Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Евроремонт российского образования

Очередное заседание Национального аккредитационного совета состоялось 1 марта на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» – ведущего университета страны по подготовке специалистов в области металлургии и материаловедения.

Просмотров: 1512

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года одним из приоритетов государственной политики в сфере образования должно стать «вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов».

Попадание в мировые рейтинги для российских университетов – очень непростая задача, учитывая, что лидеры рейтингов имеют вековые традиции, англоязычную среду обучения, ориентацию на научные исследования и очень значительные финансовые возможности. Но отечественный опыт показывает, что, если задача поставлена, она должна быть решена, чего бы этого ни стоило.

Но 5 университетов из 1200 российских вузов – слишком маленький процент, для того чтобы стать локомотивами всей системы и уж тем более тенденцией для интеграции в мировое образовательное пространство. Нужны и другие механизмы мотивации повышения качества образования и степени интернационализации.

Таким довольно эффективным механизмом становится общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ, получивших широкое общественное признание по результатам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» и прошедших внешнюю независимую экспертизу комиссией, в составе которой были европейские и российские эксперты.

Очередное заседание Национального аккредитационного совета состоялось 1 марта на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» – ведущего университета страны по подготовке специалистов в области металлургии и материаловедения. По европейским стандартам и европейской технологии – то есть с самым широким представительством в аккредитационных процедурах академической общественности, ассоциаций работодателей и студенчества – прошли экспертизу программы «Лечебное дело» Казанского государственного медицинского университета и Северо-Восточного федерального университета. Европейские эксперты дали высокую оценку образовательной, научной и инновационной деятельности структурных подразделений университетов, а также рекомендации по улучшению внутривузовских систем качества в соответствии с европейскими стандартами и документами Болонского процесса.

Вместе с тем Национальный аккредитационный совет пришел к выводу, что далеко не все рекомендации российские вузы в силах реализовать самостоятельно. Часть проблем носит системный характер и зависит от государственных органов управления образованием и проводимой ими политики. Например, наличие собственных университетских клиник для развития практических навыков будущих врачей. В европейской практике медицинского образования – это норма, в российской – условие личных договоренностей и хорошего взаимодействия университета с региональными администрациями и базами практик.

Даже ведущие образовательные и научные центры страны испытывают серьезные затруднения в реализации болонских соглашений без государственной поддержки. Так, например, рекомендации и вопросы, прозвучавшие в адрес Дагестанского государственного университета при аккредитации лингвистических программ необходимо переадресовать в министерство образования.

Почему в нашей системе высшего образования кредитно-модульные технологии не являются накопительными в течение всего периода обучения, как это принято в европейских странах? Почему программы мобильности являются личным делом студентов и преподавателей вуза? Европейские программы мобильности поддерживаются специально созданными структурами (по типу DAAD в Германии) и государственным финансированием.

Отечественному образованию все еще есть чем гордиться. Об этом убедительно свидетельствуют результаты аккредитации программ математики и информатики Северо-Восточного федерального университета, где создана сильная математическая школа в России, а студенты обеспечены хорошим оборудованием, включая суперкомпьютер, и ежегодно показывают высокие результаты на всероссийских и международных олимпиадах по математике. Еще один пример, основанный на результатах международной экспертизы программ направления «Филология» Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. По всеобщему признанию членов комиссии, а также работодателей и выпускников, представленных самым широким сообществом практически всех стран мира, институт является лидером в образовательной, научной и культурно-просветительской деятельности в области русского языка и русской культуры.

Институт русского языка представил к общественно-профессиональной аккредитации и 17 «коротких» программ – повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработанных с учетом самого широкого спектра запросов в сфере дополнительного профессионального образования и также являющихся достижением коллектива института. Первый опыт общественно-профессиональной аккредитации коротких программ свидетельствует о его чрезвычайной актуальности. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает государственной аккредитации для программ дополнительного образования. «У них сейчас выход один, – отметил председатель Национального аккредитационного совета, вице-президент РАО Виктор Болотов, – получать общественно-профессиональную аккредитацию и гриф «одобрено» со стороны общественно-профессиональных структур».

На заседании Национального аккредитационного совета присутствовала заместитель руководителя Федеральной службы по надзору и контролю Татьяна Бархатова. «Мы очень заинтересованы в подобных встречах и обсуждениях, которые работают на независимую оценку качества образования», – подчеркнула она. – В законодательстве заложены механизмы самообследования и мониторинга качества образования, чтобы посмотреть на себя глазами независимого профессионального сообщества, в том числе мирового сообщества, и положение об учете результатов общественной и общественно-профессиональной аккредитации программ при прохождении ими государственной аккредитации».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Евроремонт российского образования
Лучшие образовательные программы инновационной России
INQAAHE. Интервью с Дэвидом Вудхаусом
Очередное заседание Национального аккредитационного совета
Высокое признание профессионального сообщества
Нацаккредсовет рассмотрел вопросы аккредитации вузов культуры и искусства
Международная аккредитация должна стать обязательной
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Шесть вузов успешно прошли общественно-профессиональную аккредитацию
Девять вузов РФ получили международную аккредитацию

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ