Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares

Очередное заседание Национального аккредитационного совета было посвящено обсуждению актуальных вопросов качества российского образования и принятию решений об аккредитации образовательных программ. Как ни странно, но это плановое, можно сказать, уже привычное мероприятие во многом характеризовалось словом «впервые».

Просмотров: 2103

Очередное заседание Национального аккредитационного совета, посвященное обсуждению актуальных вопросов качества российского образования и принятию решений об аккредитации образовательных программ, состоялось 21 марта в Москве. Как ни странно, но это плановое, можно сказать, уже привычное мероприятие во многом характеризовалось словом «впервые».

Впервые и первые

Впервые на заседании присутствовал международный эксперт – секретарь Совета по оценке качества выс­шего образования Эстонии, эксперт по высшему образованию Эстонского агентства качества высшего образования (EKKA) Хиллар Бауман. Включение в состав Нацаккредсовета представителя международного экспертного сообщества было обусловлено, прежде всего, требованиями Европейской ассоциации агентств гарантии качества (ENQA), однако носило неформальный характер, в чем участники заседания смогли убедиться в ходе работы. Хиллар Бауман не раз задавал вопросы, не свойственные российским экспертам, инициируя тем самым продуктивное обсуждение проблем российского образования под иным – европейским углом зрения.

Также впервые в составе одной из экспертных комиссий был представлен зарубежный эксперт из Китая – главный хирург клиники Руйджин, директор факультета медицины Шанхайского университета Ху Вейгу. Это следствие достигнутого соглашения по сотрудничеству в вопросах оценки качества образования между Нацаккредцентром и Шанхайским институтом оценки.

Кластер образовательных программ одного из вузов впервые получил полное соответствие по всем стандартам аккредитации (Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации). Впервые один из вузов представил к международной профессионально-общественной аккредитации все свои образовательные программы (Российская академия музыки им. Гнесиных). Впервые рассматривался вопрос о пролонгации срока аккредитации образовательных программ.

И еще несколько небольших, но важных событий, произошедших впервые.

В начале заседания ректор Мос­ковского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Наталья Тихомирова подняла проблему оценки качества подготовки студентов при электронном обучении, вызвавшую живой интерес у присутствующих. Пред­седатель Нацаккредсовета Виктор Болотов отметил, что структура мирового, а вслед за ним и российского образования кардинально меняется, и уже сейчас очевидно, что будущее – за электронным обучением. Это потребует разработки адекватных инструментов и технологии оценки качества электронного обучения, а между тем пока совершенно не ясно, как его оценивать. Необходимо сдвинуть этот процесс с мертвой точки, и МЭСИ как один из ведущих вузов в сфере e-learning может помочь в этом вопросе.

Вызвала повод для бурной дискуссии и информация о создании Национального общественного регистра аккредитующих организаций в сфере образования, в который вошли три ведущих аккредитационных агентства страны: Ассоциация инженерного образования России, Национальный центр общественно- профессиональной аккредитации и Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры. Члены Нацаккредсовета указали на своевременность этой инициативы и высказались в ее поддер­жку, поскольку это будет способствовать выработке единых правил проведения аккредитации. Действительно, уже сейчас на невозделанном поле профессионально-общественной аккредитации, как грибы, начинают расти аккредитующие организации, качест­во работы которых вызывает сомнения. Упорядочить этот процесс можно только изнутри, привлекая независимые аккредитационные агентства с международным признанием и высокой репутацией.

Неформальный подход

При рассмотрении документов по аккредитации вузов подверглись обсуждению рекомендации экспертов, отмеченные в итоговых заключениях. Например, в адрес Тихоокеанского медицинского университета – пожелание продолжить работу по созданию собственной клиники вуза с коечным фондом. Вместе с тем уже и ранее отмечалось, что в России эта проблема носит системный характер. По словам Виктора Болотова, если в европей­ской практике медицинского образования норма – это наличие собственных университетских клиник, то в российской – условие личных договоренностей с региональными администрациями и базами практики.

Хорошее взаимодействие вуза с профильным ведомством и работодателями обеспечили Российской академии музыки имени Гнесиных самую высокую оценку, искреннее восхищение и «белую зависть» европейских экспертов в отношении материально-технической обеспеченности и инст­рументального фонда. Усилиями руководства вуза академия в течение нескольких лет стала настоящим храмом образования, творчества и
культуры.

При обсуждении представлений к аккредитации образовательных программ Национального исследовательского университета «МИЭТ» был выявлен любопытный факт: впервые в практике работы Нацаккредцентра экспертная комиссия обратила внимание на слишком тесную, по ее мнению, связь обучения с производством и излишнюю ориентированность, заточенность подготовки специалистов под конкретное рабочее место. И это когда основным трендом в России является практикоориентированность. Свою позицию европейские эксперты мотивировали тем, что оборудование и технологии стремительно обновляются и необходимо, прежде всего, получать фундаментальное образование, чтобы быть способным работать на любом оборудовании. Вместе с тем члены Нацаккредсовета – в частности, президент МГТУ им. Н.Э. Баумана, академик РАН Игорь Федоров – отметили, что в данном случае нужно учитывать специфику МИЭТ, который готовит выпускников по заказу суперсовременного завода группы компаний «НИИМЭ и Микрон».

Принимая решение об аккредитации образовательных программ Ставропольского государственного аграрного университета, присутствующие на заседании совета не могли не отметить большую роль и личный вклад в развитие вуза ректора СГАУ Владимира Трухачева, при котором рядовой региональный вуз стал ведущим аграрным вузом России. Сформирован сильный профессорско- преподавательский состав, для которого созданы современные учебные и социальные объекты, университет регулярно проходит внешнюю оценку: дважды лауреат премии Правительства РФ в области качества; призер, победитель в Европейском конкурсе «Награда в области совершенства»; победитель конкурса Минобрнауки РФ «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» в номинации «Признанное совершенство».

При аккредитации кластера образовательных программ Нижневартовского государственного университета возник традиционно больной вопрос по поводу мобильности и привлечения студентов зарубежных вузов к обучению в НВГУ в рамках совместных программ академического обмена. Однако как «содействовать более активному участию студентов в программах академического обмена с зарубежными вузами», зная специфику и отдаленность региона? Виктор Болотов заметил: «Учитывая логистику Ханты-Мансийского автономного округа, это сделать очень сложно – ведь на вертолетах много не налетаешь». Члены Нацаккредсовета сошлись во мнении, что НВГУ является лидером педагогического образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и его программы достойны высокого признания.

Сложная ситуация сложилась с образовательными программами филиала Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова в г. Северодвинске. Фактически, это завод-втуз с многолетними накопленными проблемами, расположенный к тому же в городе с закрытым режимом допуска. С его присоединением к САФУ, безусловно, произошли положительные изменения, однако филиалу есть к чему стремиться. Образовательные программы специалитета были аккредитованы на срок реализации (два и три года), программа бакалавриата – на четыре года с возможностью пролонгации срока аккредитации при представлении отчета о результатах корректирующих действий.

Рассмотрение представления к аккредитации программ Всероссийского института повышения квалификации лесного хозяйства (ВИПКЛХ) сопровождалось обсуждением особен­ностей аккредитации программ ДПО как системной проблемы. Как извест­но, государственной аккредитации подлежат только те программы, для которых утверждены федеральные государ­ственные образовательные стандарты (ФГОС) или федеральные государ­ственные требования (ФГТ). В настоящее время ФГТ для программ ДПО не установлены. Не менее сложная ситуация сложилась с «короткими» образовательными программами, которые должны быть основаны на профессиональных стандартах или требованиях работодателей и рынка труда. «Профессионально- общественная аккредитация программ ДПО имеет огромный потенциал», – резюмировал Виктор Болотов и предложил создать рабочую группу для доработки процедуры профессионально- общественной аккредитации программ ДПО.

На заседании Нацаккредсовета присутствовал начальник Управления государственных услуг Рособрнадзора Сергей Рукавишников. В ходе обсуждения вопросов, связанных с получением дополнительной информации об образовательных программах и, в том числе, с выполнением постановления Правительства РФ № 582 о размещении на сайте полных актуальных сведений о деятельности вуза, Сергей Рукавишников пояснил, что «Рособрнадзор последовательно проводит политику максимальной открытости, осуществляя регулярный мониторинг сайтов вузов. Информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации, используется в качестве сведений, прилагаемых к заявлению о государственной аккредитации».

В работе совета также приняли участие директор Международного союза экономистов, член президиума Вольного экономического общества России Маргарита Ратникова, директор журнала «Аккредитация в образовании» Екатерина Шигапова и заместители председателя Россий­ского студенческого союза Алексей Крапухин и Михаил Фальченко. Взаимодействие со студенческим союзом было решено расширить: предложить его представителям пройти специальную подготовку на курсах экс­пертов, организуемых Гильдией экс­пертов в сфере профессионального образования, принять участие в работе экспертных комиссий по профессионально- общественной аккредитации и рассмотреть вопрос о включении в состав Национального аккредитационного совета.

На заседании Национального аккредитационного совета приняты решения о прохождении международной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ:

  • Тихоокеанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • Российской академии музыки имени Гнесиных;
  • Национального исследовательского университета «МИЭТ»;
  • Ставропольского государственного аграрного университета;
  • Нижневартовского государственного университета;
  • Филиала Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова в г. Северодвинске;
  • Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства.

Получили пролонгацию срока действия профессионально-общественной аккредитации образовательные программы ДПО Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Высокое признание профессионального сообщества
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Шесть вузов успешно прошли общественно-профессиональную аккредитацию
Евроремонт российского образования
Развитие форм оценки качества образования
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ