Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Слово редактора к №64

Анонс: модернизация системы аттестации научных кадров; VII съезд Союза директоров ссузов России; современные тенденции развития профобразования России; кадры для оборонно-промышленного комплекса; проблемы трудоустройства выпускников; мониторинг эффективности внедрения ФГОС; дополнительное профессиональное образование; система образования Дании; завершение международной Интернет-олимпиады по математике.

10.06.2013
Просмотров: 2242

Когда процесс важнее результата

Галина МОТОВА,
главный редактор

Парадоксально, но факт: нашей стране нужны студенты, а выпускники – нет. Студенты нужны и государству, и особенно вузам. Несмотря на демографические проблемы, количество бюджетных мест практически не сокращается, происходит только их перераспределение с гуманитарных на технические направления подготовки. Государство готово вкладывать ресурсы и в поддержку самих вузов, прежде всего тех, которые способны войти в мировые рейтинги. Число студентов, в том числе иностранных, обучающихся в таких вузах, – один из важных показателей и для господдержки, и для мониторинга эффективности работы учебных заведений. Да и сами вузы кровно заинтересованы в наборе и сохранности контингента – от этого зависит их бюджет, особенно в свете сокращения числа небюджетных студентов в условиях демографического кризиса и предстоящего перехода на подушевое бюджетное финансирование.

А вот в выпускниках сегодня мало кто заинтересован. Вузы жалуются, что трудно получить статистику по трудоустройству выпускников, а может, они этого не хотят?

Работодатели жалуются на нехватку кадров, но брать и доучивать молодых специалистов желанием не горят. По общему мнению, в стране не хватает технических и инженерных кадров, но, по данным кадрового агентства Superjob (см. «Ставка на молодые кадры растет»), по числу вакансиий лидируют менеджеры по продажам. Нужен ли в таком случае продавцу диплом о высшем образовании? Нужно ли стране вкладывать столько ресурсов в подготовку продавцов? Но, может быть, это потребность экономики сегодня: не производить, а продавать?

Да и крупным высокотехнологичным компаниям оборонно-промышленного комплекса, в случае его технологического сценария развития, выпускников понадобится в три раза меньше, чем сегодня. Правда, это должны быть совершенно другие специалисты (см. «Оборонка» выходит из обороны»)

Вместе с тем проблеме трудоустройства будет уделяться самое большое внимание в профильном министерстве – этот показатель войдет в число приоритетных в предстоящем мониторинге эффективности деятельности вузов. Важно понять, как получить достоверные данные (экспресс-форум), и не менее важно – должен ли вуз отвечать за трудоустройство своих выпускников? Например, тех, кто сам оплачивал свое образование, или тех, кто учился бесплатно, но просто для того, чтобы удачно выйти замуж или уехать за границу. Или, скажем, тех, кто не хочет устраиваться на производство с «музейным оборудованием» и вечным «квартирным вопросом».

Определяя показатели эффективности, государство все больше регламентирует работу вузов и одновременно совершенно уходит от необходимости регулирования сферы дополнительного профессионального образования и подготовки рабочих кадров («ДПО: между законом и практикой», «Время и бремя перемен»). Полная свобода действий, как и жесткая регламентация, привносит все большее напряжение в академическую среду.

Это в полной мере имеет отношение и к развернувшейся дискуссии на круглом столе, организованном Комитетом Госдумы РФ по образованию и посвященном вопросам совершенствования системы аттестации кадров высшей квалификации. Предоставить вузам право присуждения ученых степеней или в очередной раз «закрутить гайки» («Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»)? Регламентировать требования к подготовке аспирантов и к соискателям ученых степеней или к работе диссертационных советов?

Главное, чтобы процесс «закручивания гаек» все-таки привел к необходимому (долгожданному и востребованному) результату – восстановлению престижа российской науки и образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-64

Похожие материалы:
Слово редактора к №54
Слово редактора к №55
Слово редактора к №98
Слово редактора к №28
Слово редактора к №72
Инклюзия в высшем образовании
Слово редактора к №89
Слово редактора к №97
Слово редактора к №38
Слово редактора к №73

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (101) 2018

Реальность полна парадоксов: разнообразие оборачивается вакуумом, объективная оценка – субъективными выводами, погоня за технологиями – экономической отсталостью. Что такое «news literacy» и «онтологический крест» информационной открытости и почему система СПО может окончательно оторваться от реалий рынка труда – читайте в новом номер «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Совместный форум Министерства образования и Института ЮНЕСКО
Глобальную образовательную повестку и тенденции российского образования обсудят эксперты...
Конференция «Пространство магистратуры: глобальное в локальном» состоялась в Казани
Всероссийская практическая конференция «Пространство магистратуры: глобальное в локальном»,...
Слово редактора к №101
Образование должно длиться всю жизнь, и не обязательно на университетской скамье. Какая судьба в...
XI специализированная выставка «ОБРАЗОВАНИЕ И КАРЬЕРА - 2018» прошла в Оренбурге
Экспозиция «Образования и карьера» в этом году была посвящена новейшим технологиям и возможностям...
Российские студенты представляют новые идеи для развития автономного транспорта
16 апреля стартовал V Всероссийский студенческий научно-технический фестиваль «ВУЗПРОМФЕСТ»,...
Из журнала
#92Музыкальное образование для взрослых
#90Новости №90
#93Чемпионат «Молодые профессионалы» в Хабаровске
#93Социальный резонанс дуальной модели
#93Базовый вуз российского нефтегазового образования
Информационная лента
18:01На должности профессоров в ТюмГУ претендуют представители ведущих университетов мира
17:35СПбГУТ впервые представили в США
17:27Международный арктический саммит
17:24Международный инженерный чемпионат «CASE-IN» в ИРНИТУ
16:43ТюмГУ открывает набор на магистерскую программу «Биологическая безопасность растений»