Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Нелли Литвак: Голландские советы по профессиональной ориентации

Что полезного можно почерпнуть из европейского подхода в высшему образованию? Своими соображениями поделилась Нелли Литвак, автор популярных книг по профориентированию и профессор прикладной математики в университете Твенте, Нидерланды.

Просмотров: 3692

Как правильно выбрать будущую профессию, чтоб не пришлось переучиваться впредь? Своими соображениями  поделилась Нелли Литвак, автор популярных книг по профориентированию и профессор прикладной математики в университете Твенте, Нидерланды. Что полезного можно почерпнуть из европейского подхода в высшему образованию?

- Покидающим школу будущим студентам далеко не всегда очевидно, к какому именно делу у них есть интерес и способности. Как решают эту вечную проблему европейские абитуриенты?

- Согласно современным голландским методикам, нужно серьезно рассмотреть как минимум четыре специальности. Я очень это рекомендую всем абитуриентам – и российским, и голландским. Это не только даст вам хорошее представление о разных возможностях, но и поможет принять решение обоснованно, без лишних случайных эмоций.

Например, некоторые ребята загораются энтузиазмом практически на любом факультете, а некоторых, наоборот, очень трудно заинтересовать. Как не поддаться эмоциям и понять, что вам что-то по-настоящему понравилось или не понравилось? Только в сравнении! Сравнить полезно в любом случае, даже если вы уверены в своем выборе. Может, вы найдете что-то еще лучше? Или, наоборот, убедитесь в правильности своего плана, и это убережет вас от будущих сомнений.

Также очень неплохо познакомится с профессией поближе. - «побывать за кулисами». Например, один мой знакомый увлекался зоологией, но профессионально работать с животными не захотел, а пожелал стать врачом. Тогда отец-биолог сводил его «по знакомству» в анатомичку, чтобы проверить, «не боится ли он трупов». Оказалось, что не боится. Мальчик стал готовиться к поступлению в медицинский, и стал блестящим терапевтом.

Несколько менее эффективный вариант, но тоже неплохой — тесты на профориентацию. Существует множество центров, где предлагают платное тестирование, но в Интернете есть и бесплатные тесты.

Опять из личного примера - моя дочь очень любит рисовать, но по тестам получилось, что творческие способности у нее средненькие, зато большие организаторские. Я удивилась, а потом поняла, что на самом деле так оно и есть. Но мы почему-то фокусировались на ее рисовании, и совершенно не приняли во внимание, с каким энтузиазмом она организовывала школьные праздники.

Результаты тестов, конечно же, не нужно воспринимать как истину в последней инстанции, но пройти их в любом случае полезно. Плюс, если абитуриент и его родители в полной растерянности, то можно просто вместе договориться: пройти развернутый тест и поступить в соответствии с результатами – какие бы они не были! Это неидеальная стратегия, но мои соседи сделали именно так, и их дочка пошла учиться на инженера-машиностроителя. От результатов теста она была в шоке, но потом втянулась, прекрасно закончила вуз, и очень довольна своей работой!

- Насколько вообще важен вопрос этого самого первого выбора? Как понять, что сделана ошибка в выборе места учебы и своего призвания, и срочно начать что-то менять, не теряя времени?

- Моя дочка очень волновалась по поводу выбора ВУЗа. По-моему, у нее было ощущение, что она решает свою судьбу. Но «принять важное решение» и «решить судьбу» - это не одно и то же!

Выбор ВУЗа повлияет на вашу карьеру, на профессиональные навыки и культуру, на характер и круг общения. Но что бы вы не выбрали, это не определяет ваш будущий успех или неудачу — это не роковое решение! Потом все можно поменять — недаром мы знаем огромное число знаменитых писателей, режиссеров, художников, изначально получавших совсем другую профессию. Единственная ошибка – не уделить вопросу выбора должного внимания, пойти наобум изучать что-то «нейтральное», что вас ни капельки не интересует. Хотя и это не катастрофа - скорее неоптимальная реализация собственных возможностей. Даже если решение оказалось неправильным, всегда можно доучиться он-лайн, сменить специальность в магистратуре, получить второе высшее.

Как понять, сделана ли ошибка? Если вы света белого не видите за учебниками, при этом еле-еле сдаете зачеты, и ни один профильный предмет вас толком не привлекает и не вызывает интереса – то я бы сказала, что специальность нужно менять.Обычно все становится ясно на первом курсе. Он самый решающий. В Голландии после первого курса многие отчисляются или меняют направление. Это абсолютно нормально, этого не надо бояться - нужно держать свою жизнь под контролем. Если учеба не добавляет вам счастья и не помогает вашей самореализации, то надо решиться и сменить направление.

- Популярный российский подход – «главное получить высшее образование, и не столь важно, какое!» - насколько он сегодня оправдан?

- Во всем мире диплом уже давно перестал быть гарантией успеха. Гораздо важнее реальные умения, профессионализм - а пути к профессионализму могут быть самые разные, включая и среднее специальное образование, к которому можно добавить различные курсы, в том числе он-лайн.

Мне нравится, как эта проблема решена в Голландии. Голландцы различают «высшее научное» и «высшее профессиональное» образование. «Высшее научное», в том числе, конечно, и образование врача, получают в научно-исследовательских университетах, где много теории, сложные программы, исследовательские проекты. При этом учителей, акушерок, инженеров, экономистов и многих других специалистов более практической направленности готовят в колледжах «высшего профессионального образования». Там предлагают очень качественный 4-летний бакалавриат, но теории меньше – ровно столько, сколько нужно для практики. Зато много проектов и стажировок. По российской терминологии это было бы как раз нечто среднее между вузом и техникумом.

- «Технари-математики» и «гуманитарии», творческие личности – насколько сегодня остро стоит проблема их разделения и наоборот – совмещения таких противоречивых склонностей в одной личности?

- Сейчас появляется много новых специальностей, где и то, и другое можно сочетать, и потребность в таких специалистах существует! И в нашем университете есть факультет «Креативные технологии» - сочетание дизайна и информатики. Там учат придумывать и реализовывать новые продукты для потребителей на основе современной техники и программного обеспечения. Например, один из проектов первого курса называется «Smart systems» («Умные системы»), где студентам сначала надо придумать систему, которая использует сенсоры, а потом запрограммировать их, написать документацию и своими руками построить работающий прототип. Одна группа построила колыбельку, которая реагирует на движение и голос малыша, начинает качаться или играть песенку.

В американских колледжах уже давно распространены понятия «major» и «minor». Major – это основная специализация, а minor – это вторая специальность, которую студенты изучают не так глубоко, но все-таки достаточно серьезно. При этом обе специальности могут быть абсолютно не связаны друг с другом, а могут и дополнять друг друга. В последнее время в Европе тоже есть такая система, в самых разных вариантах. Например, наши студенты прикладной математики могут потратить семестр на изучение любого другого предмета. Некоторые выбирают информатику или экономику, а некоторые – музыку или историю.

- Иностранные ВУЗы и колледжи — стоит ли учиться за границей?

- Провести хотя бы несколько месяцев в университете за рубежом очень полезно. Научаешься многому не только благодаря содержанию материала, но и благодаря новой обстановке, другим требованиям, другому языку и культуре. В короткое время появляется множество интересных контактов. И, конечно, это уникальный жизненный опыт.

Самый реальный способ попасть на учебу за рубеж – поступить в российский ВУЗ, где есть налаженные программы обмена. Еще можно попытаться поступить за рубеж в магистратуру, с российским бакалавриатом или дипломом специалиста. В этом возрасте у большинства уже нет проблем с самостоятельностью, и финансовые проблемы решить намного проще.

Магистратура – это один или два года, а не четыре. Это по определению дешевле. Стипендий для магистров тоже гораздо больше. Стипендии может предоставлять зарубежный университет, есть и программы на государственном уровне. Например, в Голландии существуют программы финансирования магистратуры для зарубежных студентов. Конкуренция на стипендии, конечно, огромная, но попробовать можно.

Конечно, закончив супер-сложную программу, на работу будет устроиться легче. Но тяжелая учеба - не для всех! Кроме высокого IQ, такая учеба требует терпения, определенного перфекционизма, желания добраться до самой глубины. И на свете очень много талантливых людей, которые этими качествами не обладают. Тем более, что в современном мире они вовсе не определяют успех - Wall Street Journal недавно писал, что самые ценные качества работника в 2012 году совсем другие: умение понятно коммуницировать, персональный брэнд, гибкость и продуктивность.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ДПО: между законом и практикой
Архитектурное образование в США
Отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации школьников
Ухтинский университет развивает сотрудничество с «ЛУКОЙЛ-Коми»
Проблемы качества современного начального образования
Проект «Школа – вуз» Астраханского государственного университета
Архитектура казахстанской высшей школы четко определена
Уровневая подготовка. Российская действительность
Международная практика организации профессиональной ориентации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ