Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Синхронизация стандартов

Каким образом образовательные стандарты будут подстраиваться под профессиональные? Что изменится в работе образовательных организаций с принятием данного законопроекта? Эти и многие другие вопросы обсудили участники Всероссийского практического семинара «Профессиональные стандарты в профессиональном образовании», который проходил недавно в Москве.

24.04.2015
Просмотров: 51

В конце апреля Президент РФ Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Так, вносятся изменения, закрепляющие обязательность применения профессиональных стандартов работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, в случае, если указанные требования установлены кодексом, другими федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами страны.

Каким образом образовательные стандарты будут подстраиваться под профессиональные? Что изменится в работе образовательных организаций с принятием данного законопроекта? Эти и многие другие вопросы обсудили участники Всероссийского практического семинара «Профессиональные стандарты в профессиональном образовании», который проходил недавно в Москве.

Открытые вопросы

Еще в начале апреля, выступая на встрече с депутатами Госдумы РФ, министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил, что в настоящее время уже готовы 446 профстандартов: «До конца весенней сессии мы планируем внести в Госдуму законопроект, который будет создавать систему независимой оценки профессиональных квалификаций.<…> Это необходимо, для того чтобы оценку знаний выпускников проводили не вузы и учебные заведения, а специализированные центры под эгидой работодателей. Сейчас мы вместе с профсоюзами и работодателями пытаемся прописать этот механизм». И вот закон подписан.

Интерес к вопросам использования профстандартов в профобразовании растёт. С одной стороны, образовательные организации готовы к тому, чтобы внести содержащиеся в профстандартах требования в основные образовательные программы. Такая работа проводится уже давно, поскольку ФГОС СПО обязывает их учитывать требования работодателей. Кроме этого, профстандарты могут быть использованы и в качестве основы для ежегодного фактического (а не формального) обновления программ.

С другой стороны, необходимо отметить качественную составляющую профессиональных стандартов. Разработка их в авральном режиме – за январь-март утверждено около 150 профстандартов, – даёт повод сомневаться в качестве. Не исключено, что разработчики пойдут по пути наименьшего сопротивления и возьмут (и уже берут) за основу существующие образовательные стандарты СПО. Позволит ли подобный подход учесть запросы рынка труда? Вопрос остаётся открытым.

Кроме этого, появляется и другой вопрос: нужен ли в принципе законопроект о синхронизации стандартов? Ведь в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11, ч. 7, ФЗ-273) и ряде подзаконных актов (например, в постановлении Правительства РФ от 5 августа 2013 года, № 661) уже есть положения, обязывающие учитывать профессиональные стандарты при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Это лишь часть тех проблем, с которыми предстоит работать профессиональным образовательным организациям. Руководители колледжей и техникумов, принявшие участие во Всероссийском практическом семинаре «Профессиональные стандарты в профессиональном образовании», выразили активное стремление их решать.

Семинар провела федеральный эксперт по разработке примерных основных профессиональных образовательных программ СПО, куратор разработки и внесения изменений в ФГОС СПО Елена Зачёсова. Соведущим выступил заместитель руководителя центра начального, среднего, высшего и дополнительного образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ, кандидат исторических наук Фёдор Дудырев. Вместе с участниками встречи они проанализировали пошаговый алгоритм формирования различных образовательных программ: профобучения, основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, учитывающих требования профстандартов.

Пошаговый алгоритм

В результате проведенного на семинаре коллективного анализа алгоритм формирования образовательных программ с учётом требований профстандартов был представлен следующим образом.

Шаг первый. Создание рабочей группы, в которую должны войти не только руководители образовательных организаций и педагогические работники, но и работодатели.

Шаг второй. Выбор профстандартов, на основе которых будут разрабатываться профессиональные образовательные программы.

Анализ, проведённый участниками семинара, показал, что даже на этапе поиска необходимого документа образовательные организации могут столкнуться с проблемами, потому что не всегда название профессионального стандарта совпадает или синонимично с названием программы.

Некоторые профстандарты необходимо учитывать лишь частично, выбирая из них ту или иную обобщенную трудовую функцию. Также в СПО есть программы, которые должны быть составлены с учетом двух или трех профстандартов.

Интересные выводы получили участники группы, занявшиеся разработкой программы профобучения «Повар». Они проанализировали один из первых профстандартов, который разработала Федерация рестораторов и отельеров, и пришли к выводу, что есть расхождения предложенного профессионального стандарта с ЕТКС. Федерация снизила уровень квалификации повара: в профстандарте помощник повара соответствует повару в едином тарифно-квалификационном справочнике.

Шаг третий. Сопоставление ФГОСов и профстандартов. Здесь необходимо учитывать, что терминология профстандартов и ФГОС СПО отличается, поскольку первые описывают деятельность, а вторые – характеристики выпускника, овладевшего деятельностью.

Шаг четвертый. Формирование результатов освоения программ с учётом профессионального стандарта. На основе выводов, сделанных при сопоставлении ФГОС и профстандартов, необходимо составить перечень результатов освоения образовательной программы.

Шаг пятый. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе.

Шаг шестой. Формирование структуры и содержания программы.

Шаг седьмой. Разработка учебного плана и календарного графика.

Шаг восьмой. Экспертиза образовательной программы, в которой могут принять участие представители работодателей или их объединений, представители обучающихся (студенты, аспиранты, выпускники), педагоги, участвовавшие в реализации программы, так как они смогут дать оценку дидактической целесообразности программы.

Таким образом, комплексная работа по проектированию программ профессионального образования с учетом профстандартов позволит, не дожидаясь синхронизации стандартов, проводить подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, которые будут востребованы на рынке труда.

Редакция благодарит за предоставленные для статьи материалы компанию «Академия профессионального развития».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: профессиональные стандарты, качество образования, образовательные стандарты, СПО, ао-79

Похожие материалы:
СМК в Волгоградском колледже управления и новых технологий
От количества к качеству: тенденции развития СПО
Туринский процесс: всё впереди
Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов
Новый уровень модернизации НПО и СПО
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Развитие системы оценки качества образования
Двойное опережение подготовки педагогов
Дуальное образование в России
Как высшей школе шагнуть выше

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
В Нижнем Новгороде прошел последний тур «ВУЗПРОМФЕСТ — 2017»
9 ноября в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева подвели...
Из журнала
#88ЕГЭ для бакалавров?
#86Новый подход к выбору лучших программ
#88Синергетический эффект интеграционной модели обучения
#86Инновационная политика в сфере образования
#86Наука – механизм роста сельской экономики
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны