Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Профессионально-педагогическое образование России: состояние и проблемы

Профессионально-педагогическое образование (ППО) представляет собой единственный в России вид образования, нацеленный на решение кадровых проблем учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан по рабочим профессиям и специалистов среднего звена.

Просмотров: 6805

Задача подготовки педагогов

Е.М. ДОРОЖКИН, первый проректор Российского государственного профессионально-педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования

Профессионально-­педагогическое образование (ППО) представляет собой единственный в России вид образования, нацеленный на решение кадровых проблем учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан по рабочим профессиям и специалистов среднего звена.

Необходимость этого вида образования как социально-­педагогической системы была обусловлена экономическими, политическими и культурными факторами. Обучение в системе начального, среднего профессионального образования и формирование ключевых квалификаций работников, отвечающих требованиям современного производства, выполнения задач становления саморазвивающейся личности, находятся в прямой зависимости от квалификации профессионально­-педагогических работников. Кадровый ресурс экономики определяется тем, кто и как учит.

Сегодня в связи с вступлением России в ВТО вопрос качественной подготовки специалистов рабочих профессий обострился с особой силой. Существующий же профессионально­квалификационный уровень рабочих кадров российских предприятий значительно ниже выдвигаемых требований.

Одной из причин такого положения дел является недостаточный уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, что иллюстрируется следующими фактами. Высшее образование в учреждениях НПО имеют только 53,9 процента работников, в числе которых лишь 11,7 процента получили высшее профессионально-­педагогическое образование.

Специальное высшее профессионально­-педагогическое образование имеют всего 20,8 процента преподавателей, и только каждый пятый мастер производственного обучения закончил вуз. Недостаточна и квалификация мастеров по профессии: треть из них имеют рабочий разряд ниже присваиваемого выпускникам учебных заведений НПО.

Таким образом, становится ясно, что учебные заведения НПО, СПО в основном насыщены отраслевыми специалистами, не имеющими психолого­педагогической квалификации. В ряде случаев они проходят ускоренные педагогические курсы, но, как показывает опыт, подобная «доподготовка» малоэффективна. В сознании таких работников не происходит глубокая интеграция психолого­педагогического и специально-предметного компонентов их профессии. В обучении превалируют элементы «бытовой» педагогики, которая широко применяется в коллективах, где отсутствует мощная профессионально­педагогическая прослойка.

Переход к частично местному финансированию обусловил децентрализацию управления НПО, СПО и автономность в принятии решений, кого и как готовить: профессии, квалификации, учебные планы и программы. Повсеместно в учреждениях начального профобразования возникает противоречие между предложенной свободой в принятии решений и неумением ею воспользоваться. Система начального и среднего профобразования не успевает быстро реагировать на новые процессы на рынке труда из­-за недостаточного образовательного уровня работающих в ней специалистов.

Формирование системы ППО

Современные стратегии модернизации высшего профессионального образования ориентируют его на субъектные роли в развитии экономики. Существенное значение в этих вопросах отводится техническим вузам. Гуманитарные же, в основном педагогические, рассматриваются как социально ориентированные учебные заведения, и в модернизационных процессах их функционирование предопределяется оптимизацией, передачей на уровень субъекта федерации или ликвидацией. Профессионально-­педагогическое образование никак не сопрягается с педагогическим по функционально-­целевому назначению. Постоянно возникают дискуссии о профессиональной педагогике и необходимости или ненужности этого вида образования.

Лучше всего на возникающие вопросы отвечает исторический анализ становления и развития профессионально-­педагогического образования. Его возникновение относится к рубежу XIX-­XX веков сначала как дополнительная одно­-двухлетняя подготовка на базе высшего образования, затем были организованы специализированные учебные заведения, реализующие образовательно­профессиональную программу. Она характеризовалась сложностью, связанной с интеграцией специальностей, отраслевой и психолого-­педагогической составляющих подготовки. Научное обеспечение развития ППО было недостаточным, что обусловливалось дефицитом квалифицированных научно-­педагогических кадров. Развитию ППО препятствовало противоборство сторонников и противников этого вида образования.

К 1937 году все высшие специализированные учебные заведения ППО были закрыты, а подготовка осуществлялась только через краткосрочные формы обучения, продолжавшиеся от нескольких дней до 6 месяцев.

К 1942­1943 годам, учитывая сложившуюся экстренную ситуацию, были созданы индустриально­-педагогические техникумы, педагогические отделения при отраслевых вузах, учебные заведения дополнительного ППО.

Таким образом, наблюдалось частичное восстановление организационной структуры ППО.

В 1979 году был открыт Свердловский инженерно­-педагогический институт. Открытие этого специализированного вуза обусловлено:

  • изменениями в технике и технологии производства, в содержании труда рабочих промышленности и сельского хозяйства, выдвигающими высокие требования к педагогам профессионального обучения;
  • необходимостью подготовки педагогов профессионального обучения, способных выполнять совмещенные функции преподавателя общетехнических и специальных дисциплин и мастера производственного обучения;
  • возможностями профессионально­-педагогического вуза, который является целостной и органичной организационной формой, обеспечивает необходимый уровень педагогического мастерства, теоретической и практической отраслевой подготовки и владение рабочей профессией;
  • высокой текучестью педагогических кадров в системе НПО.

Дальнейшее развитие системы ППО знаменуется созданием в 1987 году учебно­методического объединения по инженерно­педагогическим специальностям на базе Свердловского инженерно-­педагогического института.

Из этого следует, что организация и развитие профессионально-­педагогического образования в России следовали за производственными изменениями. Усложнение и развитие производства всегда требовало адекватных изменений и в этом виде образования. В настоящее время ППО ориентировано на реализацию задач опережающего развития системы качественной подготовки педагогических кадров для профессиональной школы.

Дальнейшее развитие

Ведущая роль в решении этих вопросов принадлежит Российскому государственному профессионально­педагогическому университету – единственному в России вузу, для которого подготовка педагогов профессионального обучения является основной функцией. На базе университета располагается учебно­методическое объединение по ППО России, в состав которого входят 222 образовательных учреждения, в том числе 134 вуза и 88 колледжей.

РГППУ координирует научно­-методическое, организационно­-управленческое, правовое, методологическое развитие профессионально­-педагогического образования. Университет развивает традиционные связи с профессионально­-педагогическими вузами Украины, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Армении и других стран. С ними осуществляется обмен как преподавателями, так и результатами теоретических, научно­методических исследований, а также образовательными программами и их сопровождением. Университет совместно с 16 вузами Западной Европы, Северной Америки и Юго­-Восточной Азии активно участвует в международных научных проектах. Таким образом, на сегодняшний день система профессионально­-педагогического образования в России представляет собой сеть высших учебных заведений, в структуре которых функционируют факультеты профессионально­-педагогического образования, профессионально­-педагогические колледжи и региональные центры повышения квалификации работников профессионального образования.

Стратегия подготовки специалистов рабочих профессий предполагает оптимизацию и дифференциацию подготовки по прикладным квалификациям на базе СПО, специализированных центров, систем внутрифирменной подготовки. Это отразится на организации профессионально­педагогического образования. Очевидно, что вся система ППО должна трансформироваться в вариативную схему, где подготовку для обучения рабочих можно получить по различным образовательным программам. При этом важно отметить, что необходимость в глубокой интегративной подготовке педагога – отраслевой, психолого­-педагогической и по рабочей профессии – будет достаточно высока.

Образовательное соответствие тех, кто учит рабочей профессии, будет определяться задачами подготовки.
Их параметры достаточно широки: от подготовки специалистов для работы в традиционном, так и в инновационном производстве. Чем сложнее квалификация будущего рабочего, тем содержательнее и специфичнее должна ыть квалификация педагога. Сегодня в РГППУ разработан проект комплексной программы развития профессионально­педагогического образования «Профессионально­-педагогические кадры России», ориентированной на развитие и совершенствование подготовки квалифицированных профессионально­-педагогических кадров через вариативные и разноуровневые системы. В условиях модернизации и реструктуризации высшего профессионального образования очень важно не наломать дров и не выплеснуть с водой ребенка. Любое решение должно быть рассмотрено многоаспектно.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Первоочередная задача реформы МВД – воспитание кадров
Совершенствуясь и раскрывая таланты
Дополнительное образование – гарантия самореализации
В соответствии с профессионализмом и бизнес-планом
Конкурентоспособное педагогическое образование
Подготовка кадров в Арском педагогическом колледже
Ступени к профессии Учитель
Новое педагогическое образование
Творческий путь Астраханской академии музыки
Модель образования в Зимовниковском педагогическом колледже

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ