Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Инновационная площадка дуального обучения

Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодня, а укрепление связи СПО с реальным производством – залог успешной подготовки кадров. Якутский технологический техникум сервиса проводит в этом направлении разностороннюю и плодотворную работу.

18.04.2017
Просмотров: 94

Материал опубликован в журнале №89 от 30.09.2016.

Кокош Ольга Александровна Кокош Ольга Александровна – директор Якутского технологического техникума сервиса, почетный работник СПО РФ, награждена знаком отличия «Гражданская доблесть».

Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодня, а укрепление связи СПО с реальным производством – залог успешной подготовки кадров. Якутский технологический техникум сервиса (ЯТТС), являясь федеральной инновационной площадкой1 внедрения элементов дуального обучения в образовательный процесс, проводит в этом направлении разностороннюю и плодотворную работу.

ПЕРВЫЙ этап работы включил оценку имеющихся ресурсов для обеспечения требуемого качества подготовки по нормативно-правовому, кадровому, материально-техническому и финансовому направлениям.

Нормативно-правовую базу составили положение о порядке внедрения элементов дуального обучения в образовательный процесс техникума, договор о сотрудничестве по реализации дуального обучения, ученический договор, дорожная карта реализации проекта.

В рамках мониторинга и анализа потребности в кадрах для формирования заказа на дуальное обучение были проведены опросы и анкетирование предприятий-работодателей, а также оформлена соответствующая заявка, выявлены приоритетные направления подготовки кадров на основании статистических данных Департамента занятости населения Республики Саха (Якутия), определена целевая аудитория, на которую направлены усилия организаторов проекта. Кроме того, подписаны соглашения и договоры с республиканской торгово-промышленной палатой, ассоциациями гостеприимства, парикмахеров и косметологов, бизнес-школой при Министерстве по делам предпринимательства и развития туризма РС (Я). В рамках проекта начато сотрудничество с Якутским хлебокомбинатом, комбинатом питания «Сергелях», ресторанами «Тыгын Дархан», «Полярная звезда», «Застава», «Махтал», культурно-развлекательным центром «Муус Хайа», парикмахерскими «Катерина», «Шоколад», «Анабель», тренинг-центром Londa, Wella, Ollin и другими предприятиями.

Обозначены основные направления взаимодей­ствия с партнерами.

  • Организация дуального обучения по профессиям «Официант, бармен», «Парикмахер», «Повар, кондитер» и «Пекарь» на основании заключенных договоров.
  • Участие работодателей в разработке образовательных программ. По решению заседания профессионально-образовательного кластера «Индустрия питания» от 13 мая 2016 года предложено разработать основные профессиональные образовательные программы с учетом внесения требований профессионального стандарта и стандарта WorldSkills по специальностям «Официант, бармен» и «Повар, кондитер».
  • Подготовка студентов к профессиональным конкурсам, в том числе по стандартам WorldSkills. В этом году техникум стал участником открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по 8 компетенциям. Из 6 призеров чемпионата 2 – Николаева Куннэй (компетенция «Парикмахерское дело») и Слепцов Захар (компетенция «Выпечка хлебобулочных изделий») – приняли участие в полуфинале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Республики Саха в г. Хабаровске, заняв первое и второе места соответственно.
  • Развитие взаимодействия сторон по вопросам подготовки специалистов и содействия их трудоустройству. Практически все выпускники техникума по профессиям «Официант, бармен», «Парикмахер» трудоустроены, 10 молодых специалистов продолжают обучение в организациях профессионального и высшего образования.
  • Привлечение к процессу обучения специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности.
  • Содействие в реализации профориентационной деятельности: проведение мероприятий «Посвящение в профессию» на лучших предприятиях г. Якутска, организация мастер-классов, спецкурсов и кружков профессиональной направленности.
  • Привлечение студентов к мероприятиям Ассоциации гостеприимства РС (Я), Департамента предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма г. Якутска, бизнес-школы при Министерстве по делам предпринимательства и развития туризма РС (Я).
  • Участие работодателей в промежуточной и итоговой аттестации студентов. Второй год в группах, обучающихся по профессиям «Официант, бармен» и «Парикмахер», итоговая государственная аттестация проходит в форме конкурса профессионального мастерства по требованиям стандартов WorldSkills. Жюри конкурса формируется из состава экспертного сообщества работодателей.

​В 2016 году техникум стал участником открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по 8 компетенциям. Из 6 призеров чемпионата 2 – Куннэй Николаева (компетенция «Парикмахерское дело») и Захар Слепцов (компетенция «Выпечка хлебобулочных изделий») – приняли участие в полуфинале Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Республики Саха в г. Хабаровске, заняв первое и второе места соответственно.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ итоги работы техникума по программе реализации дуальной формы обучения были представлены в рамках ряда мероприятий.

Так, в мае 2015 года Институт проблем образовательной политики «Эврика» организовал семинар, посвященный экспертизе эффективности разработанных федеральными площадками моделей и механизмов в рамках реализации технологии дуального обучения.

В июне 2015 года на базе ЯТТС был проведен круглый стол «Дуальное образование: компетентность и гарантированное трудоустройство выпускников».

Важным событием стало совещание в июле 2015 года у главы республики Е.А. Борисова по вопросам развития движения WorldSkills Russia в регионе. Было отмечено, что дуальная система обучения и внедрение стандартов WorldSkills в систему профессионального образования неразрывно связаны между собой.

В конце октября прошлого года состоялось заседание фокус-группы по обобщению эффективных моделей и успешных практик федеральных инновационных площадок в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика».

На IX Международном конгрессе-выставке «Global Education – Образование без границ» (2015) директор Якутского технологического техникума сервиса О.А. Коко ш выступила с докладом об опыте организации учебного предприятия как ресурса практикоориентированного образовательного процесса.

В 2016 году результаты деятельности по проекту были представлены на двух мероприятиях: круглом столе «Дуаль­ное обучение как содержание работы профессиональных образовательных кластеров» и семинаре «Диссеминация опыта реализации успешных проектов и эффективных практик федеральных инновационных площадок» на базе Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского – II.

ВНЕДРЕНИЕ практикоориентированных моделей обучения существенно расширяет спектр взаимодействия обра­зовательных организаций с социальными партнерами, усиливает роль работодателей. В связи с этим Якутский технологический техникум сервиса уделяет большое внимание расширению диапазона работы федеральной инновационной площадки в направлении создания профессионально-образовательного кластера (ПОК) «Индустрия питания» и специализированного центра компетенций (СЦК) «Кондитерское дело».

Профессионально-образовательный кластер «Индустрия питания» был создан на основании приказа министерства профессионально образования, подготовки и расстановки кадров республики «Об итогах конкурса инновационных проектов по созданию и развитию профессионально-образовательных кластеров среди государственных образовательных организаций РС (Я)». Подписание соглашения о создании кластера состоялось в январе 2016 года. В объединение вошли 7 профессиональных образовательных организаций СПО Минпрофобразования РС (Я), 1 образовательная организация высшего образования, Ассоциация гостеприимства РС (Я), Торгово-промышленная палата РС (Я), 20 предприятий г. Якутска и региона по направлениям подготовки «Хлебопекарное производство», «Кондитерское производство», «Поварское дело», «Ресторанный сервис».

Работа в рамках кластера ведется сразу в нескольких направлениях: функционирует федеральная инновационная площадка дуального обучения, осуществляется руковод­ство работой специализированного центра по компетенции «Кондитерское дело», реализуется совместная с Ассоциацией гостеприимства РС (Я) деятельность по созданию центров оценки квалификации и повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров.

В сентябре этого года состоялось выездное заседание кластера в Намский улус (Якутия). В результате обмена опытом и обсуждения поставленных на повестке заседания вопросов выработаны возможные пути дальнейшего развития, взаимодействия и расширения состава ПОК.

Принимая участие в различных инновационных проектах и грантах, техникум значительно укрепил материально-техническую базу. В настоящее время на базе ссуза функционируют учебно-производственная пекарня, учебно-производственный кондитерский цех и гостиничный комплекс, учебные швейные мастерские, бар и парикмахерская, учебно-лабораторный корпус для проведения лабораторных занятий по специальностям и профессиям СПО «Технология продукции общественного питания, «Организация обслуживания в общественном питании», «Официант, бармен», «Повар, кондитер» для освоения студентами соответствующих профессиональных компетенций.

Создание реальных условий для профессиональной деятельности и адаптации обучающихся к работе в сфере сервиса на базе учебно-производственных лабораторий позволяет реализовать комплекс мер и по профориентации учащихся общеобразовательных организаций.

Модель дуального обучения школьников реализуется с 2006 года в рамках программы «Профессиональные пробы». В течение учебного года старшеклассники один раз в неделю обучаются на базе техникума в условиях малого производства по выбранным профессиям под руководством мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных модулей.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что эта программа способствует реализации мер по социальной защите молодежи и малоимущих семей, содействует становлению гражданственности школьников, позволяет улучшить конечные результаты обучения за счет притока квалифицированных молодых рабочих, а также обеспечивает развитие компетенций, способствующих осознанному выбору профессии.

​Перед Якутским технологическим техникумом сервиса поставлены сложные задачи, но коллектив ссуза уверен в их успешном решении. Совместно с предприятиями-партнерами будет продолжена работа по внедрению дуального обучения в образовательный процесс с целью повышения качества подготовки кадров в сфере СПО.

АНАЛИЗ деятельности по внедрению элементов дуального обучения в образовательный процесс позволил сделать следующие выводы.

  • Вследствие нарастающей угрозы кадрового дефицита профессиональная образовательная организация должна осуществить исчерпывающий анализ каждой реализуемой профессии (специальности) на предмет целесообразности её перевода на дуальное обучение при согласовании с работодателями.
  • Необходимо провести большую работу с предприятиями не только по вопросу заключения договоров на прохождение производственной практики, но и по вопросу организации специальных цехов (производственных участков) под мастерские, которые будут оборудованы для проведения учебной практики по приобретению обучающимися первоначальных производственных навыков.
  • Все заинтересованные стороны должны понимать, что нельзя допускать студента в производственный цех и к работе с клиентом без наличия хорошо организованных учебно-производственных занятий. Причем вопрос о месте их проведения следует решать вместе с предприятием, учитывая оснащенность современным оборудованием, квалификацию педагогических кадров и другие факторы.

В июле 2016 года с Якутским хлебокомбинатом проведено согласительное совещание по вопросу взаимодействия, на котором принят ряд решений.

  • Организовать совместную подготовку рабочих кадров по профессиям «Пекарь», «Кондитер», «Коммерция», специальности «Технология хлеба, макаронного и кондитерского производства» в рамках договора на дуальное обучение между Якутским хлебокомбинатом и Якутским технологическим техникумом сервиса от 19 февраля 2016 года.
  • Создать на базе Якутского хлебокомбината базовую площадку по подготовке специалистов в области хлебопечения и кондитерского производства.
  • Взаимодействовать в рамках ПОК «Индустрия питания» по таким направлениям, как обеспечение востребованности и конкурентоспособности выпускников техникума; организация прохождения стажировок и курсов повышения квалификации мастеров производственного обучения и педагогов техникума, молодых специалистов хлебокомбината; подготовка группы стажеров студентов третьего курса по профессии «Пекарь», «Кондитер», закрепление за ними наставников для последующего трудоустройства на Якутский хлебокомбинат.
  • Взаимодействовать в рамках СЦК «Кондитерское дело» для проведения мастер-классов, корректировки образовательных программ с учетом профессиональных стандартов и требований WorldSkills Russia.
  • Осуществлять совместную подготовку студентов техникума и молодых специалистов хлебокомбината к чемпионатам «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) c использованием учебно-производственных площадок ЯТТС.
  • Организовать процедуру непосредственного допуска к производственному процессу на предприятии. Например, на основе официального решения комиссии по каждому конкретному обучающемуся. Это условие предопределяет принципиальное согласие заинтересованного в организации дуального обучения предприятия на допуск обучающихся к непосредственному производству продукции или обслуживанию клиентов, при этом должна возрасти роль наставника от производства.

Для успешной работы в рамках дуальной системы необходимо обратить еще большее внимание на профориентацию и переподготовку педагогических кадров – как в образовательной организации, так и на предприятии. В настоящее время требуются кадры для обучения высококвалифицированных рабочих или специалистов под конкретные рабочие места, готовые к деятельности в совершенно иных условиях, по новым технологиям и на качественно другом уровне.

Перед Якутским технологическим техникумом сервиса поставлены сложные задачи, но коллектив ссуза уверен в их успешном решении. Совместно с предприятиями-партнерами в техникуме будет продолжена работа по внедрению дуального обучения в образовательный процесс с цель­ю повышения качества подготовки кадров в сфере СПО.

​Якутский технологический техникум сервиса – одна из старейших образовательных организаций Республики Саха. Основанный в 1949 году, ссуз на протяжении всей истории своего развития несколько раз менял статус, пройдя путь от торгово-кулинарного училища до инновационной площадки федерального масштаба.

В настоящее время техникум возглавляет Ольга Александровна Кокош – инициатор и организатор многих творческих начинаний. Ее имя внесено во всероссийский федеральный справочник «Сильный руководитель – сильная Россия» из серии «Золотые страницы истории РФ».

Стратегия развития техникума определяется миссией, включающей подготовку специалистов, владеющих профессиональными и общими компетенциями с учетом требований регионального рынка труда на основе развития инновационных технологий, мониторинга управления качеством обучения и личностно-профессионального роста педагогических кадров.

Процесс обучения осуществляется на базе основного общего и среднего общего образования по очной форме обучения, с реализацией основных профессиональных образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС. Коллектив ссуза создает адекватные условия для освоения студентами необходимых знаний, умений и навыков путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора форм, методов и средств обучения.

Структура подготовки кадров отвечает потребностям регионального рынка труда. Ежегодно процент трудоустроенных выпускников техникума в соответствии с полученной квалификацией составляет не менее 70. Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников техникума выявляет перспективы совершенствования структуры направлений профессий и специальностей, по которым ведется подготовка.

В ближайших планах ЯТТС – создание современной образовательной среды, обеспечивающей подготовку конкурентоспособных и компетентных выпускников, готовых к эффективной работе по специальности на уровне современных стандартов и постоянному профессиональному росту.

1. Подробнее: fip.kpmo.ru/fip/project/manage/1002.html

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: СПО, инновации, республика саха (якутия), ао-89, лучшие практики

Похожие материалы:
Профессионализм, качество, инновации
В интересах отрасли и выпускников
Сохраняя традиции, поддерживая инновации
Государственный заказ – гарантия трудоустройства выпускников
Отвечая требованиям рынка труда
Воспитание как настройка на профессиональную компетентность
Ставка на инновации себя оправдывает
Опыт создания и развития ресурсных центров профобразования
Прорывные проекты – ядро инноваций
Инновационные подходы в профессиональном образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (96) 2017

В работе «Образование будущего: семь неотложных задач», французский философ и социолог Эдгар Морен отмечает: «Проблема понимания стала решающей для людей. И поэтому учение взаимопониманию выступает в качестве одной из целей образования в будущем». Об этих и других стратегиях перспективного развития читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
Второй саммит EdTechXAsia в Сингапуре
Второй год подряд EdTechXAsia соберет лучшие умы для обсуждения сегодняшних вызовов и завтрашних...
Университеты, меняющие себя и мир
19-21 октября в Москве состоится VIII Международная конференция исследователей высшего...
Из журнала
#86Новый подход к выбору лучших программ
#86Роль филиала в развитии региона
#87Информационная среда как фактор успеха
#88Отвечая требованиям рынка труда
#86Экспертное мнение
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны