Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Приумножение репутационного капитала университета

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – относительно новое направление независимой оценки качества образования в РФ. С ее помощью вузы имеют возможность получить профессиональную оценку деятельности и повысить свою привлекательность в глазах абитуриентов.

Просмотров: 110

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – относительно новое направление независимой оценки качества образования в РФ [3]. С ее помощью вузы имеют возможность получить профессиональную оценку деятельности и повысить свою привлекательность в глазах абитуриентов. Это, несомненно, способствует укреплению репутационного капитала динамично развивающихся современных образовательных организаций.

ЗАГОРОДНЮК Ольга Васильевна ЗАГОРОДНЮК Ольга Васильевна – директор центра развития образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) проводил профессионально-общественную аккредитацию в 2014 и 2015 годах. Этому предшествовала большая подготовительная работа.

В марте 2014 года состоялся конкурс среди лучших магистерских программ, представленных техническими и физическими институтами вуза. Аккредитационным органом была выбрана Ассоциация инженерного образования России (АИОР), члены экс­пертной комиссии которой посетили университет в ноябре того же года. По каждой образовательной программе пройден аудит: были изучены нормативные и организационно-методические документы, в том числе учебные планы и рабочие программы дисциплин, образцы магистерских выпускных квалификационных работ и другие материалы. На заключительной встрече экспертной комиссии с руководством СПбПУ и сотрудниками, ответственными за аккредитацию, обсуждались результаты.

В завершение визита были подписаны двусторонние протоколы по оценке представленных образовательных программ подготовки магист­ров, а также выданы сертификаты о проведении внешней экспертизы на соответствие программ международным критериям. В декабре Аккредитационный совет АИОР рассмотрел отчеты экспертов по оценке образовательных программ и принял окончательное решение об их профессио­нально-общественной аккредитации сроком на пять лет (2014-2019) [1].

УНИВЕРСИТЕТОМ разработана 21 магистерская международная образовательная программа (МОП), 3 бакалаврских МОП на английском языке, а также программы двойных дипломов на русском, немецком и английском языках [2]. В связи с этим принято решение о проведении международной профессионально-общественной аккредитации, отобраны 3 МОП. Это бакалаврская программа двойных дипломов, реализуемая СПбПУ совместно с Университетом прикладных наук Миккели (Финляндия) по направлению «Строительство», магистерская программа двойных дипломов, реализуемая совместно с Бранденбургским техническим университетом Котбус-Зенфтенберг (Германия) по направлению «Металлургия» и МОП по направлению «Менеджмент» [1].

Процедура проводилась Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентром) совместно с Институтом аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN (Германия). Финальной части аккредитации, которая проходила в октябре 2015 года, предшествовала годовая предварительная работа всех сторон. Университет проводил самообследование, изучая свои сильные и слабые стороны относительно представленных стандартов, а между двумя агентствами шла работа по их согласованию в силу наличия национальной специфики. В деятельности российских коллег представители германского агентства отметили ряд особенностей.

В частности, немецких экспертов удивило неумение сотрудников университета писать отчеты, грамотно представлять свои преимущества и достижения. Недоумение вызвало и параллельное обучение по разным образовательным стандартам. Когда СПбПУ подавал заявку на проведение профессионально-общественной аккредитации, действовали ФГОС ВПО, а к моменту приезда зарубежных парт­неров вышли ФГОС ВО (ФГОС 3+), и, согласно законодательству, образовательная организация была обязана в десятидневный срок привести все образовательные программы соответст­вующего направления к требованиям введенного в действие стандарта. Интерес вызвали и практические вопросы: как часто преподаватель вносит коррективы в рабочие программы дисциплин и меняет методику обучения, каким образом студенты «выбирают» педагога, есть ли возможность отстранять от ведения занятий специалистов, не пользующихся авторитетом у аудитории.

ПРОГРАММА визита экспертов началась официальной встречей с руководством СПбПУ и экскурсии, во время которой гости посетили учебно-научно-производственные комплексы, подразделения, обеспечивающие контроль и качество учебного процесса. Также были организованы встречи с преподавателями, заведующими кафедрами, бакалаврами и магистрантами институтов, беседы с выпускниками и работодателями вуза.

В ходе трехдневного визита проводился анализ организации учебно-научного процесса, учебного плана и учебно-методической документации образовательных программ. Экспер­тиза основывалась на проверке поданных документов и интервью с ответственными за осуществление программы лицами, преподавателями, студентами и руководством университета. Оценивалась общность целевой установки, концепции и реализации с учётом соответствующих, специфичных для вуза условий. Кроме того, экспертов интересовали интеграция образовательных программ в стратегию и политику качества, количество студентов и выпускников, профессиональная и методическая компетенции, общие и профессионально квалифицирующие способности, навыки и знания обучающихся, трудоустройство выпускников, ряд других вопросов.

В последний день работы директорам институтов, чьи МОП представили на профессионально-общественную аккредитацию, были выданы сертификаты о проведении внешней экспертизы на соответствие программ международным критериям. В числе конкурентных преимуществ университета эксперты отметили чёткую практическую ориентированность образовательных программ, их регулярную обновляемость, последовательность и продуманность, высокий уровень владения студентами и преподавателями английским языком, наличие современной лабораторной базы, широкую вовлеченность в программу академической мобильности, следование принципам академической свободы. Решение о профессионально-общественной аккредитации МОП СПбПУ было принято в конце января 2016 года на заседании Нацаккредсовета (2 программы аккредитованы до 2022 года и одна – до 2020-го).

ОПЫТ прохождения международной аккредитации показал разницу методологических подходов к требованиям и нормам в реализации образовательных программ; к пониманию и осуществлению академической свободы при формировании институтами учебных планов; к возможностям корректировки учебных планов программ и критериев их структурирования в части обязательных и элективных дисциплин; к участию работодателей в формировании учебных планов; к развитию интернационализации образования; контингенту магистрантов; механизмам мониторинга профессорско-преподавательского состава; политике международного сотрудничества; парт­нерству с работодателями региона; политике содействия трудоустройству выпускников; условиям научно-исследовательской работы преподавателей и обучающихся; механизмам модернизации учебно-лабораторной базы.

В этой связи необходимо разработать методологические подходы к формату применения международной аккредитации в условиях национальной системы высшего образования, а именно представить методические рекомендации по составлению отчёта о результатах самооценки вузов в рамках международной аккредитации и их подготовке к внешнему аккредитационному аудиту. Это позволит высшим образовательным организациям проводить процедуру международной аккредитации, опираясь на имеющие­ся методики.

Первые итоги международной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого позволяют говорить о её бе­зусловной важности и нужности для вуза. Это связано, прежде всего, с формированием механизмов обеспечения качества в области образования и адаптивности международных и национальных образовательных стандартов в рамках Болонского процесса. Такой подход позволит образовательным программам оперативно отражать потребности рынка труда, эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать максимальную удовлетворенность студентов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Реестр аккредитованных программ // Общественная российская организация «Ассоциация инженерного образования России» //www.acaee.ru/ru/re_r_s.htm.
  2. Международные образовательные программы // Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого // www.spbstu.ru/international-cooperation/international-educational-programs/
  3. Мотова Г.Н. Три этапа развития аккредитации в России // «Аккредитация в образовании», 2015. – № 2 (78). – С. 6-13.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, СПбГПУ, ао-90, лучшие практики

Похожие материалы:
Управление качеством образования: новые подходы
Перспективы независимой экспертизы качества образования
Развитие региональной системы оценки качества образования
Знак качества высшего образования
О развитии национальной системы оценки качества образования в Казахстане
Как повысить качество инженерного образования
Международная аккредитация работает на репутацию вуза
Международная аккредитация образовательных программ
Марафон ДПО
Стратегия развития Осинского аграрного техникума

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (104) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Масштабный бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» пройдет в Казани
26 октября в казанской «Татнефть-арене» пройдет бизнес-форум «Перезагрузка 2.0» с участием более...
Научно-инновационный форум «СорокИНН» на базе СГУ им. Питирима Сорокина
Научно-инновационный форум «СорокИНН» представил на базе СГУ им. Питирима Сорокина более 40...
Ректор Ставропольского государственного аграрного университета избран Председателем российской Ассоциации «Агрообразование»
В рамках  Российской агропромышленной выставки «Золотая осень-2018» прошло заседание...
Технический Университет Остравы и Тюменский индустриальный университет подпишут меморандум о сотрудничестве
Основной акцент во время визита чешской стороны в Тюменский индустриальный университет был сделан...
Анонс ключевых мероприятий форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Форум «Открытые инновации», проходящий ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской...
Из журнала
#98Гусь-Хрустальный технологический колледж успешно внедряет дуальное обучение
#94Дальневосточный государственный университет путей сообщения отметил юбилей
#93Об итогах национального проекта «Образование»
#98Ставропольский ГАУ – флагман отечественного аграрного образования и науки
#93О развитии национальной системы оценки качества образования в Казахстане
Информационная лента
14:09Уникальная разработка КНИТУ-КАИ – беспилотный конвертоплан
13:38Вузы получат господдержку на обучение специалистов для цифровой экономики
08:43Преподаватели СевГУ будут создавать собственные онлайн-курсы
08:40БГТУ им.В.Г. Шухова подписал меморандум о сотрудничестве с ведущими вузами Марокко
14:23Сотрудничество БелГУ с коллегами из Беларуси