Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №64

Анонс: модернизация системы аттестации научных кадров; VII съезд Союза директоров ссузов России; современные тенденции развития профобразования России; кадры для оборонно-промышленного комплекса; проблемы трудоустройства выпускников; мониторинг эффективности внедрения ФГОС; дополнительное профессиональное образование; система образования Дании; завершение международной Интернет-олимпиады по математике.

Просмотров: 2244

Когда процесс важнее результата

Галина МОТОВА,
главный редактор

Парадоксально, но факт: нашей стране нужны студенты, а выпускники – нет. Студенты нужны и государству, и особенно вузам. Несмотря на демографические проблемы, количество бюджетных мест практически не сокращается, происходит только их перераспределение с гуманитарных на технические направления подготовки. Государство готово вкладывать ресурсы и в поддержку самих вузов, прежде всего тех, которые способны войти в мировые рейтинги. Число студентов, в том числе иностранных, обучающихся в таких вузах, – один из важных показателей и для господдержки, и для мониторинга эффективности работы учебных заведений. Да и сами вузы кровно заинтересованы в наборе и сохранности контингента – от этого зависит их бюджет, особенно в свете сокращения числа небюджетных студентов в условиях демографического кризиса и предстоящего перехода на подушевое бюджетное финансирование.

А вот в выпускниках сегодня мало кто заинтересован. Вузы жалуются, что трудно получить статистику по трудоустройству выпускников, а может, они этого не хотят?

Работодатели жалуются на нехватку кадров, но брать и доучивать молодых специалистов желанием не горят. По общему мнению, в стране не хватает технических и инженерных кадров, но, по данным кадрового агентства Superjob (см. «Ставка на молодые кадры растет»), по числу вакансиий лидируют менеджеры по продажам. Нужен ли в таком случае продавцу диплом о высшем образовании? Нужно ли стране вкладывать столько ресурсов в подготовку продавцов? Но, может быть, это потребность экономики сегодня: не производить, а продавать?

Да и крупным высокотехнологичным компаниям оборонно-промышленного комплекса, в случае его технологического сценария развития, выпускников понадобится в три раза меньше, чем сегодня. Правда, это должны быть совершенно другие специалисты (см. «Оборонка» выходит из обороны»)

Вместе с тем проблеме трудоустройства будет уделяться самое большое внимание в профильном министерстве – этот показатель войдет в число приоритетных в предстоящем мониторинге эффективности деятельности вузов. Важно понять, как получить достоверные данные (экспресс-форум), и не менее важно – должен ли вуз отвечать за трудоустройство своих выпускников? Например, тех, кто сам оплачивал свое образование, или тех, кто учился бесплатно, но просто для того, чтобы удачно выйти замуж или уехать за границу. Или, скажем, тех, кто не хочет устраиваться на производство с «музейным оборудованием» и вечным «квартирным вопросом».

Определяя показатели эффективности, государство все больше регламентирует работу вузов и одновременно совершенно уходит от необходимости регулирования сферы дополнительного профессионального образования и подготовки рабочих кадров («ДПО: между законом и практикой», «Время и бремя перемен»). Полная свобода действий, как и жесткая регламентация, привносит все большее напряжение в академическую среду.

Это в полной мере имеет отношение и к развернувшейся дискуссии на круглом столе, организованном Комитетом Госдумы РФ по образованию и посвященном вопросам совершенствования системы аттестации кадров высшей квалификации. Предоставить вузам право присуждения ученых степеней или в очередной раз «закрутить гайки» («Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»)? Регламентировать требования к подготовке аспирантов и к соискателям ученых степеней или к работе диссертационных советов?

Главное, чтобы процесс «закручивания гаек» все-таки привел к необходимому (долгожданному и востребованному) результату – восстановлению престижа российской науки и образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-64

Похожие материалы:
Слово редактора к №42
Слово редактора к №43
Слово редактора к №60
Слово редактора к №91
Слово редактора к №75
Слово редактора к №74
Слово редактора к №101
Слово редактора №94
Слово редактора к №59
Слово редактора к №87

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (104) 2018

Удивительное рядом. Цифровизация шагает по стране, а количество обучающихся на онлайн-курсах составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей. Люди пенсионного возраста помогают иностранцам постигать азы русского языка через Skype, а вот школьных педагогов обучать премудростям профессии некому. Как всегда, у нас много интересного!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Анонс ключевых мероприятий форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Форум «Открытые инновации», проходящий ежегодно с 2012 года под эгидой Правительства Российской...
Высокие технологии в бизнесе и государстве. Второй день форума «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
В центре внимания экспертов Форума «Открытые инновации» 16 октября были вопросы трансформации...
VII международный форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» посетили двадцать тысяч человек
В Инновационном центре «Сколково» завершился VII Московский международный форум инновационного...
Ректор Ставропольского государственного аграрного университета избран Председателем российской Ассоциации «Агрообразование»
В рамках  Российской агропромышленной выставки «Золотая осень-2018» прошло заседание...
Конкуренция в эпоху цифровых инноваций: в «Сколково» стартовал форум «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»
Сегодня в Инновационном центре «Сколково» состоялись пресс-конференция и торжественное открытие...
Из журнала
#90Актуальные направления развития российского образования
#98Становление и развитие системы учебно-методических объединений вузов
#97Новые параметры проекта «5-100»
#96Глобальная конкурентоспособность ТУСУР
#100Михаил Стриханов рассказал о деятельности экспертного совета по высшему образованию
Информационная лента
10:30СВФУ – в топе социально-ориентированных вузов
09:23МАИ подписал соглашение с Германским центром авиации и космонавтики
09:13Первый форум молодых ученых Юга России «Лидеры перемен»
08:46Подписаны три соглашения с белорусскими университетами
08:26XIII Фестиваль науки в НИЯУ МИФИ