Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новые аспекты развития Национальной системы квалификаций в 2019 году

Особенности развития российской экономики в текущем году связаны с реализацией двенадцати национальных проектов, которые потребуют дополнительных ресурсов и новых механизмов осуществления. Один из них – Национальная система квалификаций (НСК), внедряемая в стране с 2012 года. На сегодняшний день Центральный штаб НСК – Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям – утвердил более 1,2 тыс. профстандартов, создал 34 отраслевых совета по профессиональным квалификациям. Более 20 тыс. российских рабочих и специалистов прошли новую процедуру – оценку квалификации и получили соответствующие свидетельства Минтруда РФ.

Просмотров: 262

Материал опубликован в журнале №110 от 25.03.2019.

БОРОДАЧЕВ Владислав Владимирович – директор Приволжского института развития профессиональных квалификаций и компетенций, советник при ректорате Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, кандидат технических наук, профессор.

Особенности развития российской экономики в текущем году связаны с реализацией двенадцати национальных проектов, которые потребуют дополнительных ресурсов и новых механизмов осуществления. Один из них – Национальная система квалификаций (НСК), внедряемая в стране с 2012 года. На сегодняшний день Центральный штаб НСК – Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям – утвердил более 1,2 тыс. профстандартов, создал 34 отраслевых совета по профессиональным квалификациям. Более 20 тыс. российских рабочих и специалистов прошли новую процедуру – оценку квалификации и получили соответствующие свидетельства Минтруда РФ.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ работы по развитию НСК, проведённой в прошлом году органами власти и общественными формированиями, были одобрены участниками IV Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России» (декабрь, 2018).

Напомним: эксперты Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК), Минтруда РФ, Минпросвещения РФ и Минобрнауки РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), других объединений и ведомств разрабатывали, обсуждали и актуализировали профессиональные стандарты, проводили информационно-разъяснительную работу по их применению. Разрабатывались квалификации и оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации (НОК), формирования и развития сети центров оценки квалификаций в регионах. Проводилась работа по сопряжению сфер труда и подготовки кадров, в том числе посредством участия в экспертизе ФГОС, примерных основных образовательных программ профобразования и их проектов на основе ПС.

На основании глубокого анализа деятельности органов власти и общественных формирований на федеральном и региональном уровнях по реализации НСК, участники форума рекомендовали НСПК совместно с Минтрудом России, Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) в 2019 году продолжить активную работу: по развитию методологических, нормативных правовых и организационных основ НСК; по совершенствованию механизмов разработки профессиональных стандартов, их применения в сферах труда и образования, включая переход от квалификационных требований предыдущего поколения к новым профстандартам и квалификациям; по развитию инфраструктуры НОК; по созданию условий для признания квалификаций в рамках международного обмена трудовыми ресурсами, включая формирование учебных и экзаменационных центров на территории государств-участников ЕАЭС и СНГ, по оказанию поддержки субъектам РФ по вопросам внедрения НСК.

С целью усиления координации деятельности организаций, участвующих в реализации Национальной системы квалификаций, НСПК совместно с заинтересованными федеральными и региональными органами государственной власти, работодателями, профсоюзами и иными организациями было предложено подготовить Стратегию развития НСК до 2030 года и осуществлять координацию исполнения Плана мероприятий (дорожной карты) по развитию Национальной системы квалификаций в РФ на период до 2024 года. Совмест­но с Правительством РФ – подготовить концепцию федерального закона о системе квалификаций и обеспечить учет требований цифровой экономики, разработать механизмы мониторинга состояния и развития НСК, создать условия для интеграции различных систем оценки квалификаций, в том числе аттестации и аккредитации работников, на платформе НОК.

УЧАСТНИКИ форума обратились к Правительству РФ с предложением поручить ряду ведомств реализацию значимых мероприятий.

1. Минтруду РФ:

– подготовить предложения по реализации мер, направленных на развитие института НСК за счет повышения вовлеченности работодателей в процессы ее совершенствования и внедрения;

– с участием НСПК, НАРК, заинтересованных органов исполнительной власти и организаций осуществлять поддержку формирования единой цифровой платформы, обеспечивающей эффективное взаимодействие информационных ресурсов НСК и смежных информационных ресурсов, их доступность для широкого круга пользователей;

– организовать работу по анализу нормативного правового поля и, при необходимости, подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, направленные на дальнейшее развитие НСК с учетом одобренного НСПК Плана мероприятий (дорожной карты) по развитию Национальной системы квалификаций в РФ на период до 2024 года, а также предложения в части разработки, актуализации и применения профстандартов, в том числе макет профстандарта (ПС), требования к организациям, ответственным за разработку и организационно-методическую поддержку применения ПС, порядок эффективного управления жизненным циклом ПС и профессиональных квалификаций, обеспечивающий их соответствие текущим и перспективным потребностям развивающейся российской экономики;

– содействовать применению механизмов НСК для кадрового обеспечения национальных проектов, реализуемых в соответствии с указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, № 204.

2. Минпросвещения РФ и Минобрнауки РФ:

– сформировать нормативные, методические и организационные условия для использования ПС и иных документов, содержащих требования к квалификации, при формировании примерных основных образовательных программ, основных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения;

– подготовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и формы проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации по профессиональным образовательным программам, предусматривающие применение НОК как одной из форм такой аттестации, проведения ГИА по программам среднего профобразования по модели НОК с использованием оценочных средств, утвержденных советами по профессиональным квалификациям;

– подготовить предложения по внесению изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ:

  •  в части введения учета сведений о НОК обучающихся и выпускников, результатов профессионально-общественной аккредитации (ПОА) основных профессиональных образовательных программ при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
  •  в части закрепления понятия и статуса координационных советов по уровням и областям образования, в том числе для обеспечения участия координационных советов в обсуждении вопросов, связанных с развитием СПО, включая изменение перечней профессий, специальностей, направлений подготовки, регламентацию содержания и оценки качества профобразования;
  •  в части порядка присвоения квалификации по результатам освоения программ профессионального обучения, дополнительного профобразования, соответствующих ПС, с использованием инструментов НОК;

– внести изменения в Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, разработать и утвердить порядок актуализации перечней направлений подготовки (специальностей) высшего образования, профессий и специальностей среднего профобразования, профессионального обучения, дополнив его положениями об учете квалификаций, присваиваемых на основе профстандартов, при определении квалификации, присваиваемой по итогам освоения профессиональных образовательных программ;

– завершить процесс актуализации ФГОС профобразования на основе профстандартов, разработки и утверждения примерных основных образовательных программ на основе актуализированных ФГОС;

– предусмотреть возможности вариативного внесения элементов, отражающих особенности содержания подготовки в зависимости от направленности (профиля), специализации образовательных программ при формировании государственных информационных систем, в которых будут размещаться примерные основные образовательные программы;

– внести в типовые положения о федеральных учебно-методических объединениях (ФУМО) в системах среднего профессионального и высшего образования изменения, предусматривающие возможность закрепления за ведущими образовательными и научными организациями статуса базовых организаций ФУМО, задачей которых будет являться организационное обеспечение деятельности, возможность замены председателей по решению координационных советов, в том числе на основе результатов оценки деятельности;

– разработать механизмы выделения целевых субсидий базовым организациям ФУМО для финансирования деятельности по разработке и актуализации ФГОС и примерных основных образовательных программ;

– совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и НСПК подготовить изменения в нормативные правовые акты, регулирующие организацию процедуры ПОА, предусматривающие формирование критериев для включения в государственный реестр организаций, проводящих ПОА, критериев и порядка исключения организаций из данного реестра, а также механизм применения результатов ПОА при выделении контрольных цифр приёма;

– содействовать развитию практики внедрения промежуточной и итоговой аттестации с использованием механизмов  НОК и стандартов WorldSkills в практико-ориентированных образовательных программах и гармонизации демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills с независимой оценкой квалификации.

3. Минфину РФ:

– совместно с Минэкономразвития РФ и Минтрудом РФ – в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2024 года, предусматривающими реализацию мер, направленных на развитие института «Национальная система квалификаций» за счет повышения вовлеченности работодателей в совершенствование, внедрение и использование системы квалификаций, – провести анализ финансовой модели участия работодателей в развитии НСК, включая механизмы НОК, и подготовить предложения по дальнейшему налоговому стимулированию работодателей и их объединений к участию в создании центров оценки квалификаций (ЦОК), разработке и актуализации профстандартов, квалификаций, оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов, а также совершенствования режима налогообложения ЦОК и работодателей в части их затрат при проведении НОК работников и лиц, претендующих на осуществление определенных видов профессиональной деятельности.

 

МНЕНИЯ участников форума, посчитавших необходимым рекомендовать усилить взаимодействие федеральным органам исполнительной власти, общероссийским отраслевым объединениям работодателей и общероссийским отраслевым объединениям профсоюзов, учтены в резолюции. Так, например, организовать с участием НСПК и НАРК взаимодействие с целью формирования советов по профессиональным квалификациям (СПК) в областях профессиональной деятельности, в которых соответствующие советы по профессиональным квалификациям отсутствуют.

Учитывая тот факт, что уже в этом году акцент в реализации НСК перемещается в регионы, в резолюции зафиксирована задача рекомендовать руководителям высших органов государственной власти субъектов РФ:

– совместно с региональными объединениями работодателей и крупными работодателями обеспечить в 2019-2020 годах формирование инфраструктуры НСК в субъектах РФ, включая развитие сети ЦОК, обеспечивающей для соискателей доступность проведения НОК по массовым квалификациям регионального рынка труда;

– обеспечить условия для включения в 2019 году заинтересованных профессиональных образовательных организаций в пилотный проект по использованию НОК при проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся;

– осуществлять мониторинг применения профстандартов в организациях всех форм собственности и сферах деятельности, созданных с участием субъектов РФ и муниципальных образований.

Уделяется внимание и другим элементам общероссийской структуры функционирования НСК. В частности, рекомендуется общероссийским, региональным объединениям работодателей, иным предпринимательским союзам:

– организовать с участием НАРК, СПК, региональных методических центров работу по внедрению новых механизмов НСК, включая применение профстандартов для повышения эффективности управления персоналом, оптимизации трудовых процессов, роста производительности труда, планирования и организации обучения работников, взаимодействия с организациями сферы профобразования;

– принять активное участие в подготовке предложений по переходу от квалификационных требований предыдущего поколения к новым профстандартам и квалификациям;

– обеспечить привлечение работодателей в соответствующих отраслях экономики к деятельности СПК, координационных органов НСК в субъектах РФ, к участию в разработке и актуализации профстандартов, организации НОК, мониторинге рынка труда, в том числе для определения новых перспективных квалификаций, влияющих на темпы внедрения новых технологий, цифровой трансформации компаний и отраслей в целом.

А также СПК рекомендуется:

– организовать работу по управлению жизненным циклом профстандартов и квалификаций по закрепленным видам профессиональной деятельности с использованием единого инструментария формирования отраслевых рамок квалификаций, мониторинга востребованности и практики применения утвержденных квалификаций, возникновения новых квалификаций с учетом задач развития соответствующих секторов российской экономики;

– активизировать работу по организационно-методическому обеспечению перехода предприятий и организаций от квалификационных требований предыдущего поколения к новым профстандартам и квалификациям;

– продолжить с участием региональных методических центров и координационных органов НСК формирование и развитие сети ЦОК, экзаменационных центров, обеспечивая преимущественно межотраслевой характер их деятельности, доступность процедуры НОК для соискателей и организаций, широкое применение цифровых технологий на различных этапах проведения профессионального экзамена.

 

РАБОЧИЕ группы НСПК скорректировали планы своей деятельности с учетом рекомендаций, зафиксированных в Резолюции IV Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России».

Так, в решении состоявшегося в марте расширенного заседания рабочей группы по развитию системы профобразования и обучения в Национальной системе квалификаций НСПК зафиксировано одобрение плана деятельности рабочей группы на 2019 год и предложение предусмотреть возможность проведения семинаров, совещаний и иных экспертных и информационных мероприятий на площадках базовых организаций национального совета с целью подготовки к рассмотрению включенных в план вопросов.

Также рабочая группа приняла решение «О создании условий для формирования и реализации основных профессиональных образовательных программ, ориентированных на требования рынка труда (в том числе профессиональные стандарты), приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации».

Что предложила рабочая группа национальному совету для реализации этой цели?

1. Просить Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ:

– обеспечить максимально короткие сроки завершения подготовки, согласования и утверждения проектов ФГОС по направлениям подготовки, специальностям, профессиям, не актуализированным на основе профстандартов;

– ускорить процессы разработки, утверждения и внесения в реестр примерных основных образовательных программ профобразования (ПООП) по направлениям подготовки, специальностям, профессиям, по которым утверждены актуализированные ФГОС;

– разработать механизмы юридической и методической экспертизы ПООП до внесения их в реестр с целью недопущения противоречия ПООП нормативным правовым актам в области образования;

– подготовить изменения в Порядок разработки, проведения экспертизы и ведения реестра ПООП, в том числе включить ФУМО в системах среднего профессионального и высшего образования в число субъектов, наделенных правом разработки ПООП. Предусмотреть механизмы экспертизы проектов ПООП в СПК по соответствующим видам профессиональной деятельности и порядок учета результатов данной экспертизы при доработке и утверждении проектов ПООП.

2. Просить Минобрнауки РФ:

– сформировать рабочую группу по формированию индикаторов достижения универсальных компетенций по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета; включить в состав рабочей группы Минобрнауки РФ представителей национального совета, координационных советов по областям образования, ФУМО в системе высшего образования; представить результаты деятельности рабочей группы на рассмотрение национального совета во II квартале 2019 года;

– провести анализ информации ФУМО в системе высшего образования о работе с конструктором ПООП высшего образования и организовать его доработку и технические регламенты внесения информации; в том числе предусмотреть возможность автоматической проверки соответствия ПООП ФГОС в части норм, которые в полном объеме дублируются из ФГОС; создать возможность для дополнения в ПООП списка профстандартов, помимо перенесенных из ФГОС; предусмотреть возможность размещения нескольких вариантов примерных учебных планов и других элементов, которые могут отличаться в зависимости от направленности (профиля) программы.

  1. Одобрить предложенные НАРК подходы к обновлению перечня профессий и специальностей СПО; предложить Минпросвещения РФ учесть предложенные подходы при обновлении перечня и по мере готовности проекта обновленного перечня внести его на рассмотрение национального совета.
  2. Одобрить проект рекомендаций для образовательных организаций по формированию основных образовательных программ высшего образования на основе профстандартов и иных источников, содержащих требования к компетенции работников, в соответствии с актуализированными ФГОС в условиях отсутствия утвержденных примерных основных образовательных программ. Направить рекомендации письмом председателя национального совета ФУМО в системе высшего образования образовательным организациям, реализующим программы высшего образования.
  3. В целом одобрить проект методических рекомендаций по организации, проведению и оформлению результатов экспертизы примерных основных образовательных программ профобразования советами по профессиональным квалификациям.

Поручить рабочей группе Национального совета по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций:

– сформировать редакционную группу с участием представителей Минобрнауки РФ, Минпросвещения РФ, СПК и ФУМО в системах среднего профессионального и высшего образования и в срок до 30 апреля 2019 года доработать методические рекомендации; утвердить доработанные рекомендации без повторного рассмотрения национальным советом;

– провести в мае 2019 года семинар с участием советов по профессиональным квалификациям по вопросам реализации полномочий по экспертизе ПООП в соответствии с методическими рекомендациями.

Для совершенствования деятельности ФУМО в системах среднего профессионального и высшего образования рабочая группа предложила национальному совету одобрить предложенные Минпросвещения РФ подходы к совершенствованию организации работы ФУМО в системе СПО, а также предложенные координационным советом по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» подходы к регламентации деятельности координационных советов по областям образования и совершенствованию деятельности ФУМО в системе высшего образования. Минобрнауки РФ рекомендовано учесть предложенные подходы при формировании соответствующих нормативных правовых актов.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена
НСК: работа над ошибками и планы на перспективу
Профессиональная подготовка медицинских специалистов
В России тоже будет рабочая аристократия
Национальная система профессиональных квалификаций отметила первый юбилей
В Москве прошел II Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»
Национальная система квалификаций должна стать катализатором роста человеческого капитала
Организация системы профессиональных квалификаций

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ