Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Николай Пустовой: Альтернативы инновационному развитию нет

Интервью с председателем совета ректоров вузов НСО Николаем Пустовым о развитии высшего профессионального образования в Новосибирской обрасти, о необходимости интеграции высшей школы с учреждениями других уровней образования, научно-исследовательскими и коммерческими организациями.

Просмотров: 2316
Николай ПУСТОВОЙ – ректор Новосибирского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

Совет ректоров вузов Новосибирской области активно осуществляет координацию и мониторинг различных аспектов деятельности вузов региона, способствует интеграции высшей школы с учреждениями других уровней образования, научно-исследовательскими и коммерческими организациями, выступает с инициативами развития высшего профессионального образования и участвует в их реализации. Подробнее об этой системной и творческой деятельности рассказывает председатель совета Николай ПУСТОВОЙ.

– Николай Васильевич, расскажите, пожалуйста, каковы особенности системы высшего профессионального образования в Новосибирской области?

– У системы высшего профессионального образования области есть две характерные особенности. Одна состоит в том, что вузы могут использовать в своей деятельности как разработки собственных научно-педагогических кадров и собственную материально-техническую базу, которая в последние годы кардинально улучшилась, так и огромный ресурс (кадры высшей квалификации и оборудование) трех научных центров: Сибирских отделений РАН, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Образовательным учреждениям это помогает решать важнейшую задачу – готовить специалистов по самым передовым направлениям науки и техники. Возможности взаимодействия с Сибирским отделением РАН с успехом использует большинство государственных вузов Новосибирска, при этом развиваются различные формы сотрудничества: организация совместных филиалов кафедр и факультетов, использование системы «физтеха», совместительство, академические кафедры, совместные научно-исследовательские структуры.

Другой характерной особенностью системы ВПО региона является определение структуры подготовки специалистов в тесном взаимодействии с мэрией Новосибирска, ассоциацией «Сибирское соглашение» и Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий (МАРП).

– Какие функции выполняет Совет ректоров по отношению к системе ВПО? Какую роль он играет в реформировании высшего профессионального образования области?

– Совет ректоров координирует деятельность вузов, обобщает и распространяет положительный опыт организации учебного процесса, научной работы, повышения квалификации сотрудников вузов; непосредственно участвует в совершенствовании системы непрерывного образования в области; принимает меры по социальной поддержке и защите сотрудников вузов; способствует усилению воздействия высшей школы на социально-экономическое и культурное развитие области. В частности, основными направлениями деятельности Совета ректоров НСО являются:

  • выработка совместно с администрацией региона рекомендаций для определения общих подходов и политики в высшем образовании;
  • координация региональных научно-технических программ инновационного развития региона;
  • проведение экспертизы проектов нормативных актов, касающихся вопросов высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, по поручению Министерства образования и науки РФ и Российского союза ректоров;
  • организация конференций и семинаров для научно-педагогических и других работников системы ВПО области по вопросам высшего и послевузовского профессионального образования и науки;
  • участие в комплексной оценке деятельности высших учебных заведений и учреждений дополнительного профессионального образования по поручению Министерства образования и науки РФ;
  • содействие академической мобильности студентов и научно-педагогических работников, развитие интеграции высших учебных заведений и научных учреждений в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и научных исследований;
  • организация взаимодействия вузов с учреждениями начального и среднего профессионального образования;
  • укрепление связей вузов области с коммерческими и некоммерческими организациями по вопросу практической подготовки студентов, обеспечения занятости выпускников вузов;
  • содействие укреплению и развитию прямых международных связей высших учебных заведений;
  • координация деятельности вузов по профессиональной ориентации и работе с талантливой молодежью;
  • разработка мер и предложений по развитию вузов, улучшению социального положения студентов, аспирантов, докторантов, слушателей, преподавателей и других работников вузов;
  • координация деятельности высших учебных заведений по развитию и укреплению материальной базы, объектов питания, спорта, здравоохранения, культуры.

Таким образом, Совет ректоров не только осуществляет координацию и мониторинг различных аспектов деятельности вузов, но еще и активно способствует интеграции высшей школы с учреждениями других уровней образования, научно-исследовательскими и коммерческими организациями, а также выступает с инициативами в сфере развития высшего профессионального образования в регионе и активно участвует в их реализации.

– Эксперты утверждают, что инновационные трансформации происходят лишь при наличии «кризисных вызовов». На какие вызовы необходимо отвечать вузам сегодня? Как возникающие проблемы, в частности, демографические, могут повлиять на дальнейшее развитие высшей школы?

– Несомненно, кризис так или иначе заставляет любого человека, любую организацию задуматься над тем, как дальше работать. Слишком «сытая», беспроблемная жизнь всегда расслабляет. Но здесь нужно отметить, что кризисы для образования не всегда совпадают с кризисами для общества в целом. Например, самый серьезный кризис для российского образования был не в 1998, а в 1995 году. И когда встал вопрос о закрытии вузов, началось развитие платных образовательных услуг и системы платного образования. Конечно, последствия этих изменений были как положительными, так и отрицательными, но в целом развитие шло цивилизованным путем. До кризиса многие не понимали, что платные образовательные услуги должны существовать. Считалось, что они погубят образование.

Не обойдет стороной систему высшего образования и сегодняшний кризис, тем более что он совпал с демографической «ямой». Он вынудит вузы перейти к «инновационной трансформации». Главным в этой работе, как мне кажется, станет следующее.

Во-первых тесное взаимодействие с работодателями в рамках уровневой подготовки по обеспечению прагматических компетенций выпускников, что гарантирует молодым специалистам сильные позиции на рынке труда.

Во-вторых, пересмотр структуры внебюджетных источников финансирования вузов. К сожалению, до сих пор вузы получают доход в основном за счет обучения студентов-контрактников и аренды помещений. Первое снижает среднее качество подготовки выпускников, второе вообще не является функцией университета. Вузы обязательно придут к тому, чтобы сделать основополагающими источниками своих внебюджетных доходов научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую, внедренческую деятельность, а также переподготовку кадров.

– Решение каких вопросов, связанных с подготовкой специалистов, Совет ректоров считает приоритетным? Какую проблему выделяет как самую актуальную?

– Если кратко, главной задачей, связанной с подготовкой специалистов, является совместная работа с администрацией области по «настройке» системы ВПО на целевое кадровое обеспечение программы инновационного развития региона. Ключевыми здесь являются структурная оптимизация, сетевое взаимодействие, согласование уровней профессионального образования, совершенствование непрерывной подготовки (Life Long Learning), согласование структуры и объема подготовки с требованиями рынка труда, минимизация влияния кризисных явлений на положение вузов.

– Что предпринимается, чтобы устранить характерный для всей России дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда?

– Как известно, перед системой образования стоят две главные задачи: кадровое обеспечение развития региона и удовлетворение потребностей общества и отдельной личности в знаниях.

Для успешного выполнения указанных функций государство, профессиональные союзы и работодатели должны широкомасштабно и массированно информировать общество о востребованности тех или иных специалистов, об их социальных и экономических перспективах, вплоть до выпуска специализированных массовых изданий. Это ускорит смещение общественного мнения в сторону интересов рынка труда. Ведь, в конечном счете, решение принимают молодые люди и их родители.

– Какие из вузов области выиграли гранты во всероссийском конкурсе инновационных образовательных программ? Каковы результаты этих проектов?

– Это два вуза: Новосибирский государственный университет и Новосибирский государственный технический университет. Реализация проектов существенно повысила их инновационный потенциал, в частности путем создания новейших лабораторий, научно-образовательных центров и центров коллективного пользования, оснащения современным оборудованием, полностью соответствующим мировому уровню. В этих учебных заведениях подготовлена база для реализации инновационной исследовательской деятельности по актуальным для России и мирового сообщества научным направлениям, в том числе по наноматериалам и нанотехнологиям. Разработаны новые образовательные программы, учебно-методические комплексы, электронные среды для сопровождения учебного процесса. Основой инноваций является реализация принципов Болонского соглашения, цель которой – обеспечение высокого качества образовательного процесса, доступности и прозрачности образовательных услуг, ориентация на потребности мирового рынка труда.

– Следующий вопрос адресован Вам как члену Аккредитационной коллегии Рособрнадзора. Сейчас активно обсуждаются изменения в системе аккредитации. Как Вы считаете, какие аккредитационные показатели или их параметры необходимо совершенствовать или добавлять, чтобы стимулировать университеты к дальнейшему развитию?

– Безусловно, одной из важнейших характеристик инновационной деятельности любого вуза является научная деятельность. В этом ключе обсуждаемое в настоящее время повышение аккредитационного показателя, характеризующего объем финансирования научных исследований, вполне разумно и отвечает требованиям сегодняшнего дня. Еще одним важным показателем, который пока не включен в перечень аккредитационных, является индекс цитируемости научных статей в отечественных и зарубежных изданиях. Он характеризует результативность научных исследований и все чаще используется как один из критериев в конкурсном отборе заявок на грантовую поддержку, финансирование научных исследований в рамках целевых программ, а также при выделении стимулирующих средств государственным вузам.

В то же время хотелось бы проанализировать показатель, характеризующий количество аспирантов на 100 студентов приведенного контингента. Дело в том, что число бюджетных мест в аспирантуре ежегодно сокращается и не соответствует критериальным значениям. При этом в приведенный контингент входят не только бюджетные студенты, но и студенты, обучающиеся по контракту, и даже заочники, а эти категории значительно отличаются друг от друга по степени заинтересованности в продолжении обучения в аспирантуре.

Хотелось бы обратить внимание еще на одну проблему, которая в свете внедрения в российское образование принципов Болонского соглашения становится все более актуальной. Сложившаяся система аккредитации не позволяет начинать обучение по инновационным образовательным программам, разработанным на основе компетентностного подхода и Болонских принципов, поскольку неотъемлемой частью аккредитационной процедуры является этап достаточно жесткой проверки учебных планов на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов. Дело в том, что для вузов – участников эксперимента по внедрению системы зачетных единиц – предусмотрена свобода в реализации дисциплин федерального компонента стандарта (в пределах 50 процентов), однако четко прописанной процедуры, которая бы позволяла автоматически пользоваться этой свободой, не существует. В результате вуз, воспользовавшись обоснованными отклонениями от требований ГОС, подвергает своих студентов опасности не получить при выпуске диплом государственного образца.

Кроме того, для обеспечения реальной мобильности студентов, составной частью которой является свобода выбора учебных курсов и преподавателей, а также для привлечения к реализации учебных планов специалистов из лучших научных центров и университетов необходимо, по примеру западных университетов, снизить лицензионные требования, предъявляемые к штатной обеспеченности вуза, скорее всего до 30 процентов. В противном случае реализация основного, по сути, принципа Болонского процесса будет лишь формальной.

Следует разобраться и с нормативами обеспеченности образовательного процесса учебно-лабораторной базой, а также с тем, какие учебные здания и помещения принимаются во внимание при расчете предельного контингента: например, учитываются ли спорткомплекс, центр культуры, площади, безвозмездно предоставляемые предприятиями и научными центрами. Следует также подумать и об эффективности использования учебных площадей.

Несколько слов о порядке введения новых критериев аккредитации. Несмотря на то, что действующие аккредитационные показатели были официально утверждены как основа для принятия решения о присвоении вузу определенного статуса (университет, академия, институт), на практике из этого правила была сделана масса исключений.

Новые критерии аккредитации необходимо обсудить со всеми ведомствами, общественностью и представителями рынка труда. Хотелось бы также определиться, насколько строго они будут соблюдаться при принятии решений, независимо от того, государственный вуз рассматривается или негосударственный.

– Известно, что Совет ректоров заключил соглашение с Союзом новосибирских студенческих организаций. В чем суть этого соглашения?

– Цель соглашения о сотрудничестве – координация совместных действий по реализации государственной политики в области образования и государственной молодежной политики. Направления совместной работы включают:

  • контроль над соблюдением прав и гарантий студентов, закрепленных в российском законодательстве, в том числе развитие системы образовательных государственных кредитов;
  • правовое обеспечение совместной деятельности администраций вузов и студенческих организаций;
  • обучение студенческого актива;
  • организацию воспитательной работы с обучающимися;
  • проведение социологических исследований в студенческой среде;
  • совершенствование системы социальной поддержки студентов, разработку предложений по расширению комплекса государственных гарантий для этой категории молодежи;
  • содействие занятости обучающихся, трудоустройству молодых специалистов;
  • разработку и реализацию проектов, направленных на развитие медицинского обслуживания, организацию культурномассовой, физкультурной и оздоровительной работы, повышение качества жилищно-бытового обеспечения, формирование и эффективное использование фондов социальной защиты студентов;
  • совместную разработку социальных программ.

Представители Союза новосибирских студенческих организаций присутствуют на заседаниях руководящих органов Совета ректоров при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы молодежи, участвуют в разработке имеющих к ним отношение программ и концепций. В свою очередь, Союз принимает на себя обязательство своими программами и проектами содействовать снижению социальной напряженности в студенческих коллективах, при возникновении острых проблем оказывать помощь ректорам в организации конструктивного диалога с молодежью, развивать в вузах систему студенческого самоуправления.

– Какими Вы видите взаимоотношения образовательных учреждений с работодателями в идеале? Как обстоит дело в реальности?

– Как известно, идеальных взаимоотношений и систем не бывает. Вместе с тем следует отметить, что уже более пяти лет назад в регионе появилось осознание того, что для подготовки специалистов с требуемыми компетенциями необходимы совместные профессиональные усилия и объединенные материальные ресурсы вузов и предприятий. У нас сложились конструктивные отношения с местными отделениями РСПП, союза машиностроителей, Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий. Налажено тесное сотрудничество с предприятиями, включающее большое количество форматов, среди них:

  • согласование компетенций, необходимых специалистам в различных сферах деятельности, а также учебных планов;
  • целевая подготовка кадров;
  • разработка индивидуальных образовательных траекторий в рамках переподготовки и повышения квалификации специалистов;
  • создание структурных подразделений предприятий (конструкторских бюро, лабораторий и исследовательских центров) в вузах для осуществления ранней специализации студентов, участия в выполнении работ по заказам предприятий;
  • выполнение хоздоговоров и др.

Примерами эффективного взаимодействия вуза с предприятиями могут служить работа студенческого конструкторского бюро НПО «ЭЛСИБ» в Новосибирском государственном техническом университете и участие магистрантов этого образовательного учреждения в работе НАПО им. В.П. Чкалова по проектированию и изготовлению самолета «Sukhoi Superjet 100». Крепкие партнерские связи налажены у Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики с ведущими операторами связи, у Сибирского государственного университета путей сообщения и Новосибирской государственной академии водного транспорта – с предприятиями транспортной отрасли. При Совете ректоров существует совет руководителей кадровых служб предприятий для координации работ по подготовке кадров.

Мы планируем расширять взаимодействие между вузами и работодателями, искать и внедрять новые формы такого сотрудничества.

– В декабре прошлого года в Новосибирске состоялось совместное заседание общего собрания СО РАН и Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа. Какие вопросы обсуждались на этом представительном форуме?

– Ключевыми для этого форума можно назвать слова «интеграция» и «инновация» – именно этим аспектам деятельности была посвящена большая часть заседания. Вице-президент Российской Академии наук, председатель Сибирского отделения РАН А.Л. Асеев выступил с докладом о взаимодействии академических институтов с вузами сибирского региона. Заместитель губернатора Новосибирской области, руководитель департамента науки, инноваций, информатизации и связи Г.А. Сапожников рассказал о технопарковой идеологии в подготовке кадров для инновационной экономики. Рассматривались вопросы, связанные с формированием в Рособрнадзоре новой сети диссертационных советов, сбором и анализом информации о соответствии специальностей выпускников вузов потребностям промышленности, науки, сельского хозяйства, образования, переподготовкой учителей на базе вузов.

С докладами, посвященными моделям интеграционного взаимодействия, выступили ректоры ведущих университетов Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска, Омска. Кроме того, на заседании обсуждалась перспектива реализации интеграционных межвузовских проектов как «точек роста» высшей школы Сибири. В качестве действенного примера интеграции называлась ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет».

Одним из важных направлений взаимодействия вузов может стать совместное использование ресурсов центров и лабораторий, созданных в вузах Сибирского федерального округа в рамках инновационных образовательных программ.

– Сталкиваются ли вузы с отсутствием спроса на инновации со стороны предприятий Новосибирской области? В чем причины этой проблемы?

– Безусловно, малый спрос на инновации со стороны предприятий серьезно тормозит перевод промышленности России на инновационные рельсы. Не являются исключением и предприятия Новосибирской области. И причин тому множество. Первая и главная из них – отсутствие у предприятий средств на инновации. И здесь, казалось бы, государство идет навстречу бизнесу: запущены в действие федеральные целевые программы, предусматривающие финансирование внедрения инноваций из средств федерального бюджета. Например, программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» предусматривает финансирование создания новых наукоемких технологий и продукции на конкурсной основе при условии, что не менее 50 процентов финансирования бизнес обеспечит из собственных средств. Но когда речь идет о сотнях миллионах рублей, условие софинансирования становится для многих предприятий непреодолимым препятствием. При обсуждении этого вопроса на общем собрании Новосибирской областной общественной организации «Новосибирский союз руководителей предприятий и работодателей» отмечалось, что большинству предприятий суммы в 10 млн. рублей и в 100 млн. рублей одинаково недоступны.

Вторая причина – и она не менее важная – это дефицит высококвалифицированных кадров, обладающих инновационным мышлением и способных провести на высоком уровне маркетинговые исследования, подготовить качественный бизнес-план, внедрить новые технологии и освоить выпуск инновационной продукции. Для этого в регионе организован «инновационный всеобуч» – переподготовка работников предприятий, включая руководящий состав.

Есть и другие причины низкого спроса на инновации: несовершенство законодательной базы (в частности, федеральный закон № 94, который существенно ограничивает инновационную инициативу вузов и не дает возможность оперативно реализовывать инновационные проекты); наличие на рынке монополистов, диктующих высокие цены на свою продукцию независимо от ее качества; несбалансированность государственной политики в отношении малых инновационных компаний, государственных предприятий и крупного бизнеса.

Большинство инноваций, предлагаемых вузами, пока еще ждет своего часа, однако то, что часть имеющихся разработок все же находит своего потребителя, вселяет оптимизм. Альтернативы инновационному развитию в России нет!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Владимир Садырин. Подведение итогов ПНП «Образование»
Республика Дагестан - реиональный обзор
Реальность и тенденции СПО. Новосибирская область
Научный потенциал Челябинской области
Новосибирская область: уникальный сплав науки и образования
Новосибирский государственный технический университет – лидер региона
Место и роль новой модели образования
Ростовская область: итоги совместного труда
Паспорт региона: Новосибирская область
Совет ректоров вузов Красноярского края

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ