Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Приумножение репутационного капитала университета

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – относительно новое направление независимой оценки качества образования в РФ. С ее помощью вузы имеют возможность получить профессиональную оценку деятельности и повысить свою привлекательность в глазах абитуриентов.

31.10.2017
Просмотров: 4

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – относительно новое направление независимой оценки качества образования в РФ [3]. С ее помощью вузы имеют возможность получить профессиональную оценку деятельности и повысить свою привлекательность в глазах абитуриентов. Это, несомненно, способствует укреплению репутационного капитала динамично развивающихся современных образовательных организаций.

ЗАГОРОДНЮК Ольга Васильевна ЗАГОРОДНЮК Ольга Васильевна – директор центра развития образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) проводил профессионально-общественную аккредитацию в 2014 и 2015 годах. Этому предшествовала большая подготовительная работа.

В марте 2014 года состоялся конкурс среди лучших магистерских программ, представленных техническими и физическими институтами вуза. Аккредитационным органом была выбрана Ассоциация инженерного образования России (АИОР), члены экс­пертной комиссии которой посетили университет в ноябре того же года. По каждой образовательной программе пройден аудит: были изучены нормативные и организационно-методические документы, в том числе учебные планы и рабочие программы дисциплин, образцы магистерских выпускных квалификационных работ и другие материалы. На заключительной встрече экспертной комиссии с руководством СПбПУ и сотрудниками, ответственными за аккредитацию, обсуждались результаты.

В завершение визита были подписаны двусторонние протоколы по оценке представленных образовательных программ подготовки магист­ров, а также выданы сертификаты о проведении внешней экспертизы на соответствие программ международным критериям. В декабре Аккредитационный совет АИОР рассмотрел отчеты экспертов по оценке образовательных программ и принял окончательное решение об их профессио­нально-общественной аккредитации сроком на пять лет (2014-2019) [1].

УНИВЕРСИТЕТОМ разработана 21 магистерская международная образовательная программа (МОП), 3 бакалаврских МОП на английском языке, а также программы двойных дипломов на русском, немецком и английском языках [2]. В связи с этим принято решение о проведении международной профессионально-общественной аккредитации, отобраны 3 МОП. Это бакалаврская программа двойных дипломов, реализуемая СПбПУ совместно с Университетом прикладных наук Миккели (Финляндия) по направлению «Строительство», магистерская программа двойных дипломов, реализуемая совместно с Бранденбургским техническим университетом Котбус-Зенфтенберг (Германия) по направлению «Металлургия» и МОП по направлению «Менеджмент» [1].

Процедура проводилась Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентром) совместно с Институтом аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN (Германия). Финальной части аккредитации, которая проходила в октябре 2015 года, предшествовала годовая предварительная работа всех сторон. Университет проводил самообследование, изучая свои сильные и слабые стороны относительно представленных стандартов, а между двумя агентствами шла работа по их согласованию в силу наличия национальной специфики. В деятельности российских коллег представители германского агентства отметили ряд особенностей.

В частности, немецких экспертов удивило неумение сотрудников университета писать отчеты, грамотно представлять свои преимущества и достижения. Недоумение вызвало и параллельное обучение по разным образовательным стандартам. Когда СПбПУ подавал заявку на проведение профессионально-общественной аккредитации, действовали ФГОС ВПО, а к моменту приезда зарубежных парт­неров вышли ФГОС ВО (ФГОС 3+), и, согласно законодательству, образовательная организация была обязана в десятидневный срок привести все образовательные программы соответст­вующего направления к требованиям введенного в действие стандарта. Интерес вызвали и практические вопросы: как часто преподаватель вносит коррективы в рабочие программы дисциплин и меняет методику обучения, каким образом студенты «выбирают» педагога, есть ли возможность отстранять от ведения занятий специалистов, не пользующихся авторитетом у аудитории.

ПРОГРАММА визита экспертов началась официальной встречей с руководством СПбПУ и экскурсии, во время которой гости посетили учебно-научно-производственные комплексы, подразделения, обеспечивающие контроль и качество учебного процесса. Также были организованы встречи с преподавателями, заведующими кафедрами, бакалаврами и магистрантами институтов, беседы с выпускниками и работодателями вуза.

В ходе трехдневного визита проводился анализ организации учебно-научного процесса, учебного плана и учебно-методической документации образовательных программ. Экспер­тиза основывалась на проверке поданных документов и интервью с ответственными за осуществление программы лицами, преподавателями, студентами и руководством университета. Оценивалась общность целевой установки, концепции и реализации с учётом соответствующих, специфичных для вуза условий. Кроме того, экспертов интересовали интеграция образовательных программ в стратегию и политику качества, количество студентов и выпускников, профессиональная и методическая компетенции, общие и профессионально квалифицирующие способности, навыки и знания обучающихся, трудоустройство выпускников, ряд других вопросов.

В последний день работы директорам институтов, чьи МОП представили на профессионально-общественную аккредитацию, были выданы сертификаты о проведении внешней экспертизы на соответствие программ международным критериям. В числе конкурентных преимуществ университета эксперты отметили чёткую практическую ориентированность образовательных программ, их регулярную обновляемость, последовательность и продуманность, высокий уровень владения студентами и преподавателями английским языком, наличие современной лабораторной базы, широкую вовлеченность в программу академической мобильности, следование принципам академической свободы. Решение о профессионально-общественной аккредитации МОП СПбПУ было принято в конце января 2016 года на заседании Нацаккредсовета (2 программы аккредитованы до 2022 года и одна – до 2020-го).

ОПЫТ прохождения международной аккредитации показал разницу методологических подходов к требованиям и нормам в реализации образовательных программ; к пониманию и осуществлению академической свободы при формировании институтами учебных планов; к возможностям корректировки учебных планов программ и критериев их структурирования в части обязательных и элективных дисциплин; к участию работодателей в формировании учебных планов; к развитию интернационализации образования; контингенту магистрантов; механизмам мониторинга профессорско-преподавательского состава; политике международного сотрудничества; парт­нерству с работодателями региона; политике содействия трудоустройству выпускников; условиям научно-исследовательской работы преподавателей и обучающихся; механизмам модернизации учебно-лабораторной базы.

В этой связи необходимо разработать методологические подходы к формату применения международной аккредитации в условиях национальной системы высшего образования, а именно представить методические рекомендации по составлению отчёта о результатах самооценки вузов в рамках международной аккредитации и их подготовке к внешнему аккредитационному аудиту. Это позволит высшим образовательным организациям проводить процедуру международной аккредитации, опираясь на имеющие­ся методики.

Первые итоги международной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого позволяют говорить о её бе­зусловной важности и нужности для вуза. Это связано, прежде всего, с формированием механизмов обеспечения качества в области образования и адаптивности международных и национальных образовательных стандартов в рамках Болонского процесса. Такой подход позволит образовательным программам оперативно отражать потребности рынка труда, эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать максимальную удовлетворенность студентов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Реестр аккредитованных программ // Общественная российская организация «Ассоциация инженерного образования России» //www.acaee.ru/ru/re_r_s.htm.
  2. Международные образовательные программы // Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого // www.spbstu.ru/international-cooperation/international-educational-programs/
  3. Мотова Г.Н. Три этапа развития аккредитации в России // «Аккредитация в образовании», 2015. – № 2 (78). – С. 6-13.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, СПбГПУ, ао-90, лучшие практики

Похожие материалы:
Развитие региональной системы оценки качества образования
Международная аккредитация работает на репутацию вуза
СПбПУ: на повестке дня – качество образования
Марафон ДПО
Национальная система обеспечения качества образования в Казахстане
Как повысить качество инженерного образования
Международная аккредитация образовательных программ
САФУ: арктические горизонты
Знак качества высшего образования
Перспективы независимой экспертизы качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#90Перспективы независимой экспертизы качества образования
#87Математическое образование с дошкольной скамьи
#86Новый подход к выбору лучших программ
#92Современные вызовы педагогического образования
#86Стратегия развития Осинского аграрного техникума
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны