь олимпиады!

Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям открытые международные Интернет-олимпиады в сфере профессионального образования1 стали самыми массовыми в Российской Федерации. Включая Россию, сегодня в качестве их участников уже зарегистрировано более 400 образовательных учреждений из 19 стран мира.

Финальный тур по математике прошел 14-16 мая в городе Йошкар-Оле, на родине Интернет-олимпиад, на базе Поволжского государственного технологического университета (ПГТУ).

Связанные одной цепью

Организаторами и партнерами олимпиады, помимо ПГТУ (ранее – МарГТУ), выступили Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, НИИ мониторинга качества образования, Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования, Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации и другие структуры сферы образования.

В нынешнем году в рамках заключительного, третьего тура лучшие студенты всех федеральных округов России, а также Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана собрались «скрестить интегралы» в очном поединке уже в пятый раз – Интернет-олимпиада по математике проводится с 2008 года. Все финалисты прошли жесткий отбор. В первом туре, который проводился в режиме онлайн, состязалось свыше 6,6 тыс. участников из 235 вузов России и стран СНГ. Из них 879 прошли во второй тур, который проходил в 33 базовых вузах. И лишь около 80 «умников и умниц» приняли участие в финале. Они соревновались по пяти профилям подготовки: гуманитарному и юридическому, сельскохозяйственному и лесохозяйственному, специализированному (с глубоким изучением дисциплины), технике и технологии, экономике и управлении.

Что касается царившей на олимпиаде атмосферы, можно утверждать: она была проникнута исключительной доброжелательностью организаторов, членов жюри и, наконец, волонтеров – к участникам, и, без сомнения, всеобщей любовью к Ее Величеству Математике.

Подтверждая это, директор Национального центра общественно-профессиональной аккредитации, профессор Владимир Наводнов, которого организаторы называют «идейным вдохновителем» Интернет-олимпиад, сказал:

– Не утихают споры, не много ли часов сегодня отводится для науки математики. На это часто дают ответ, математика – это не наука. Это язык, на котором разговаривают все остальные науки.

Отрадно, что развитие математического образования «в целях подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики» выделил как один из главных приоритетов для будущего страны Президент Владимир Путин. Среди поручений Правительству РФ в одном из первых подписанных им указов – о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки – разработка и утверждение в декабре 2013 года Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Стоит признать, что умудренные не только педагогическим, но и жизненным опытом организаторы олимпиады, члены жюри, руководители прибывших делегаций отнеслись к этому факту со сдержанным, но оптимизмом.

Относительно молодой инновационной поросли, как можно было убедиться на «уроках олимпиады», она смотрит в будущее широко открытыми глазами, в которых горит такой неукротимый огонь познания, что его отблеск заряжает окружающих чистой мощной энергией. Хочется верить, что реалии окружающей действительности этот огонь не погасят…

Червь сомнений по этому поводу все-таки гложет. Как констатировал сопредседатель жюри олимпиады, кандидат физико-математических наук, доцент ПГТУ Алексей Колчев:

– Победители нашей олимпиады – это действительно уникальные дети, с которыми надо работать. К сожалению, если еще на вузовском уровне такая работа идет, то в дальнейшем… У нас практически нет системы, которая бы искала уникальных людей и использовала их в своих
интересах.

Большим позитивом отличается точка зрения президента представительства корпорации «Microsoft» в России Николая Прянишникова, прозвучавшая в приветственном письме:

– Систему образования России завтрашнего дня будут строить сегодняшние студенты и выпускники школ. И мы отвечаем за то, чтобы в их руках оказались все необходимые инструменты. Уверен, что совместными усилиями мы поможем им достойно воплотить в жизнь инновационный импульс, в рождении которого принимаем участие.

Движение снизу

«Если перед Россией стоит задача инновационного развития, то другого решения, кроме как искать, развивать и поддерживать таланты, быть не может», – убежден Владимир Наводнов.

Олимпиада началась не на пустом месте. Как известно, с 2005 года в России проводится федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО), основная задача которого – проверка уровня знаний студентов на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов. И, естественно, возникла идея использовать разработанную технологию ФЭПО для широкого применения «селекционирования» лучших представителей студенчества. Необходимая технология была разработана в Росаккредагентстве2 при участии НИИ мониторинга качества образования.

Практика показала, что идея использовать Интернет-технологии для проведения олимпиады своевременно реализовала витавший в воздухе «социальный заказ». Во времена Советского Союза через олимпиады прошло огромное количество молодых людей, которые в дальнейшем успешно «двигали» советскую науку. Однако с развалом большой страны и грянувшим экономическим спадом в 90-е годы ХХ века олимпиады сошли на нет.

– И вот сегодня олимпиады возрождаются – на новой технологической основе, – подчеркнул профессор В. Наводнов.

В 2011 году был создан Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования (НФПИ), который вместе с НИИ мониторинга качества образования в 2012 году и проводит олимпиады. Фонд работает не только на общероссийский уровень – на все постсоветское пространство. Оказывает поддержку многим вузам, у которых нет финансовых ресурсов, чтобы участвовать в олимпиадах.

– Можно признать, что опыт 2008 года оказался очень удачным – и сегодня уже более 20 тыс. студентов приняли участие в сезоне олимпиад 2012 года, – подытожил глава Нацаккредцентра. – Количество дисциплин, по которым проводятся олимпиады, увеличилось – их уже 10, появились междисциплинарные олимпиады. Если дисциплинарные олимпиады в основном интересны студентам младших курсов, то междисциплинарные – старшекурсникам.

– Эта олимпиада идет не сверху, а снизу – от вузов. Может быть, этим и обеспечен ее успех. Это именно то, что в первую очередь требуется вузам и студентам, – уточнил В.Наводнов.

Вузы проводят олимпиаду… «в складчину». Однако, как объективно отметил профессор, Министерство образования и науки оказывает поддержку олимпиадам – через систему грантов.

Что подразумевает проведение олимпиад «в складчину»? Сегодня сложилось четыре финансовые модели участия.

Первая – вузы могут создавать задания для «олимпийцев», это их вклад, что является отнюдь не простой задачей.

Вторая – можно стать базовым вузом, то есть по согласованию с оргкомитетом олимпиады взять на себя организацию и проведение второго тура (первый проводится в вузах. – Ред.). Базовые вузы работают во всех федеральных округах, а в крупных – даже несколько. Отметим, оргкомитет Интернет-олимпиады возглавляет вице-президент Российской академии образования академик Виктор Болотов, членами являются представители всех стран-участников – это ректорский корпус крупнейших российских вузов и вузов стран СНГ.

Третья форма участия – возможность внести деньги, подчеркнем, совсем небольшие. Если перевести в евро, то меньше 400 от вуза, в то время как участниками от одного вуза могут быть десятки и даже сотни студентов.

Четвертой формой обычно пользуются вузы не очень богатых республик – это получение гранта НФПИ.

Международное измерение

Неоспоримый факт из истории олимпиады: в последние годы количество зарубежных вузов-участников резко возросло. В нынешнем году в соревновательном форуме принимают участие 19 стран.

Сегодня олимпиада говорит на трех языках – русском, английском и иврите. С 2009 года в Интернет-олимпиаде принимает участие Израиль, в частности, Университетский центр города Ариэль, который свои олимпиады начал проводить раньше Йошкар-Олы – в 2007 году. Предприимчивые израильтяне, увидев в сети информацию о нашей олимпиаде, предложили россиянам совместный проект. Объединение усилий двух стран, не последних в мире, с точки зрения развития математики, дало, без преувеличения, весомые результаты. Среди них – ставшее уже традиционным – во второй декаде сентября – проведение суперфинала в Израиле. Из России и стран СНГ в нем ежегодно принимают участие 40 лучших студентов. Суперфиналу предшествуют финалы, которые проходят одновременно в России (в Йошкар-Оле, на базе ПГТУ) и Израиле – в Университетском центре города Ариэль. Участники финалов находятся в равных условиях – они выполняют идентичные задания.

В нынешнем году Йошкар-Олу и Ариэль в ходе церемонии открытия третьего тура Интернет-олимпиады связал телемост.

Несмотря на расстояние, градус эмоционального накала зашкаливал. Студенты по разные стороны экрана приветствовали друг друга на официальных языках олимпиады, а также языках стран СНГ столь горячо, что это вызывало добрые улыбки всех присутствующих.

Необходимо отметить, что благодаря израильской составляющей в олимпиаде принимают участие такие страны, как США, Великобритания, Германия, Франция, Испания, Португалия, Сингапур, Монголия и другие3 . Поистине – любовь к математике не знает границ!

Олимпиада могла бы говорить еще и на китайском языке, однако после нескольких неудачных выступлений китайских студентов, Поднебесная взяла тайм-аут, чтобы повысить уровень подготовки своих молодых математиков. Кстати, с этой целью в Китай были приглашены лучшие российские профессора.

«Кто нас выводит в мастера…»

Один из «уроков» олимпиады. Оказывается, и участники, и их строгие судьи обладают рядом общих качеств: тех и других выдает увлеченность, гипертрофированное, в хорошем смысле слова, чувство ответственности. Когда соревнования закончились, студенты не кинулись «отрываться» на дискотеках, а пошли разбирать олимпиадные задачи. А члены жюри, до позднего вечера проверявшие выполненные работы, ранним утром следующего дня, бодрые и сосредоточенные, уже принимали участие в заседании апелляционной комиссии.

«Уроки» олимпиады

Несмотря на предельную занятость, взрослые математики все же нашли время побеседовать с корреспондентом «АО», отвечая на ряд вопросов:

  1. Назовите наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы математического образования. Какими вам видятся пути их решения?
  2. Какими основополагающими качествами должен обладать школьный учитель математики?
  3. В который раз вы участвуете в олимпиаде в качестве члена жюри? Как вы оцениваете уровень ее организации? Чем вас особо порадовали (или не порадовали) участники?

Виталий ЗАМУРАЕВ, кандидат физико-математических наук, доцент Белорусско-Российского университета (г. Могилёв, Республика Беларусь):

– (1) Большинство студентов первого курса не умеет рассуждать, приводить доказательства. Очень сложным для них является решение задач с параметрами, задач, сформулированных в общем виде. Даже те из первокурсников, кто набрал на централизованном тестировании достаточно высокие баллы, решают задачи формально, по образцу, правильно применяют формулы, но не задумываются о сути задачи.

Отказываться от вступительных экзаменов в форме тестирования нецелесообразно, в то же время нельзя сводить обучение старшеклассников математике к «натаскиванию» на выполнение тестов.

– (2) Любой учитель, и учитель математики в частности, должен любить и уважать детей, уважать себя, любить и знать свой предмет и уметь передать эту любовь и знания ученикам.

– (3) Как член жюри участвую в олимпиаде уже в четвёртый раз. Она организована на весьма высоком уровне. Очень впечатляет та атмосфера дружбы и взаимопонимания, которая традиционно складывается на этом математическом форуме. Участники как всегда порадовали хорошим решением сложных задач, оригинальностью мышления, упорством в достижении цели.

Светлана РОЯК, кандидат технических наук, доцент Новосибирского государственного технического университета:

– (1) В связи с введением ЕГЭ, в школе недостаточно внимания уделяется развитию логического мышления. По моему мнению, единственный школьный предмет, который действительно развивает способность к нестандартным решениям проблем, – это геометрия. При решении геометрических задач ребенку приходится комбинировать имеющиеся у него знания, причем во внешне похожих задачах – часто применять разные знания, что не позволяет зацикливаться на каких-то стандартах.

Сегодня в школьную программу стали внедрять элементы вузовской: например, теории вероятностей и статистики. Более полезным было бы введение основ логики и методов доказательств. Причем давать основы логики можно и в среднем звене, а уже потом развивать эти знания, например, на уроках геометрии.

– (2) Для многих школьников математика – довольно сложный предмет. Очень важно, чтобы учитель учитывал способности ребенка, заставляя работать тех, кто способен, но ленится, и всячески стимулируя попытки слабых школьников справиться с задачей самостоятельно. Это вполне можно делать в среднем звене, а тем более – в младшей школе.

В старших классах эта проблема уже не стоит, так как классы формируются по направлениям. Но в классах физико-математического профиля сейчас важно не только изучить все необходимые формулы, но и научить мыслить, доказывать.

– (3) В этой олимпиаде в качестве члена жюри участвую в третий раз. Уровень ее организации из года в год растет. Особенно приятно отметить, что организаторы учитывают пожелания, которые высказывают руководители команд и члены жюри.

Бывая и на других соревнованиях всероссийского уровня, считаю нужным обратить внимание на одно замечательное качество их участников, оно особенно хорошо проявляется во время апелляции. Большая часть молодых людей в первую очередь интересуется правильностью своего решения, пытаясь понять ошибки и возможность их устранения. Полученные баллы их интересуют только потом. Это очень приятно.

Никита КОМАРЦОВ, кандидат физико-математических наук, доцент Кыргызско-Российского славянского университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Бишкек, Кыргызстан):

– Наша команда участвует в этой олимпиаде с 2008 года, и почти всегда участники уезжают с призами. Олимпиада постоянно развивается, становится лучше, накапливая опыт. Участники порадовали тем, что даже для достаточно простых задач предлагали очень оригинальные, красивые идеи.

Математик из Бишкека солидарен с коллегами: главной фигурой образовательного процесса является учитель, которого должны отличать любовь к детям и желание передать им свои знания.

Члены жюри и руководители команд были единодушны в оценке роли олимпиады: она повышает интерес студентов к изучению математики. Более того, как отметил старший преподаватель кафедры информационных систем и прикладной математики Мурманского государственного технического университета Сергей ШИМАНСКИЙ:

– У олимпиад есть эффект «последействия». Были случаи, когда из олимпиадных задач прошлых лет вырастали какие-то научные задачи.

Надежда инновационной России

Олимпиада – это состязание, поэтому ее кульминацией, несомненно, является церемония награждения победителей. Организаторы заверили:

– У нас не будет проигравших, у нас будет много победителей.

Помимо абсолютного победителя, были названы победители и призеры олимпиады по профилям подготовки4. И они, и все участники, показавшие лучшие результаты в различных номинациях, были награждены дипломами и медалями разного достоинства и получили не только изрядную порцию дружеских оваций, но и специальные призы партнеров олимпиады. В их числе компании «Майкрософт Рус», «МегаФон», «Quacquarelli Symonds» («QS»), Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации, НИИ мониторинга качества образования и другие. Нам удалось побеседовать с абсолютным победителем олимпиады – студентом Новосибирского государственного технического университета Дмитрием Обуховым и победителем в престижной номинации «Надежда инновационной России» – студентом первого курса Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева (национального исследовательского университета) Артемом Капустиным. Подающие большие надежды молодые математики ответили на вопросы корреспондента «АО»:

  1. В который раз вы участвуете в финале Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по математике? Как оцениваете ее организацию? Что особенно понравилось (или не понравилось?)
  2. Что в вашей жизни значит математика? Какую роль для вас играет участие (и победы!) в олимпиадах?
  3. Каким вы видите, в идеале, свое профессиональное будущее?
  4. Вы связываете свое будущее с Россией или с другими странами?

Дмитрий ОБУХОВ (родился в 1993 году в Барнауле, учится на втором курсе НГТУ, хобби – шахматы, онлайн-игры, программирование, чтение художественной литературы):

– (1) В финале участвую во второй раз. Олимпиада была организована на достаточно высоком уровне. Мне понравилось ее торжественное открытие, что отсутствует в большинстве других, а также то, что на этой олимпиаде были очень ценные и полезные призы.

– (2) Математика – это мое увлечение. Главные качества для математика, на мой взгляд, – сосредоточенность, внимательность, терпение. Математика не является единственной моей страстью. Участие в олимпиадах для меня – отдых от повседневной жизни. Победы – способ самоутвердиться.

– (3) Пока не задумывался.

– (4) Своё будущее с другими странами не связываю.

Артем КАПУСТИН (родился в 1993 году в Сызрани Самарской области, учится на первом курсе НИУ СГАУ, хобби – футбол, шахматы, кредо – «бороться и искать, найти и не сдаваться»):

– (1) В финале принимаю участие впервые. Очень приятно, когда ты участвуешь в первый раз и доходишь до такой высокой ступени. Организация олимпиады была на высоком уровне, как и подобает любым мероприятиям с международным статусом. Огорчило только то, что не смог решить все задания, но у меня ещё есть время, чтобы вернуться и победить.

– (2) В моей жизни математика значит очень многое. Она развивает такие качества, как способность понимать и анализировать поставленную перед тобой задачу, умение опираться на определенные правила и обобщать полученные выводы. В олимпиадах, очных и заочных, принимаю участие с седьмого класса. Такое участие для меня – это не просто проверка усвоенных знаний. Олимпиады в первую очередь показывают, способен ли ты применить свои знания в решении сложных задач, к которым нужен особый подход.

– (3,4) Ещё не определил идеал своего будущего. Хотелось бы продвигать российскую науку, собственно, поэтому я и поступил на специальность «прикладные математика и физика».

…Гори, огонь олимпиады!

Победители III (заключительного) тура Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по математике 14–16 мая 2012 года (Йошкар-Ола)

  1. http://www.i-olymp.ru
  2. С 1995 года по 2009 год В.Г. Наводнов – директор Национального аккредитационного агентства в сфере образования (ФГБУ «Росаккредагентство»).
  3. http://www.i-olymp.net
  4. http://www.i‑olymp.ru/node/451
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: владимир наводнов, качество образования, инновации, поволжский государственный технологический университет (г. Йошкар-Ола), интернет-олимпиада, с места события, ао-56

Похожие материалы:
Интернет-олимпиада - поиск талантов
Студенческие олимпиады: от Йошкар-Олы до Ариэля
Как зажечь факел, или По каким учебникам учатся победители?
Кому нужна независимость аккредитационных агентств?
О чем еще говорят… европейцы
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Аккредитация: в фас и профиль
X Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
APQN. Глобализация систем гарантии качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (86) 2016

Университеты, в свете новой технологической революции, должны уже не просто «отвечать запросам общества», напротив, они сами должны становиться центрами формирования запросов. В этом суть глобальной миссии университетов. Но как это сделать на практике? Как стать такими «точками сборки» – в своем регионе, стране и мире? В прошлом номере мы рассказали о вариантах ответа зарубежных университетов. В этом – речь пойдет о российской высшей школе.
Анонс журналаСлово редактора


Подведены итоги пятого этапа проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».Лучшими в рамках проекта 2016 года названо более 3000 программ высшего образования из 25 000.
Подробнее о проекте


Журнал «Аккредитация в образовании» стал лауреатом конкурса
«Лидер СПО-2012»Подробнее


Популярные статьи
Молодежный образовательный форум «Пестрое небо»
Молодежный образовательный форум «Пестрое небо», посвященный столетию со дня рождения Алексея...
Одобрена программа развития опорного университета Красноярского края
Совет по опорным университетам одобрил пятилетние программы развития всех 11-ти опорных вузов,...
ИРНИТУ вошел в международный рейтинг ARES-2016
Европейская научно-промышленная палата опубликовала Международный рейтинг высших учебных...
Как повысить качество подготовки учителей
Кнутом или пряником? Ведущие специалисты в области педагогического образования размышляют, как...
Галина Мотова вошла в Совет директоров Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества
Заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации, главный...
Из журнала
#81Меры повышения конкурентоспособности российского образования
#81Удмуртия: кластерный прорыв
#82Развитие экспорта новозеландского образования
#82Непрерывное образование – условие роста капитала знаний
#82Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана
Информационная лента
06:53Ученые ЮФУ изучают процессы звездообразования
06:33В Тюмени пройдет летняя школа «Сибирский вестерн»
18:20АГТУ на Международной конференции в Сербии
18:03ИРНИТУ вошел в международный рейтинг ARES-2016
09:18Как повысить качество подготовки учителей