Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подготовка кадров для строительной отрасли и ЖКХ

Проблема подготовки и переподготовки рабочих кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства становится все более значимой для экономики страны. Очевидно, что необходимый объем жилья может вводиться только при соответствующем количественном и качественном обеспечении строительной отрасли кадровыми ресурсами.

Просмотров: 6487

Помни каждый инженер, знай любой строитель!..

Быть востребованным в любых социально-экономических условиях – значит следовать принципу «образование через всю жизнь»

ЯКОВЛЕВ Владимир Анатольевич – российский политический и государственный деятель, президент Российского союза строителей, доктор экономических наук

Строительный комплекс, формирующий 5,5 процента ВВП и обеспечивающий занятость 3 млн. человек, сохраняет позиции важной социально значимой и системообразующей сферы российской экономики.

Сегодня, когда финансово-экономический кризис тяжело отразился на инвестировании строительства, а отрасль, кроме того, еще и переживает период перехода на новый уровень своего развития – систему саморегулирования, возникает множество вопросов, требующих публичного обсуждения. Вне всякого сомнения, одной из важных проблем отрасли является дефицит кадров, прежде всего, квалифицированных. Одной из главных причин этой проблемы эксперты называют состояние образовательной системы, обслуживающей нужды строительного комплекса.

Свой взгляд на решение кадровой проблемы отрасли изложил президент Российского союза строителей Владимир ЯКОВЛЕВ.

Проблема подготовки и переподготовки рабочих кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства сегодня становится все более значимой для экономики страны. Совершенно очевидно, что необходимый объем жилья может вводиться только при соответствующем количественном и, в первую очередь, качественном обеспечении строительной отрасли кадровыми ресурсами. В настоящее время в России практически отсутствует полноценная система непрерывного профессионального строительного образования, и, как следствие, не все благополучно с инновационностью, производительностью труда отечественной строительной сферы, особенно в сравнении с технологически развитыми странами.

Не будем забывать, что современное строительство – это динамичный процесс, требующий обновления знаний специалистов каждые три-пять лет. Каждый инженер-строитель должен помнить, что единственная возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях – это следование принципу «образование через всю жизнь». Однако сложившаяся ситуация красноречиво свидетельствует, что усилия по восстановлению и модернизации системы высшего и среднего профессионального образования сегодня совершенно недостаточны.

Российский союз строителей объединяет сегодня строительные организации в 80 краях, областях и республиках Российской Федерации, где созданы региональные организации РСС. Союз действительно стал массовой организацией, представляющей работодателей строительного комплекса. Он признан Правительством РФ в качестве партнера, выразителя интересов строительного бизнеса.

На настоящий момент наблюдается колоссальный разрыв между потребностями строительной отрасли и возможностями образовательных учреждений. При нынешней системе на подготовку специалиста, обладающего какими-либо новыми знаниями, уйдет примерно восемь лет – с учетом разработки, утверждения, внедрения новых стандартов и прохождения самого процесса обучения.

Распространение получила точка зрения, что возникшие трудности будут преодолены введением института саморегулирования, но в сферу саморегулирования попадают только работы, перечисленные в приказе № 6241. Остальные виды работ – в том числе те, которые выполняются на объектах малоэтажного строительства, – «не поддаются влиянию» саморегулируемых организаций, а значит, проблема подготовки кадров там практически не поднимается.

Мы убеждены, что проблему следует решать комплексно – при построении системы подготовки кадров для строительной отрасли должны быть учтены все факторы, влияющие не только на первичную подготовку кадров, но и на их последующую переподготовку, повышение квалификации, аттестацию и т.д.

Нельзя не признать, нормативная база подготовки кадров строительной отрасли несовершенна. Действующий приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2008 года № 1882 требует серьезной доработки с привлечением к этому профессионалов, занятых в строительной отрасли. Можно констатировать, за разработку профессиональных стандартов брались многие организации, но ни в одном случае работа не была доведена до конца. В итоге модель грамотного специалиста, которого мы хотели бы получить, не очевидна ни образовательным учреждениям, ни строительным организациям.

Считаем, что желательно разработать общероссийский образовательный стандарт, с тем чтобы планка уровня знаний выпускников соответствовала уровню квалификации, диктуемому реалиями сегодняшнего дня. Необходимо разработать как методику, так и механизм повышения и регулярного подтверждения работающими специалистами своей квалификации.

«За разработку профессиональных стандартов брались многие организации, но ни в одном случае работа не была доведена до конца. В итоге модель грамотного специалиста, которого мы хотели бы получить, не очевидна ни образовательным учреждениям, ни строительным организациям».

Повышение квалификации руководителей и специалистов будет более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.

Кроме того, назрела необходимость внесения изменений в законодательство в части соучредительства, выработки такой законодательной нормы, которая помогла бы решить сложную проблему имущественных отношений. Это даст возможность крупным предприятиям и организациям различных форм собственности вместе с государством напрямую инвестировать свои средства в развитие колледжей и контролировать их использование.

Перечисленные проблемы имеют системный характер и должны решаться на самом высоком уровне. Для совершенствования системы подготовки кадров для строительной отрасли Министерством регионального развития РФ подготовлен проект постановления Правительства РФ, которым предусматривается объединение усилий Министерства регионального развития РФ, Министерства образования и науки РФ, национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере, общественных организаций и иных представителей экспертного сообщества в деле решения общей задачи.

Сегодня получил распространение опыт взаимодействия строительных компаний и Союза строителей с вузами в рамках подготовки специалистов и проведения научных исследований. Особенно это касается московского стройкомплекса. Многие руководители компаний являются выпускниками Московского государственного строительного университета (МГСУ) и других строительных вузов и поэтому поддерживают связь. Но, безусловно, присутствуют и чисто экономические факторы – компаниям необходимо развитие, подготовка молодых кадров для решения своих задач.

«Сложившаяся ситуация красноречиво свидетельствует, что усилия по восстановлению и модернизации системы высшего и среднего профессионального образования сегодня совершенно недостаточны».

Особенно активны крупные компании, например, «СУ-155», «Донстрой», «Монарх» и др. Формы взаимодействия выбирают разные, например «СУ-155» создало совместный с МГСУ центр по подготовке кадров: холдингу требуется от вуза порядка 60-70 выпускников ежегодно. Одна из крупнейших компаний, которая координирует программы высотного строительства в Москве, создала при том же МГСУ совместную корпоративную кафедру проектирования строительства и эксплуатации высотных зданий, причем эту кафедру финансирует бизнес совместно с правительством Москвы. Таким образом, компании, заинтересованные в квалифицированных грамотных специалистах, растят их для себя самостоятельно, вкладывая деньги в их образование.

Что касается Союза строителей, то в РСС сейчас работает комитет, возглавляемый ректором НИУ МГСУ, академиком РААСН, профессором В.И. Теличенко. Под его руководством специалисты курируют отдельные направления технической политики, организации научно-исследовательских работ, подготовки и повышения квалификации кадров для строительной отрасли. Мы согласованно осуществляем политику в этой области – сегодня взаимодействие коммерческих компаний и учреждений образования развивается достаточно динамично. И это соответствует понятию инновационной экономики. Сегодня задача ясна – необходимо интегрировать образовательный потенциал и потребности строительной отрасли. Сделать так, чтобы теория, которая разрабатывается в вузах, как можно скорее могла применяться на практике. Более активно защищать и продвигать новые технологии. Именно поэтому мы всемерно поддерживаем создание национального исследовательского университета строительства и архитектуры. Этот проект, над которым работает МГСУ совместно с вузами – членами Ассоциации строительных вузов, направлен на решение задач кадрового обеспечения, научного и высокотехнологичного развития отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России.

В 2010 году рабочая группа Российского союза строителей продолжила работу по созданию инновационной системы архитектурно-строительного профессионального образования и отраслевой науки в Российской Федерации.

«Сегодня задача ясна – необходимо интегрировать образовательный потенциал и потребности строительной отрасли».

Эксперты считают, что отраслевая интеграция образовательных учреждений архитектурно-строительного профиля на основе использования инновационных методов и технологий непрерывного и опережающего обучения, академической мобильности, формирования современной структуры организации и управления учебным процессом, развернутой системы контроля качества образования, активного привлечения образовательных учреждений всех уровней позволит создать распределенную сеть учебных заведений архитектурно-строительного профиля, обеспечить координацию подготовки кадров всех уровней для строительного комплекса России, повысить качество подготовки специалистов строительного направления в регионах.

Основной задачей рабочая группа видит создание совместно с РААСН, ответственными государственными органами, научными и профессиональными учреждениями и объединениями единого научного пространства строительства и архитектуры.

В июне 2010 года Российским союзом строителей подписан договор о стратегическом партнерстве с 13 вузами архитектурно-строительного профиля РФ с целью практической реализации программы развития национального исследовательского университета.

Реализуя это стратегическое партнерство, были созданы комиссии по следующим направлениям деятельности:

  • образовательной интеграции,
  • научной интеграции,
  • информационной интеграции,
  • государственно-частному партнерству.

В рамках работы комиссии по научной интеграции и сектора организации совместного участия в тендерах, научно-технических программах и грантах в течение 2010 года были осуществлены следующие мероприятия:

  • приняты решения о проведении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на базе научно-образовательных центров, научно-исследовательских лабораторий, центров коллективного пользования, имеющих уникальное научно-исследовательское оборудование по направлениям деятельности вузов-стратегических партнеров;
  • создан реестр результатов интеллектуальной деятельности МГСУ, включая возможность его расширения для формирования общей базы данных результатов интеллектуальной деятельности как вузов-стратегических партнеров, так и других организаций, а также подготовлен учебно-тематический план повышения квалификации для специалистов патентно-лицензионных служб вузов-партнеров и других организаций;
  • обсуждены и приняты решения по привлечению вузов-стратегических партнеров НИУ к совместному участию в тендерах, выполнению совместных НИОКТР по заказу сторонних организаций, а также совместному выполнению научно-производственных работ по направлениям деятельности;
  • в части повышения квалификации сотрудников вузов-партнеров, а также сторонних организаций сформированы предложения образовательных и сопутствующих услуг по направлениям: строительное образование, бизнес-образование и консалтинг, психолого-педагогическое сопровождение обучения, технологическое обеспечение обучения, кадровое обеспечение отраслевых организаций.
  1. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
  2. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности».
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Объединение систем НПО и СПО
Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни
Время «Ч» для ФГОС нового поколения
Проблемы и перспективы НПО и СПО
СПО: диагноз ставят аналитики
Экспресс-форум: Интегрированный закон в системе СПО и НПО
Экспресс-форум: итоги приемной кампании в СПО
Интегрированный закон: что волнует СПО?
Экспресс-форум: перспективы НПО и СПО в свете нового закона
Некоторые подходы к обучению в Дании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ