Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Профессионально-общественная аккредитация юридических программ

Сотрудничество Ассоциации юристов России и Ассоциации юридического образования стало отправной точкой формирования в РФ института общественно-профессионального мониторинга качества юридического образования.

Просмотров: 359

Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016.

В условиях реформирования системы высшего образования независимая оценка качества является необходимым условием подготовки квалифицированных кадров. Сотрудничество Ассоциации юристов России и Ассоциации юридического образования стало отправной точкой формирования в РФ института общественно-профессионального мониторинга качества юридического образования, создания координированной и эффективной системы общественной и профессионально-общественной аккредитации, организации продуктивного взаимодействия с работодателями.

МАНИНА Татьяна Александровна МАНИНА Татьяна Александровна – заведующая кафедрой менеджмента и права с курсом истории Пятигорского медико-фармацевтического института Волгоградского государственного медицинского университета Минздрава России, руководитель направления «Юриспруденция в здравоохранении», кандидат юридических наук, доцент.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ России к Болонскому процессу и модернизация высшей школы привели к необходимости введения механизмов оценки и признания качества образования, соответствующих европейским стандартам [1].

На федеральном уровне основной комплекс обязательных мероприятий по оценке качества образования осуществляется Рособрнадзором, занимающимся лицензированием и государственной аккредитацией, а также контрольно-надзорными проверками. Процедуру мониторинга эффективности деятельности вузов, в свою очередь, проводит Минобрнауки РФ.

Как справедливо отмечает Т.Ф. Ящук, профессор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, оцениваемый с позиций этих форм контроля вуз ассоциируется с некой хозяйствующей организацией, ориентированной на измеримые экономические показатели. А параметры, задаваемые аккредитацией, мониторингом и рейтингами, хотя и претендуют на универсальность, слабо отражают специфику отдельных образовательных программ, в том числе по юриспруденции [2].

Общественная и профессионально-общественная аккредитация – независимые формы участия профессиональных сообществ, работодателей, педагогических работников и обучающихся в процедуре оценки качества, обеспечивающие ее объективность и достоверность. Именно такая оценка может гарантировать высокий уровень подготовки выпускников, признание достижений вуза в образовательной и научной деятельности, создание механизмов, ориентированных на обеспечение конкурентоспособности России в европейском пространстве.

ПИОНЕРАМИ внедрения модели общественной аккредитации в России стали вузы, осуществляющие подготовку специалистов в области юриспруденции. Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» было дано поручение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» (АЮР) при содействии Правительства РФ разработать и внедрить в практику механизм общественной аккредитации государственных и негосударственных вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров.

Аккредитация проводилась на основе методики и критериев, разработанных экспертами АЮР. С 2009 по 2015 годы такую аккредитацию получили 138 вузов (факультетов) и 6 филиалов, реализующих программы юридического профиля. Помимо АЮР, оценку уровня деятельности образовательных организаций проводили Ассоциация юридического образования (АЮРО) и Ассоциация юридических вузов (ЮРВУЗ), общественную аккредитацию которых получили соответственно 67 и 26 вузов (факультетов).

Для формирования в РФ института общественно-профессионального мониторинга качества юридического образования, создания координированной и эффективной системы общественной и профессионально-общественной аккредитации, организации взаимодействия с работодателями в области совершенствования юридического образования Ассоциация юристов России и Ассоциация юридического образования заключили соглашение о сот­рудничестве. Результатом стала разработка модели профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области юриспруденции и модели учёта её результатов при государственной аккредитации, а также положения о профессионально-общественной аккредитации в области юриспруденции.

В 2015 году стартовал пилотный проект по профессионально-общественной аккредитации профильных образовательных программ, в котором участвовали 9 ведущих вузов в области юридического образования: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Уральский государственный юридический университет, НИУ «Высшая школа экономики», Южный федеральный университет и другие.

Результаты проекта были рассмотрены на совместном заседании АЮР и АЮРО и признаны успешными. Сравнительный анализ показателей и критериев общественной и профессионально-общественной аккредитации приведен в таблице (см. табл. 1).

Таблица 1. Критерии общественной и профессионально-общественной аккредитации

Критерии общественной и профессионально-общественной аккредитации

СОГЛАСНО данным, озвученным на пресс-конференции Федеральной палаты адвокатов, на начало 2016 года в России образовательные программы в области юриспруденции реализовывали 270 вузов и филиалов, что составило 30 процентов от общего числа образовательных организаций страны, где по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры обучались около 650 тыс. студентов. Общее количество получивших общественную аккредитацию в АЮР, АЮРО и ЮРВУЗ составляют 93 вуза (филиала).

Учитывая, что общественная аккредитация в области юриспруденции предшествует государственной и является обязательной для вузов (филиалов), занимающихся подготовкой юридических кадров, логично предположить, что образовательные организации иных профилей вправе обратиться в другие аккредитационные структуры для прохождения процедуры оценки качества своей деятельности. Помимо профессиональных ассоциаций и союзов, независимую общественную и общественно-профессиональную аккредитацию осуществляют общероссийские организации, которые выступают посредниками при взаимодействии с организациями международными и профессиональными.

В России к таким относится Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр). Организация на протяжении многих лет успешно проводит профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ по европейским стандартам гарантии качества высшего образования, занимается проектной и исследовательской деятельностью в области оценки и гарантии качества образования, осуществляет методическую и консультационную поддержку образовательных организаций и органов управления образованием по вопросам экспертизы образовательных программ, ведет международную деятельность, участвует в работе международных сетей организаций по гарантии качества, поддерживает контакты с зарубежными аккредитационными агентствами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. Практика аккредитации в системе высшего образования России // «Высшее образование в России», 2015, № 5. – С. 12-20.
  2. Ящук Т.Ф. Оценка юридического образования: аккредитация, мониторинг, рейтинги // «Российская юстиция», 2013, № 7. – С. 58-60.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ВятГУ стал частью Европейской структуры аккредитованных организаций
Бордюрные камни госаккредитации
Новая образовательная политика
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
Управление качеством образования: новые подходы
Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
Актуальные направления развития российского образования
Модель оценки качества образовательной программы
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ