Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Образовательная экспансия на мировом рынке

Актуальные вопросы развития экспорта образования в интересах повышения качества и конкуренто­способности национальной образовательной системы рассматривались на круглом столе «Состояние, проб­лемы и перспективы расширения обучения иностранных граждан в вузах России», проведенном Комитетом Госдумы РФ по образованию.

Просмотров: 424

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Актуальные вопросы развития экспорта образования в интересах повышения качества и конкуренто­способности национальной образовательной системы рассматривались на круглом столе «Состояние, проб­лемы и перспективы расширения обучения иностранных граждан в вузах России», проведенном Комитетом Госдумы РФ по образованию. В обсуждении приняли участие депутаты, представители Мин­обрнауки и МИД РФ, Россотрудничества, ведущих российских университетов и научного сообщества. О поднятых на заседании проблемах и путях их решения читайте в нашем репортаже.

Окно в Россию

– Количество иностранных студентов определяет влияние нашего государства в мире, – подчеркнула в открывающем заседание выступлении заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Н.А. Шайденко. В последние годы граждан, прибывающих из-за рубежа на обучение в Россию, становится все больше, что связано с улучшением материальной базы и условий проживания для иностранцев, а также возможностью получения выпуск­никами вузов российского гражданства по упрощенной форме в случае принятия ими решения остаться в нашей стране. При этом имеется ряд проблем: сложности с социальной адаптацией, медицинским обеспечением, визовой поддержкой и ряд других.

Заместитель министра образования и науки В.Ш. Каганов отметил, что за последние два года количество иност­ранных студентов очного отделения выросло на 40 тыс. и достигло 182 тыс., причем заочников меньше не стало.

– Такого прорыва мы не ждали, но он произошел, – прокомментировал ситуацию докладчик.

По разным оценкам, в настоящее время в РФ обучается от 90 до 300 тыс. иностранных студентов, в том числе соотечественников, из них около 25 процентов составляют бюджетники. В соответствии с постановлением Правительства РФ, ежегодная квота на профессиональное, выс­шее и дополнительное профессиональное образование для иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе проживающих за рубежом соотечественников, получаемое за счет средств федерального бюджета, не превышает 15 тыс. человек.

Получив качественное образование, иностранные специалисты уезжают домой и «создают предпосылки для дальнейшего укрепления сотрудничества с Россией». Что касается материальной стороны вопроса, поступления в экономику страны от иностранных студентов окупают зат­раты на их обучение и проживание.

Популярность российского образования растет, в том числе в странах Европы. Наряду с Россией европейские государства заинтересованы в иностранных студентах. Так, например, Франция, Германия, Испания вкладывают серьезные финансовые средства в образовательный экспорт, выплачивая приезжим обучающимся высокие стипендии.

Продолжая тему, заместитель руководителя Россотрудничества Д.Ю. Гужеля предложил перераспределить квоты по иностранным студентам в пользу повышения их стипендий. Он также обратил внимание на важность открытия так называемых «выносных факультетов» отечественных вузов в странах, заинтересованных в российском высшем образовании. По мнению участника дискуссии, такая процедура позволит сэкономить иностранным студентам время, затрачиваемое на учебу на подготовительных отделениях в России, по причине уже имеющегося знания русского языка. Помимо этого, оставляют желать лучшего условия в общежитиях российских вузов, которые не адаптированы к запросам иностранных студентов:

– Были случаи, когда студентов с разным вероисповеданием селили в одной комнате, – отметил замглавы Рос­сотрудничества.

Одну из самых актуальных на сегодня тем кадрового обеспечения затронул заместитель директора по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ М.В. Хорев.

– Кадровый потенциал русистов, сформированный еще в СССР, на сегодня себя исчерпал, – сообщил выступающий, приведя в качестве примера сведения о переполненности русских классов в зарубежных школах.

В ходе дискуссии первоначально очерченный на заседании круг вопросов, связанных с миграционным законодательством, визовой поддержкой и стипендиальным обеспечением, расширился. Участники обратили внимание на необходимость разработки и акцентирования государ­ственной политики в области интернационализации высшего образования.

Так, проректор по международной академической мобильности Российского университета дружбы народов Л.И. Ефремова указала на необходимость формулировки единых целей международного образовательного сотрудничества, приоритетных для России форм и механизмов их достижения, так как без целеполагания осуществляемые ведомствами и вузами действия носят разрозненный характер и не позволяют достичь системных эффектов.

Мнение о необходимости утверждения единой концепции экспорта российских образовательных услуг прозвучало и в докладе исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров (НФПК) И.В. Аржановой. Такая концепция была разработана НФПК совместно с экспертами из ведущих российских вузов еще в 2011 году, она обсуждалась в МИД РФ и в Минобрнауки РФ, однако официально так и не была утверждена. К этой работе следует вернуться с учетом новых реалий международного сотрудничества и потенциала российских образовательных организаций выс­шего образования.

ШАЙДЕНКО Н.А. ШАЙДЕНКО Н.А., заместитель председателя комитета Комитета Госдумы РФ по образованию:

– Мы все следим за происходящими в мире событиями. Видим, как быстро всё меняется. И прек­расно понимаем, что укрепление социально-экономического и политического положения нашего государства, повышение роли президента нашей страны В.В. Путина в мировых процессах дает очень серьезные возможности для дальнейшего продвижения русского языка < …> для распространения достижений нашего государства в области науки, образования, технологий. И, несомненно, повышение авторитета России должно позитивно сказаться на увеличении количества иностранных молодых людей, желающих приехать в нашу страну на обучение.
ХОРЕВ М.В. ХОРЕВ М.В., заместитель директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ:

– Следует отметить, что российское образование не утратило своей привлекательности. Более того, в последнее время отмечается рост интереса со стороны иностранных граждан к обучению в наших вузах. <…> Этому способствует как укрепление авторитета России за рубежом, так и популяризация богатейшего культурного наследия нашей страны. Поскольку Россия позиционирует себя (и это воспринимается именно так), как великая культурная держава, это способствует повышению интереса и к нашему образованию.
ЕФРЕМОВА Л.И. ЕФРЕМОВА Л.И., проректор по международной академической мобильности Российского университета дружбы народов:

– Мы, как мне кажется, вступили сейчас в третью фазу нашего отношения к обучению иностранных граждан в РФ. Первая фаза была закончена тогда, когда распался Советский Союз. <…> Это была система, когда иностранный гражданин полностью был обеспечен и качеством обучения, и проживанием, и достойной стипендией, и медицинскими страховками. <…> Вторая фаза – когда мы потеряли лидирующие позиции. <…> И третья фаза, которая началась примерно с конца 2012 – начала 2013 годов, когда вступил в силу новый закон об образовании, и он более гибкий, чем предыдущий, так как даёт достаточно большие возможности по набору иност­ранных граждан и вузам, и государству в целом. Но чего в этой фазе на сегодняшний момент, наверное, не хватает – это более чёткой позиции государства: для чего и почему мы хотим обучать иностранных граждан.

Полоса препятствий

Модернизация российского образования создала такие благоприятные условия для обучения иностранных граждан в российских вузах, как формирование и развитие новых механизмов отбора и привлечения, расширение правовых возможностей, улучшение условий проживания, обучения и другие.

Тем не менее предпринимаемые усилия не позволяют в полной мере решать задачи, связанные с наращиванием экспорта образования. На фоне высокого уровня образованности населения и постоянно растущего внутреннего рынка образовательных услуг доля России на международном рынке практически не растет. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, Россия принимает только 2 процента от общего количества иностранных студентов, в то время как США – 20 процентов, Великобритания обучает 12 процентов, Германия и Франция – 9 и 8 процентов соответственно. Если в течение ряда лет СССР занимал 2-е место в мире после США по числу иностранных студентов, то сегодня РФ находится на 9-м месте.

В связи с этим дискутирующие выделили несколько групп проблем, требующих обсуждения и решений по внесению изменений в законодательную базу.

В числе первых – проблемы стратегического планирования, связанные с отсутствием на данный момент единого документа, закрепляющего приоритетные направления, формы и механизмы международного сотрудничества в образовании. Предполагается, что создание стратегии, охватывающей все стороны международной образовательной деятельности, а также наличие соответствующих документов, позволят увеличить доход от экспорта образовательных услуг. Согласно данным Центра социологических исследований Минобрнауки РФ, в 2013-2014 годах доход России от экспорта образовательных услуг составил 1406,5 млн. долларов США.

Наряду с этим выделены проблемы, связанные с низкой степенью осведомленности проживающих в дальнем зарубежье молодых людей об условиях, качестве и содержании российского образования, с проведением не на должном уровне вступительных испытаний в российские вузы с использованием дистанционных технологий и рядом других причин.

Еще один важный фактор, препятствующий эффективному развитию международных связей, – проблема сроков признания иностранных документов об образовании. Система приема в российские образовательные организации по срокам и перечню предоставляемых иностранными абитуриентами документов излишне регламентирована, при этом в ряде вузов накоплен опыт работы по признанию всех иностранных документов об образовании, а во всех образовательных организациях высшего образования – по признанию иностранных документов, подпадающих под соглашения о взаимном признании.

Также были обозначены проблемы обучения на иностранных языках, реализации совместных образовательных программ, условий обучения, медицинского обеспечения, организации досуга и отдыха, визовой поддержки, регистрации, работы и прохождения практики.

АРЖАНОВА И.В. АРЖАНОВА И.В., исполнительный директор На­ционального фонда подготовки кадров:

– Вопрос, связанный с набором, пребыванием иностранных студентов и всеми остальными вопросами, будет становиться все более актуальным, потому что установлены конкретные показатели, и все университеты должны их выполнять, а невыполнение для вузов связано с определенными последствиями. Проблема в том, как они это будут делать.

На мой взгляд, отработка показателей должна быть где-то зафиксирована. Все вузы определяют, каких показателей они будут или должны достигать по количеству иностранных студентов. При этом не понятно, каким образом будет проверяться данная информация. Очень мало у кого прописана система мер на институциональном уровне: что университет будет конкретно делать, что может сделать, чтобы обеспечить существенный прирост иностранных граждан.
МАХОТАЕВА М.Ю. МАХОТАЕВА М.Ю., проректор по учебной работе и международной деятельности Псковского государст­венного университета:

– Надо определить, для чего нам нужны иностранные студенты, потому что часто задают вопрос: а зачем вам это? И здесь необходимо четко понимать: то ли мы действительно работаем в рамках стратегии интернационализации высшего образования РФ и, соответственно, реализуем концепцию экспорта образовательных услуг, то ли решаем проблемы наших соотечественников, которые волею судеб оказались за рубежом, и мы помогаем им вернуться в Россию, получить образование, или же, действительно, готовим национальные кадры. Потому что ресурс университеты имеют большой, но каждый варится в собст­венном соку. Стратегию интернационализации приняли, но у нас резервы роста уже исчерпаны, то есть мы теперь должны думать о том, куда идти дальше.

Механизмы поддержки

Учитывая значимость расширения экспорта российских образовательных услуг как со стороны государства, так и со стороны общества, присутствовавшие на заседании сформулировали рекомендации.

Правительству РФ предложено проанализировать возможность создания комиссии по экспорту российского образования, внести в Госдуму РФ проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», рассмотреть вопрос о создании специализированной организации по продвижению российских образовательных услуг на международной арене.

В адрес Минобрнауки РФ поступили пожелания доработать стратегию экспорта образовательных услуг, подготовить предложение в Правительство РФ об увеличении за счет федерального бюджета ежегодной квоты приема на обучение иностранных и других категорий граждан, проживающих за рубежом, проводить регулярные семинары-совещания для обсуждения состояния методической и нормативно-правовой базы совместных образовательных программ и другие.

МИД РФ участники круглого стола рекомендовали унифицировать статус учебных виз, обеспечить возможность оформления многократной визы и продление миграционного учета иностранным гражданам, прибывающим для обучения по дополнительным образовательным программам, разработать и реализовать предложения по упрощению порядка оформления на работу проходящих практику иностранных студентов, прочие мероприятия.

Рособрнадзору предписаны разработка и утверждение шкалы соответствия результатов российского ЕГЭ результатам национальных тестирований отдельных стран, а также испытаний иностранных абитуриентов, принимаемых на обучение по квотам.

Россотрудничеству указано на необходимость систематически отслеживать публикацию национальными министерствами образования списков признаваемых российских образовательных организаций и, в случае надобности, проводить разъяснительную работу с сотрудниками профильных ведомств соответствующих стран.

Что касается российских вузов, осуществляющих обучение иностранных граждан, то им предлагается акцентировать внимание на повышении международного потенциала своей образовательной организации, использовать потенциал выпускников-иностранцев для развития культурного, научно-технического и делового сотрудничества РФ с зарубежными странами, оказывать содействие выпускникам-иностранцам в повышении квалификации. Среди рекомендаций также числятся нормативно-правовое обеспечение надлежащих условий признания иностранного образования (квалификации) и (или) периода обучения, реализация профилактических мер по предотвращению дискриминационных акций в отношении иностранных обучающихся, развитие инфраструктуры, гарантирующей качественное образование, прочие аспекты деятельности.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
Оценка качества транснационального образования
Евроремонт российского образования
Инженерное образование: механизм подготовки требует ремонта
Инженер – автор модернизации страны
Актуальные направления развития российского образования
Развитие системы оценки качества образования
Синергетический эффект интеграционной модели обучения
Форум членов ENQA
Европейские рекомендации, российские решения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ