Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей – особая сфера деятельности, на которую сегодня возлагаются большие надежды в плане обеспечения доступности, расширения вариативности и достижения высокого уровня качества всего российского образования.

Просмотров: 123

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

АСМОЛОВ Тимофей Александрович АСМОЛОВ Тимофей Александрович – руководитель городской Станции юных техников 1-го Московского образовательного комплекса, кандидат технических наук, лауреат премии Правительства РФ 2015 года в области образования.

Дополнительное образование детей – особая сфера деятельности, на которую сегодня возлагаются большие надежды в плане обеспечения доступности, расширения вариативности и достижения высокого уровня качества всего российского образования. Для реализации этих задач 1-й Московский образовательный комплекс осуществляет интеграцию дополнительного и основного уровней подготовки в контексте эффективного личностного и профессионального самоопределения обучающихся.

Целевые ориентиры

Дополнительное образование, реализуемое на базе комплекса в соответствии с основными положениями Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года, нацелено на осуществление ряда важных задач.

Прежде всего речь идет о предоставлении воспитанникам, школьникам и студентам возможности выбора индивидуального пути развития с учетом их интересов и способностей. Дополнительное образование также ориентировано на обеспечение социальной адаптации обучающихся. Включаясь в работу разновозрастных творческих объединений и реализацию проектов, они получают серьезный опыт межличностной коммуникации. Кроме того, система дополнительного образования детей является сферой профессионального самоопределения и проф­ориентации. И, наконец, в этой сфере свободного выбора происходит освоение ключевых общечеловеческих ценностей. Занимаясь в кружках, ученики имеют возможность проявлять инициативу, самостоятельность, отрабатывать лидерские качества, умение работать в команде с учетом ролей и интересов всех ее участников.

Важно отметить, что дополнительное образование в 1-м МОК реализуется в тесном взаимодействии с образованием основным. Эти сферы дополняют и расширяют возможности друг друга с целью повышения качества подготовки обучающихся.

Обеспечение качества

Качество образования – одна из приоритетных задач стратегии развития комплекса, гарантом обеспечения которой являются ФГОС. Сегодня с их реализацией связаны следующие проблемы.

Во-первых, стандарты связывают качество современного образования не столько с освоением предметных компетенций, сколько с формированием у обучающихся метапредметных, универсальных учебных действий, позволяющих экстраполировать освоенные компетенции в другие предметные и межпредметные области. При этом, несмотря на сделанные в рамках ФГОС акценты, основное образование в своей практике все еще ориентировано на предметные знания и умения. Даже если педагоги и формируют у обучающихся универсальные компетенции, то они, как правило, ограничены предметными рамками.

В определенной степени решить эту проблему позволяет система дополнительного образования, раздвигающая границы образования основного за счет реализации программ нескольких уровней.

Программы вводного уровня расширяют возможности всех вовлеченных в образовательный процесс заинтересованных лиц. Школьники знакомятся с разными видами деятельности, родители информируются о том, где можно развивать ребёнка в соответ­ствии с его интересами, педагоги получают представление о многообразии видов обучения.

В свою очередь, ознакомительные программы позволяют школьникам определиться с выбором направления дальнейшего обучения, родителям – разобраться с логикой дополнительного образования, осознать преемст­венность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребёнка, педагогам – получить реальный шанс сформировать контингент детей, а также стимул к разработке базовой программы.

Программы следующего уровня углубляют базовые знания в предметной области, но самое главное – нацеливают на формирование универсальных компетенций: знакомят с методами исследования, моделирования, эксперимента, оформления продуктов деятельности, учат использовать полученные знания в конкретных ситуациях. Программы также ориентированы на развитие способности к самостоятельным действиям, выбор адекватного способа решения задачи, соединение формы и замысла исследования в законченном творческом продукте, формирование устойчивой мотивации, воспитание чувства ответственности за поступки.

Во-вторых, обеспечение качества образования сегодня напрямую связывается с жизнедеятельностью детей в мотивирующей вариативной образовательной среде. В рамках системы основного образования эта траектория, как правило, реализуется за счет введения профилей, однако их число не бесконечно и, по обыкновению, ограничено различными ресурсами. При этом очевидно: чем многообразнее представлены профильные траектории, тем в большей мере удовлетворяются потребности и интересы как самих обучающихся, так и их родителей.

Указанная проблема решается по аналогии с первой путем расширения возможностей основного образования через введение полифонии максимального числа траекторий. Двигаясь по этим траекториям, ученик выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик, получая полезный опыт.

На основе интеграции дополнительного и основного уровней образования осуществляется главная его миссия – обеспечение права детей и подростков на индивидуальное развитие и свободный выбор различных видов деятельности. Какое отношение имеет этот тезис к обеспечению качества образования? Прямое! Ученик выбирает траектории индивидуального развития в соответствии с личными мотивами, являющимися залогом успешности его обучения. В свою очередь, успешность ученика становится залогом качества образования.

Среда воспитания

На всех площадках (филиалах) 1-го МОК представлен широчайший спектр дополнительных общеобразовательных программ технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социально-педагогической направленности. Вместе с тем в 2015-2016 учебном году в соответствии со Стратегией инновационного развития РФ до 2020 года и Концепцией развития дополнительного образования детей совершенствование программ технической направленности стало одной из приоритетных задач комплекса.

Открытие городской станции юных техников (СЮТ) позволило образовательной организации не только модернизировать ресурсную базу, но и привлечь высококвалифицированных преподавателей из ведущих вузов РФ, предприятий-членов Союза машиностроителей России и коммерческих центров научно-технического творчества и развития Polycent. Совокупность этих факторов легла в основу построения мотивирующей интерактивной среды развития технических компетенций обучающихся 1-го МОК.

Создаваемая среда позволяет реализовывать комплекс непрерывных образовательных мероприятий на базе детского сада, начальной, основной и средней школы, колледжа. Эти мероприятия способствуют овладению обучающимися компьютерными и естественными науками, инженерным делом, физикой и математикой. Уже с дошкольного возраста дети имеют возможность изучать свойства и явления природы, самостоятельно проводить экспериментальные опыты в игровой форме, развивать навыки целеполагания.

Процесс обучения направлен на приобретение школьниками компетенций XXI века: умения работать в команде, способности к коммуникации, управления проектами, генерации идей. Развитие интересов и способностей обучающихся происходит в контексте передачи знаний и опыта познавательной и творческой деятельности, осмысления основных научных понятий и законов и взаимосвязи между ними, формирования представлений о физической картине мира. В част­ности, для выполнения требований современного ФГОС по физике необходимо предоставить возможность ученику самостоятельно исследовать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять прин­ципы работы и характеристики приборов и устройств.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными особенностями и личностным целеполаганием на основе таких принципов, как «обучение через игру» (edutainment), «обучение как открытие», «обучение как исследование», «вовлечение в процесс познания» и «конструирование своего будущего».

Ключевыми направлениями обучения являются занимательное/углубленное изучение физики, математики и прочих дисциплин естественнонаучного цикла, инженерная графика, информационные технологии, цифровое проектирование и конструирование, робототехника, 3D-визуализация и предметное погружение, прототипирование, нанотехнологии, основы электротехники и мехатроники, другие.

В основе образовательного процесса СЮТ лежит функционально-модульный принцип, обеспечивающий возможность группам обучающихся во время одного занятия заниматься различными проектами и выполнять задания в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией. Функциональный модуль – это совокупность оборудования, программного обеспечения, образовательного контента и конкретных задач по направлениям деятельности формируемой среды.

Что входит в структуру СЮТ?

  • Медиа-lab. Объединения технологий в медиасфере (видео- и 3D фото- видеотехнологии).
  • Инженер-lab. Объединения авиа-, авто- и судомоделирования, образовательной робототехники, инженерного конструирования, электротехники, прототипирования, радиотехники. В рамках направления работает ресурсный центр робототехники.
  • It-lab. Объединения сферы информационных технологий. В рамках направления функционируют академии Microsoft и Softline, образовательный центр Autodesk.
  • Art-lab. Арт-мастерские технической направленности.
  • Future-lab. Лаборатория перспективных и инновационных компетенций (нейропилотирование, лазерные технологии, нанотехнологии).
  • STEM-lab. Исследовательские междисциплинарные лаборатории, поддерживающие научную, техническую и инженерную составляющие (Science, Technology, Engineering, Mathematics). В рамках направления действует STEM-центр, имеющий официальный статус Intel.
  • Skills-lab. Ресурсный центр JuniorSkills, осуществляющий работу по компетенциям «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Мобильная робото­техника», «Электроника» и другим. Летняя школа «SkillsKids», реализующая каникулярные образовательные программы инженерного профиля.
  • Техно-наставник. Школа ранней подготовки и практики ассистентов педагогов для работы с детьми в лабораториях технической направленности.

Значимые результаты

Создание СЮТ как мотивирующей среды развития, формирования инженерного мышления, научно-технического творчества, эффективного личностного и профессионального самоопределения обучающихся позволило достичь ряда впечатляющих результатов в соответствии с потребностями разных целевых групп.

Для обучающихся созданы условия, обеспечивающие мотивацию к изучению предметов естественнонаучного цикла и занятиям научно-техническим творчеством, получены углубленные знания по физике, математике, основам инженерной графики и другим предметам. Наряду с этим у воспитанников станции сформированы практические навыки проектной и исследовательской деятельности, конструирования, программирования, моделирования, прототипирования, выдвижения идей и гипотез, публичных выступлений и защиты результатов исследований. Кроме того, необходимо отметить такие достижения, как формирование активной жизненной позиции, повышение самостоятельности и инициативности в получении новых знаний и компетенций, раннее личностное и профессиональное самоопределение, минимизацию рисков и последствий виртуализации сознания обучающихся за счет привлечения их к развивающей профессиональной деятельности.

Образовательные организации также получили широкий спектр возможностей, среди которых увеличение вариативности образовательных программ, привлечение дополнительного контингента обучающихся и высококвалифицированных специалистов для работы с ними, реализация сетевых образовательных программ с организациями общего, профессионального и высшего образования, сотрудничество с индустриальными партнерами по выполнению их заказов на исследования и разработки. Следует указать и на такие значимые результаты, как привлечение внебюджетных средств за счет оказания населению платных услуг, реализация профильных образовательных программ для обучающихся других общеобразовательных организаций, а также распространение передовых образовательных практик и повышение квалификации педагогических работников.

Если говорить о значимости проекта для системы образования в целом, следует отметить появление точек роста и технологических прорывов, накопление новых образовательных практик и возможность их распространения в другие образовательные организации, создание конкурентной образовательной среды. Сюда же можно отнести заинтересованность вузов и промышленных предприятий в сотрудничестве для подготовки кадров на системной целевой основе, повышение качества и престижности естественнонаучного и инженерного образования.

Уникальный опыт, который долгие годы накапливался и оттачивался в профильных образовательных организациях ДО детей, в настоящее время органично внедряется в работу организаций общего образования с учетом новых ФГОС, материально-технических ресурсов и информационных техно­логий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, качество образования, дополнительное образование, ао-91, лучшие практики

Похожие материалы:
СМК в Пашковском сельскохозяйственном колледже
Стратегия развития Осинского аграрного техникума
Взаимодействие с работодателем как показатель качества
САФУ: арктические горизонты
СМК как основа перемен
Подготовка кадров для ИКТ-кластера
Липецкий машиностроительный колледж развивает социальное партнерство
Интернационализация российского образования
Оценка качества подготовки выпускников Финуниверситета
Знак вопроса похож на петлю

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (105) 2018

Что день грядущий нам готовит? Как следует из доклада об основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2024 года – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. В отношении науки и образования планы не менее масштабные: ускорение темпов научно-технологического развития должно обеспечить стране место среди пяти ведущих мировых держав, а эффективная образовательная политика – удовлетворить спрос стратегически важных отраслей в высококвалифицированных кадрах. Об этом и других сценариях будущего читайте в новом номере «АО». А еще мы открываем новую рубрику. Пропустить невозможно!

Партнеры
Популярные статьи
Российско-Грузинский молодёжный форум пройдет в Москве и Пятигорске
В рамках семидневного Форума задумано обсуждение сразу нескольких инициатив – ежегодное...
Пути совершенствования системы госаккредитации обсудили в Госдуме РФ
Парламентские слушания по теме «Правовое обеспечение государственной регламентации...
В БФУ им. И. Канта пройдет I международный форум «Я-НАСТАВНИК»
Ключевыми мероприятиями Форума станут: пленарное заседание, круглые столы, образовательные...
В ЮФУ проходит форум "Международный диалог: инклюзия через всю жизнь"
В Южном федеральном университете 13-15 ноября проходит Всероссийский образовательный форум с...
МГТУ и исландский университет Акюрейри подписали соглашение о сотрудничестве
В Министерстве экономического развития России состоялся 18 раунд Российско-Исландских...
Из журнала
#102Коркинский горно-строительный техникум готовит востребованные кадры
#100Слово редактора к №100
#97О влиянии развития системы ФУМО на качество образования
#99Новости рубрики «Новая школа России»
#101Звезды российского цирка, эстрады и кинематографа учатся в ГУЦЭИ
Информационная лента
09:15Корабль жизни: в СевГУ проектируют медицинский плавцентр
09:09Посол Республики Кот-д’Ивуар посетил Новгородский университет
08:52В ТюмГУ разрабатывают новый способ доступа к аккаунтам
08:34«Холод как преимущество»: в СВФУ обсудят проблемы идентичности арктических городов
08:27АлтГУ и Федерация шахмат Алтайского края подписали соглашение о сотрудничестве