Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Общероссийский народный фронт о проблемах и стратегических перспективах российского образования

На «Форуме действий» ОНФ в ноябре 2016 года были представлены результаты деятельности рабочих групп, центров, проектов и региональных отделений ОНФ за три года. В форуме приняли участие эксперты, представляющие семь рабочих групп, в том числе и тематической платформы «Образование и культура как основы национальной идентичности».

Просмотров: 296

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

Народный мониторинг

Итоговый в этом году федеральный «Форум действий» Общероссийского народного фронта прошел в конце ноября в Москве. Было представлено 50 кейсов, раскрывающих результаты деятельности рабочих групп, центров, проектов и региональных отделений ОНФ за три года. В форуме приняли участие эксперты, представляющие семь рабочих групп, в том числе и тематической платформы «Образование и культура как основы национальной идентичности».

Промежуточные итоги

Основными направлениями трехлетней деятельности рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» являлись обеспечение прав на образование для всех категорий граждан, создание возможностей для развития и воспитания каждого ребенка, совершенствование системы подготовки кадров, защита прав и условий труда педагогов, снижение административной и бюрократической нагрузки в образовании.

– Возможности страны определяются возможностями ее граждан, – подчеркнула руководитель рабочей группы Любовь Духанина.

Главными достижениями участники встречи назвали приостановку закрытия коррекционных школ, установление ограничения максимальной родительской платы за детские сады и студенческие общежития, работу по формированию базового содержания школьного образования и ликвидации очередей в дошкольные образовательные организации.

Кроме того, возвращена квота для победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников в размере 45 процентов на поступление в вузы без вступительных экзаменов, увеличена продолжительность подготовки к международным олимпиадам и объем финансирования, а срок действия результатов (пять лет) приравнен к результатам ЕГЭ. В рамках государст­венной поддержки талантливых детей учреждено 5 тыс. президентских грантов, до 1,2 тыс. из которых будет предоставляться ежегодно. В 2015-2016 учебном году стипендии получили 448 детей.

С целью повышения качества профессионального образования в два раза увеличен объем практики студентов – с 19 до 38 недель. Для обучающихся удалось добиться поступления в колледжи и техникумы без обязательного окончания девяти классов: около 20 тыс. школьников в этом году получили возможность приобрести профессию.

Среди достижений также защита прав педагогов при переходе на эффективные контракты, включение посещения музеев в школьную программу и прочие (см. рис. 1).

Рисунок 1. Достижения рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» (2014-2016)

Достижения рабочей группы ОНФ

Важные инициативы

В рамках работы «Форума дейст­вий» рассматривались вопросы развития системы образования, поднятия уровня зарплаты работников, сохранения объектов культурного наследия и ряд других.

Один из ключевых выводов – работа активистов движения влияет на принятие законодательных решений в сфере образования. В частности, благодаря деятельности общественников по исполнению майских указов Президента РФ удается формировать предложения, позволяющие повысить качество образовательных услуг.

На заседании было озвучено несколько важных инициатив. Так, в ходе обсуждения проблем целевого приема, прозвучало предложение провести мониторинг нецелевого расходования бюджетных средств в вузах.

Организациям профессионального образования рекомендовано создавать малые инновационные предприятия (МИП) с целью коммерциализации результатов научной и образовательной деятельности, формирования привлекательных рабочих мест для выпускников. Эксперты ОНФ уверены: создание МИП в колледжах и техникумах – еще один шаг для решения задачи кадрового обеспечения промышленного роста.

Специалисты отмечают, что учреждения СПО целесообразно уравнять в правах с вузами и научными организациями.

– Статья 103 закона об образовании позволяет вузам создавать хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается во внедрении результатов научных и конструкторских разработок <…> Вузы могут объединять малые инновационные предприятия в технопарк, создавать бизнес-инкубаторы. То, что образовательные организации системы СПО таких возможностей лишены, кажется нам неверным. Многие техникумы сегодня превосходно оснащены и вполне могут выпускать действительно нужную и полезную продукцию как для промышленности, так и для населения. А студентам это обеспечит реально прикладной характер получаемого образования, – подчеркнула Любовь Духанина.

Сегодня система дополнительного образования в своем развитии испытывает ряд сложностей. Например, из-за отсутствия качественных инструментов оценки практически невозможно просчитать реальный охват населения дополнительными образовательными услугами (согласно майским указам Президента РФ, к 2020 году он должен составить 70-75 процентов). При этом финансирование обеспечивается преимущественно местными бюджетами, так как средст­ва из федеральной казны расходуются на основные социальные обязательства перед гражданами.

В этой связи еще одной важной инициативой стало предложение о введении системы индивидуальной сертификации в сфере дополнительного образования. По мнению экспертов, это позволит расширить реальный охват граждан, обеспечит вовлеченность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей в единое образовательное пространст­во на равных условиях с муниципальными и государственными организациями, повысит уровень вариативности и разнообразия образовательных программ. Система сертификации также даст возможность запустить механизм софинансирования дополнительного образования родителями – если обучается их ребенок, и самими обучающимися – если речь идет о взрослых.

Стратегические перспективы

Впереди у экспертов рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» солидный фронт работ. Предполагается сделать акцент на таких вопросах, как совершенствование дополнительного образования и системы охраны культурного наследия России, защита прав преподавателей, поддержка талантливых детей и целевой прием в вузы.

– Мы будем добиваться, чтобы ЕГЭ сдавали неоднократно, дабы снизить эмоциональную напряженность, которая до сих пор присутствует в обществе. Нам необходимо вернуть медицинских работников в детские сады и школы. Без этого нельзя гарантировать безопасность наших детей. Необходимо добиться введения индивидуальных персонифицированных сертификатов на дополнительное образование. Стратегическим направлением для нас остается заработная плата учителей. По-прежнему нашей темой остаются учебники, их качество, и мы продолжаем работать, чтобы учебники были бесплатными, – заявила Любовь Духанина.

Обзор подготовлен по материалам сайтов kremlin.ru, government.ru, onf.ru.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
"Нет сомнений в необходимости воспитательной работы..."
Цель – качественное образование на всех уровнях
X Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования
Завершился 1-й этап Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
Ключевые проблемы профессионального образования
Перспективы независимой экспертизы качества образования
Архитектурное образование в США
Качество образования определяет содержание
Процессный подход в обеспечении качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ