Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Международная Интернет-олимпиада по математике. Финальный тур

Открытые международные Интернет-олимпиады в сфере профессионального образования стали самыми массовыми в Российской Федерации. Финальный тур по математике прошел 14-16 мая в городе Йошкар-Оле на базе Поволжского государственного технологического университета (ПГТУ).

Просмотров: 5159

Гори, огонь олимпиады!

Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям открытые международные Интернет-олимпиады в сфере профессионального образования1 стали самыми массовыми в Российской Федерации. Включая Россию, сегодня в качестве их участников уже зарегистрировано более 400 образовательных учреждений из 19 стран мира.

Финальный тур по математике прошел 14-16 мая в городе Йошкар-Оле, на родине Интернет-олимпиад, на базе Поволжского государственного технологического университета (ПГТУ).

Связанные одной цепью

Организаторами и партнерами олимпиады, помимо ПГТУ (ранее – МарГТУ), выступили Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, НИИ мониторинга качества образования, Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования, Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации и другие структуры сферы образования.

В нынешнем году в рамках заключительного, третьего тура лучшие студенты всех федеральных округов России, а также Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана собрались «скрестить интегралы» в очном поединке уже в пятый раз – Интернет-олимпиада по математике проводится с 2008 года. Все финалисты прошли жесткий отбор. В первом туре, который проводился в режиме онлайн, состязалось свыше 6,6 тыс. участников из 235 вузов России и стран СНГ. Из них 879 прошли во второй тур, который проходил в 33 базовых вузах. И лишь около 80 «умников и умниц» приняли участие в финале. Они соревновались по пяти профилям подготовки: гуманитарному и юридическому, сельскохозяйственному и лесохозяйственному, специализированному (с глубоким изучением дисциплины), технике и технологии, экономике и управлении.

Что касается царившей на олимпиаде атмосферы, можно утверждать: она была проникнута исключительной доброжелательностью организаторов, членов жюри и, наконец, волонтеров – к участникам, и, без сомнения, всеобщей любовью к Ее Величеству Математике.

Подтверждая это, директор Национального центра общественно-профессиональной аккредитации, профессор Владимир Наводнов, которого организаторы называют «идейным вдохновителем» Интернет-олимпиад, сказал:

– Не утихают споры, не много ли часов сегодня отводится для науки математики. На это часто дают ответ, математика – это не наука. Это язык, на котором разговаривают все остальные науки.

Отрадно, что развитие математического образования «в целях подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики» выделил как один из главных приоритетов для будущего страны Президент Владимир Путин. Среди поручений Правительству РФ в одном из первых подписанных им указов – о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки – разработка и утверждение в декабре 2013 года Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Стоит признать, что умудренные не только педагогическим, но и жизненным опытом организаторы олимпиады, члены жюри, руководители прибывших делегаций отнеслись к этому факту со сдержанным, но оптимизмом.

Относительно молодой инновационной поросли, как можно было убедиться на «уроках олимпиады», она смотрит в будущее широко открытыми глазами, в которых горит такой неукротимый огонь познания, что его отблеск заряжает окружающих чистой мощной энергией. Хочется верить, что реалии окружающей действительности этот огонь не погасят…

Червь сомнений по этому поводу все-таки гложет. Как констатировал сопредседатель жюри олимпиады, кандидат физико-математических наук, доцент ПГТУ Алексей Колчев:

– Победители нашей олимпиады – это действительно уникальные дети, с которыми надо работать. К сожалению, если еще на вузовском уровне такая работа идет, то в дальнейшем… У нас практически нет системы, которая бы искала уникальных людей и использовала их в своих
интересах.

Большим позитивом отличается точка зрения президента представительства корпорации «Microsoft» в России Николая Прянишникова, прозвучавшая в приветственном письме:

– Систему образования России завтрашнего дня будут строить сегодняшние студенты и выпускники школ. И мы отвечаем за то, чтобы в их руках оказались все необходимые инструменты. Уверен, что совместными усилиями мы поможем им достойно воплотить в жизнь инновационный импульс, в рождении которого принимаем участие.

Движение снизу

«Если перед Россией стоит задача инновационного развития, то другого решения, кроме как искать, развивать и поддерживать таланты, быть не может», – убежден Владимир Наводнов.

Олимпиада началась не на пустом месте. Как известно, с 2005 года в России проводится федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО), основная задача которого – проверка уровня знаний студентов на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов. И, естественно, возникла идея использовать разработанную технологию ФЭПО для широкого применения «селекционирования» лучших представителей студенчества. Необходимая технология была разработана в Росаккредагентстве2 при участии НИИ мониторинга качества образования.

Практика показала, что идея использовать Интернет-технологии для проведения олимпиады своевременно реализовала витавший в воздухе «социальный заказ». Во времена Советского Союза через олимпиады прошло огромное количество молодых людей, которые в дальнейшем успешно «двигали» советскую науку. Однако с развалом большой страны и грянувшим экономическим спадом в 90-е годы ХХ века олимпиады сошли на нет.

– И вот сегодня олимпиады возрождаются – на новой технологической основе, – подчеркнул профессор В. Наводнов.

В 2011 году был создан Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования (НФПИ), который вместе с НИИ мониторинга качества образования в 2012 году и проводит олимпиады. Фонд работает не только на общероссийский уровень – на все постсоветское пространство. Оказывает поддержку многим вузам, у которых нет финансовых ресурсов, чтобы участвовать в олимпиадах.

– Можно признать, что опыт 2008 года оказался очень удачным – и сегодня уже более 20 тыс. студентов приняли участие в сезоне олимпиад 2012 года, – подытожил глава Нацаккредцентра. – Количество дисциплин, по которым проводятся олимпиады, увеличилось – их уже 10, появились междисциплинарные олимпиады. Если дисциплинарные олимпиады в основном интересны студентам младших курсов, то междисциплинарные – старшекурсникам.

– Эта олимпиада идет не сверху, а снизу – от вузов. Может быть, этим и обеспечен ее успех. Это именно то, что в первую очередь требуется вузам и студентам, – уточнил В.Наводнов.

Вузы проводят олимпиаду… «в складчину». Однако, как объективно отметил профессор, Министерство образования и науки оказывает поддержку олимпиадам – через систему грантов.

Что подразумевает проведение олимпиад «в складчину»? Сегодня сложилось четыре финансовые модели участия.

Первая – вузы могут создавать задания для «олимпийцев», это их вклад, что является отнюдь не простой задачей.

Вторая – можно стать базовым вузом, то есть по согласованию с оргкомитетом олимпиады взять на себя организацию и проведение второго тура (первый проводится в вузах. – Ред.). Базовые вузы работают во всех федеральных округах, а в крупных – даже несколько. Отметим, оргкомитет Интернет-олимпиады возглавляет вице-президент Российской академии образования академик Виктор Болотов, членами являются представители всех стран-участников – это ректорский корпус крупнейших российских вузов и вузов стран СНГ.

Третья форма участия – возможность внести деньги, подчеркнем, совсем небольшие. Если перевести в евро, то меньше 400 от вуза, в то время как участниками от одного вуза могут быть десятки и даже сотни студентов.

Четвертой формой обычно пользуются вузы не очень богатых республик – это получение гранта НФПИ.

Международное измерение

Неоспоримый факт из истории олимпиады: в последние годы количество зарубежных вузов-участников резко возросло. В нынешнем году в соревновательном форуме принимают участие 19 стран.

Сегодня олимпиада говорит на трех языках – русском, английском и иврите. С 2009 года в Интернет-олимпиаде принимает участие Израиль, в частности, Университетский центр города Ариэль, который свои олимпиады начал проводить раньше Йошкар-Олы – в 2007 году. Предприимчивые израильтяне, увидев в сети информацию о нашей олимпиаде, предложили россиянам совместный проект. Объединение усилий двух стран, не последних в мире, с точки зрения развития математики, дало, без преувеличения, весомые результаты. Среди них – ставшее уже традиционным – во второй декаде сентября – проведение суперфинала в Израиле. Из России и стран СНГ в нем ежегодно принимают участие 40 лучших студентов. Суперфиналу предшествуют финалы, которые проходят одновременно в России (в Йошкар-Оле, на базе ПГТУ) и Израиле – в Университетском центре города Ариэль. Участники финалов находятся в равных условиях – они выполняют идентичные задания.

В нынешнем году Йошкар-Олу и Ариэль в ходе церемонии открытия третьего тура Интернет-олимпиады связал телемост.

Несмотря на расстояние, градус эмоционального накала зашкаливал. Студенты по разные стороны экрана приветствовали друг друга на официальных языках олимпиады, а также языках стран СНГ столь горячо, что это вызывало добрые улыбки всех присутствующих.

Необходимо отметить, что благодаря израильской составляющей в олимпиаде принимают участие такие страны, как США, Великобритания, Германия, Франция, Испания, Португалия, Сингапур, Монголия и другие3 . Поистине – любовь к математике не знает границ!

Олимпиада могла бы говорить еще и на китайском языке, однако после нескольких неудачных выступлений китайских студентов, Поднебесная взяла тайм-аут, чтобы повысить уровень подготовки своих молодых математиков. Кстати, с этой целью в Китай были приглашены лучшие российские профессора.

«Кто нас выводит в мастера…»

Один из «уроков» олимпиады. Оказывается, и участники, и их строгие судьи обладают рядом общих качеств: тех и других выдает увлеченность, гипертрофированное, в хорошем смысле слова, чувство ответственности. Когда соревнования закончились, студенты не кинулись «отрываться» на дискотеках, а пошли разбирать олимпиадные задачи. А члены жюри, до позднего вечера проверявшие выполненные работы, ранним утром следующего дня, бодрые и сосредоточенные, уже принимали участие в заседании апелляционной комиссии.

«Уроки» олимпиады

Несмотря на предельную занятость, взрослые математики все же нашли время побеседовать с корреспондентом «АО», отвечая на ряд вопросов:

  1. Назовите наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы математического образования. Какими вам видятся пути их решения?
  2. Какими основополагающими качествами должен обладать школьный учитель математики?
  3. В который раз вы участвуете в олимпиаде в качестве члена жюри? Как вы оцениваете уровень ее организации? Чем вас особо порадовали (или не порадовали) участники?

Виталий ЗАМУРАЕВ, кандидат физико-математических наук, доцент Белорусско-Российского университета (г. Могилёв, Республика Беларусь):

– (1) Большинство студентов первого курса не умеет рассуждать, приводить доказательства. Очень сложным для них является решение задач с параметрами, задач, сформулированных в общем виде. Даже те из первокурсников, кто набрал на централизованном тестировании достаточно высокие баллы, решают задачи формально, по образцу, правильно применяют формулы, но не задумываются о сути задачи.

Отказываться от вступительных экзаменов в форме тестирования нецелесообразно, в то же время нельзя сводить обучение старшеклассников математике к «натаскиванию» на выполнение тестов.

– (2) Любой учитель, и учитель математики в частности, должен любить и уважать детей, уважать себя, любить и знать свой предмет и уметь передать эту любовь и знания ученикам.

– (3) Как член жюри участвую в олимпиаде уже в четвёртый раз. Она организована на весьма высоком уровне. Очень впечатляет та атмосфера дружбы и взаимопонимания, которая традиционно складывается на этом математическом форуме. Участники как всегда порадовали хорошим решением сложных задач, оригинальностью мышления, упорством в достижении цели.

Светлана РОЯК, кандидат технических наук, доцент Новосибирского государственного технического университета:

– (1) В связи с введением ЕГЭ, в школе недостаточно внимания уделяется развитию логического мышления. По моему мнению, единственный школьный предмет, который действительно развивает способность к нестандартным решениям проблем, – это геометрия. При решении геометрических задач ребенку приходится комбинировать имеющиеся у него знания, причем во внешне похожих задачах – часто применять разные знания, что не позволяет зацикливаться на каких-то стандартах.

Сегодня в школьную программу стали внедрять элементы вузовской: например, теории вероятностей и статистики. Более полезным было бы введение основ логики и методов доказательств. Причем давать основы логики можно и в среднем звене, а уже потом развивать эти знания, например, на уроках геометрии.

– (2) Для многих школьников математика – довольно сложный предмет. Очень важно, чтобы учитель учитывал способности ребенка, заставляя работать тех, кто способен, но ленится, и всячески стимулируя попытки слабых школьников справиться с задачей самостоятельно. Это вполне можно делать в среднем звене, а тем более – в младшей школе.

В старших классах эта проблема уже не стоит, так как классы формируются по направлениям. Но в классах физико-математического профиля сейчас важно не только изучить все необходимые формулы, но и научить мыслить, доказывать.

– (3) В этой олимпиаде в качестве члена жюри участвую в третий раз. Уровень ее организации из года в год растет. Особенно приятно отметить, что организаторы учитывают пожелания, которые высказывают руководители команд и члены жюри.

Бывая и на других соревнованиях всероссийского уровня, считаю нужным обратить внимание на одно замечательное качество их участников, оно особенно хорошо проявляется во время апелляции. Большая часть молодых людей в первую очередь интересуется правильностью своего решения, пытаясь понять ошибки и возможность их устранения. Полученные баллы их интересуют только потом. Это очень приятно.

Никита КОМАРЦОВ, кандидат физико-математических наук, доцент Кыргызско-Российского славянского университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Бишкек, Кыргызстан):

– Наша команда участвует в этой олимпиаде с 2008 года, и почти всегда участники уезжают с призами. Олимпиада постоянно развивается, становится лучше, накапливая опыт. Участники порадовали тем, что даже для достаточно простых задач предлагали очень оригинальные, красивые идеи.

Математик из Бишкека солидарен с коллегами: главной фигурой образовательного процесса является учитель, которого должны отличать любовь к детям и желание передать им свои знания.

Члены жюри и руководители команд были единодушны в оценке роли олимпиады: она повышает интерес студентов к изучению математики. Более того, как отметил старший преподаватель кафедры информационных систем и прикладной математики Мурманского государственного технического университета Сергей ШИМАНСКИЙ:

– У олимпиад есть эффект «последействия». Были случаи, когда из олимпиадных задач прошлых лет вырастали какие-то научные задачи.

Надежда инновационной России

Олимпиада – это состязание, поэтому ее кульминацией, несомненно, является церемония награждения победителей. Организаторы заверили:

– У нас не будет проигравших, у нас будет много победителей.

Помимо абсолютного победителя, были названы победители и призеры олимпиады по профилям подготовки4. И они, и все участники, показавшие лучшие результаты в различных номинациях, были награждены дипломами и медалями разного достоинства и получили не только изрядную порцию дружеских оваций, но и специальные призы партнеров олимпиады. В их числе компании «Майкрософт Рус», «МегаФон», «Quacquarelli Symonds» («QS»), Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации, НИИ мониторинга качества образования и другие. Нам удалось побеседовать с абсолютным победителем олимпиады – студентом Новосибирского государственного технического университета Дмитрием Обуховым и победителем в престижной номинации «Надежда инновационной России» – студентом первого курса Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева (национального исследовательского университета) Артемом Капустиным. Подающие большие надежды молодые математики ответили на вопросы корреспондента «АО»:

  1. В который раз вы участвуете в финале Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по математике? Как оцениваете ее организацию? Что особенно понравилось (или не понравилось?)
  2. Что в вашей жизни значит математика? Какую роль для вас играет участие (и победы!) в олимпиадах?
  3. Каким вы видите, в идеале, свое профессиональное будущее?
  4. Вы связываете свое будущее с Россией или с другими странами?

Дмитрий ОБУХОВ (родился в 1993 году в Барнауле, учится на втором курсе НГТУ, хобби – шахматы, онлайн-игры, программирование, чтение художественной литературы):

– (1) В финале участвую во второй раз. Олимпиада была организована на достаточно высоком уровне. Мне понравилось ее торжественное открытие, что отсутствует в большинстве других, а также то, что на этой олимпиаде были очень ценные и полезные призы.

– (2) Математика – это мое увлечение. Главные качества для математика, на мой взгляд, – сосредоточенность, внимательность, терпение. Математика не является единственной моей страстью. Участие в олимпиадах для меня – отдых от повседневной жизни. Победы – способ самоутвердиться.

– (3) Пока не задумывался.

– (4) Своё будущее с другими странами не связываю.

Артем КАПУСТИН (родился в 1993 году в Сызрани Самарской области, учится на первом курсе НИУ СГАУ, хобби – футбол, шахматы, кредо – «бороться и искать, найти и не сдаваться»):

– (1) В финале принимаю участие впервые. Очень приятно, когда ты участвуешь в первый раз и доходишь до такой высокой ступени. Организация олимпиады была на высоком уровне, как и подобает любым мероприятиям с международным статусом. Огорчило только то, что не смог решить все задания, но у меня ещё есть время, чтобы вернуться и победить.

– (2) В моей жизни математика значит очень многое. Она развивает такие качества, как способность понимать и анализировать поставленную перед тобой задачу, умение опираться на определенные правила и обобщать полученные выводы. В олимпиадах, очных и заочных, принимаю участие с седьмого класса. Такое участие для меня – это не просто проверка усвоенных знаний. Олимпиады в первую очередь показывают, способен ли ты применить свои знания в решении сложных задач, к которым нужен особый подход.

– (3,4) Ещё не определил идеал своего будущего. Хотелось бы продвигать российскую науку, собственно, поэтому я и поступил на специальность «прикладные математика и физика».

…Гори, огонь олимпиады!

Победители III (заключительного) тура Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по математике 14–16 мая 2012 года (Йошкар-Ола)

  1. http://www.i-olymp.ru
  2. С 1995 года по 2009 год В.Г. Наводнов – директор Национального аккредитационного агентства в сфере образования (ФГБУ «Росаккредагентство»).
  3. http://www.i-olymp.net
  4. http://www.i‑olymp.ru/node/451
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Александр Домошницкий о секрете успеха интернет-олимпиады по математике
Студенческие олимпиады: от Йошкар-Олы до Ариэля
Международная аккредитация должна стать обязательной
Smart-экспертиза – новый тренд аккредитации
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
Интернет-олимпиада - поиск талантов
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
APQN. Глобализация систем гарантии качества
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
Как зажечь факел, или По каким учебникам учатся победители?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ