Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Обеспечение качества образования в Казахстане

Редакция нашего журнала обратилась к Шолпан КАЛАНОВОЙ, научному руководителю Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО), прежде всего как к профессионалу, стоявшему у истоков создания национальной системы обеспечения качества образования Казахстана.

26.04.2010
Просмотров: 5900

Важно найти единомышленников

КАЛАНОВА Шолпан Муртазовна – научный руководитель Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, доктор педагогических наук, кандидат химических наук, профессор

Редакция нашего журнала обратилась к Шолпан КАЛАНОВОЙ, научному руководителю Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО), прежде всего как к профессионалу, стоявшему у истоков создания национальной системы обеспечения качества образования Казахстана. Проблемы, которые решаются сегодня в этой сфере, во многом являются общими для наших стран, к счастью, добрых соседей и партнеров.

– Шолпан Муртазовна, НКАОКО создано в 2008 году. Каковы основные направления его деятельности, значимые достигнутые результаты, а также проблемы, которые требуют решения? В частности, если подвести промежуточные итоги работы агентства, что бы вы назвали главными достижениями прошедшего периода?

– В уставе агентства прописано, что основной целью его деятельности является повышение конкурентоспособности учебных заведений Республики Казахстан на национальном и международном уровнях через инструменты повышения качества образования: проведение рейтинга организаций образования, аккредитацию, образовательный аудит, бенчмаркинг, информационную деятельность и проведение научных и аналитических работ, формирование культуры качества в системе образования; содействие организациям образования в повышении эффективности и устойчивости. Все эти виды деятельности не имеют коммерческой направленности, поэтому агентство является некоммерческой организацией.

Основной проблемой для таких организаций является отсутствие финансирования, а значит, трудно найти людей, готовых работать только за идею. Поэтому начинать всегда очень сложно: важно найти единомышленников, которые смогут поддерживать вас. Главным нашим ресурсом была поддержка, даже моральная, различных людей и организаций, отдельных вузов, которые осознавали, что наше агентство необходимо для развития системы образования, для получения достоверной информации всеми заинтересованными лицами, поэтому оно должно существовать.

На сегодняшний момент нашему агентству еще нет полных двух лет, однако уже можно подвести некоторые итоги. Мы являемся членами различных международных сетей по обеспечению качества: это международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании INQAAHE, азиатско-тихоокеанская сеть гарантии качества APQN, имеем ассоциативный статус в Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании ENQA.

Мы разработали методическое обеспечение для сопровождения процедуры институциональной аккредитации: руководство для процесса самооценки вузов, руководство для проведения внешнего визита и другие. Агентством проводятся семинары для ректоров по оценке качества. Например, совместно с НДП «Нур Отан» мы провели в 2009 году семинар на тему «Процессы демократизации в оценке качества высшего образования – введение процедуры аккредитации», в котором участвовало свыше 80 руководителей казахстанских вузов. На базе агентства сформирован общественный Аккредитационный совет, в который вошли известные эксперты, депутаты парламента страны, представители министерства образования и науки Республики Казахстан, НЭП «Союз Атамекен» – орган работодателей Казахстана, студенты. Нас приглашают на конференции высокого ранга, так, например, 12 марта в Астане прошла международная конференция «Развитие человеческого капитала Республики Казахстан: вызовы и решения», организованная народно-демократической партией «Нур Отан» и Советом иностранных экспертов, где нами был представлен доклад о казахстанском опыте независимой оценки качества учебных заведений.

Недавно НКАОКО заключило меморандум о сотрудничестве со знаменитым Центром международного высшего образования Бостонского колледжа (CIHE), возглавляемого всемирно известным ученым в области сравнительного высшего образования профессором Филлипом Альтбахом, о выпуске русскоязычной электронной версии американского журнала «Международное высшее образование», чтобы «охватить» русскоязычную аудиторию стран СНГ. Наше агентство взяло на себя ответственность за перевод и редактирование журнала на русском языке. Хотелось бы, чтобы большая аудитория журнала «Аккредитация в образовании» приобщилась к чтению материалов о тенденциях в международном высшем образовании на сайте: www.ihe.nkaoko.kz.

Кроме того, для нас большой честью и доверием было получение в 2009 году лицензии Всемирного банка на перевод и издание в Астане на русском языке книги известного ученого, координатора по высшему образованию Всемирного банка Джамиля Салми «Создание университетов мирового класса». Пожалуй, это главные вехи, т.к. все перечислить трудно.

– В декабре 2009 года, впервые в истории современного Казахстана, прошла первая независимая национальная институциональная аккредитация высшего учебного заведения в Казахстане – Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, аккредитацию которого проводило НКАОКО. Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы независимой национальной институциональной аккредитации вузов в Республике Казахстан и ее реальная роль в повышении конкурентоспособности высших учебных заведений на национальном и международном уровнях?

– Очень хороший вопрос. Почему? Не каждый вуз отважится пройти аккредитацию в агентстве, которое не является подведомственной организацией Министерства образования и науки РК, агентстве, которое только начало свою работу. В Казахстане пока еще не сформирован регистр признанных агентств, который планируется создать на основе Закона РК «Об изменениях и дополнениях в Закон РК «Об образовании», находящегося на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. Закон предусматривает создание конкурентного поля в системе аккредитации для того, чтобы вузы имели возможность выбора. Но на сегодняшний день многие вузы «не рискуют» и идут на аккредитацию в подведомственную структуру Министерства образования и науки РК – Национальный аккредитационный центр. Тем не менее, достаточное количество вузов выбирает и наше агентство.

Наши подходы к аккредитации отличаются от принципов государственной аттестации, при которой основная задача заключается в выявлении недостатков в деятельности вуза. Внешний аудит не выявляет недостатки – их выявляет сам вуз, команда внешних экспертов определяет степень достоверности отчета о самооценке, работа команды коллег имеет больший фокус на оценку и избегает «обвинительного уклона». Почему? Это объясняется тем, что внешний аудит проводится только тогда, когда вуз к нему подготовится. То есть груз основной работы и ответственности лежит на самом вузе, эта ответственность учебного заведения прописана в Европейских стандартах и руководящих принципах.

В чем же тогда заключается роль агентств? Агентства проводят семинары по аккредитации непосредственно в вузах с участием всего коллектива, а также консалтинговые работы, готовят вуз к аккредитации, сертифицируют экспертов, поэтому во время проведения внешнего визита представитель агентства не имеет права вмешиваться в работу и оценку команды экспертов, он только сопровождает их.

Если говорить о перспективах независимой национальной аккредитации Казахстана, то маятник государственного интереса резко качнулся в сторону независимой общественной оценки. Это связано, прежде всего, с подписанием в феврале нынешнего года Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, в котором прописано, что «…повышение качества образовательных услуг будет сопровождаться улучшением системы финансирования образования, расширением инфраструктуры системы образования за счет введения неправительственных, некоммерческих агентств, созданием независимой национальной системы аккредитации учебных заведений по международным стандартам и независимых рейтингов...».

В настоящее время Министерством образования и науки РК разрабатывается Государственная программа развития образования до 2020 года, в которой упомянутые задачи будут прописаны более детально.

– На современном этапе широкое распространение получила практика составления национальных рейтингов вузов. Одной из главных задач, которые решает НКАОКО, как раз и является организация и проведение ранжирования высших учебных заведений. Какие механизмы, на ваш взгляд, наиболее эффективны для решения этой задачи? Судя по вашим выступлениям в СМИ, вы считаете, что «наша задача – войти в списки международных рейтингов наравне с другими 30 странами мира». На каком отрезке пути к достижению этой цели, по вашей оценке, находятся сегодня высшие учебные заведения Казахстана?

– Составление рейтингов – чрезвычайно актуальная задача в настоящее время. Хотя рейтинг – достаточно грубый инструмент оценки, т.к. при его составлении оценивается не вся деятельность учебного заведения, как при процедуре аккредитации. Однако грамотный рейтинг очень важен для абитуриентов и работодателей. Нужно понять, что рейтинги – это инструмент, стимулирующий конкуренцию между вузами. Я знаю, что во многих вузах по результатам рейтингов проводятся ученые советы: поэтому рейтинг – это своеобразный «бенчмаркинг» – равнение на лучшего. Результаты рейтинга заставляют учебные заведения вносить коррективы в стратегию своего развития. Это толчок, стимул для дальнейшего развития вуза. Стратегическая задача по вхождению в рейтинги университетов мира поставлена перед вузами в Послании Президента страны народу Казахстана. Университеты работают над решением этой задачи, прежде всего, большое внимание начали уделять публикациям научных статей на английском языке. У нас уже есть хорошая новость: в британском рейтинге QS – лучшие университеты мира в 2010 году, появились наши вузы – это Евразийский национальный университет имени Л. Гумилева и другие.

– Какими основными критериями руководствуется ваше агентство при составлении рейтингов?

В 2008 году мы провели институциональный рейтинг вузов Казахстана с ассоциацией вузов Казахстана по разработанной методике НКАОКО, которая получила одобрение IREG и опубликована в журнале «Higher Education in Europe» №№ 2-3 2008. Когда вводятся те или иные индикаторы, нужно учитывать не только международную практику, но и ситуацию в стране, чтобы мотивировать вузы к деятельности в определенном направлении. Я не буду подробно останавливаться на наших индикаторах и критериях, т.к. кому это будет интересно, может зайти на наш сайт: http://nkaoko.kz/rating. Например, чтобы мотивировать вузы к разработке добротных и полезных для студентов и преподавателей сайтов, мы ввели специальный индикатор по информационному обеспечению, поскольку, к сожалению, в вебометрическом рейтинге наших вузов пока нет, поэтому необходимо стимулировать их присутствие и в этом рейтинге.

– Ваше агентство является одним из соучредителей IREG – Международной обсерватории по академическим рейтингам и превосходству. На решении каких вопросов сосредоточены сегодня международные эксперты в области академического рейтинга? Как вы оцениваете главные итоги прошедшей летом 2009 года в Астане конференции IREG?

– Да, мы действительно являемся одной из девяти организаций соучредителей международной организации IREG-обсерватория по академическим рейтингам и превосходству. Недавно, 8 марта 2010 года прошла генеральная Ассамблея IREG-обсерватории в Варшаве. Генеральная Ассамблея приняла новых членов: Совет по оценке высшего образования и аккредитации Тайваня HEEACT, британскую компанию Quacquarelli Symonds – QS, которая проводит рейтинги университетов мира, МГУ им. М. Ломоносова и французскую обсерваторию по науке и технике OST (l’Observatoir des Science et des Techniques). Могу поздравить вас с тем, что Россия также присоединилась к IREG-обсерватории. Один из вопросов, который сейчас решается, – это разработка критериев аудита рейтингов на соответствие Берлинским принципам.

Кстати, на конференцию в Астану приехало более 60 экспертов из 28 стран мира – и из Латинской Америки, из США, из Австралии. Также в конференции приняли участие ректоры казахстанских вузов. В общем, география была очень обширной. Но дело даже не в перечне стран, это действительно известные ученые и эксперты экстра-класса. На конференции был продемонстрирован новый взгляд на рейтинги вузов с точки зрения наукометрических данных. Речь идет, прежде всего, о количестве статей на английском языке, опубликованных преподавателями вуза в научных журналах, которые пользуются всемирной популярностью. Также в международной практике учитывается индекс цитирования, то есть ссылки на статью конкретного автора в других изданиях. Кстати, чтобы попасть даже не в международный рейтинг, а просто в мировую базу данных по вузам, учебное заведение должно иметь не менее ста научных публикаций в год на английском языке. Для казахстанских ректоров это была новая информация и возможность рывка вперед в совершенствовании своих знаний и в будущей деятельности руководимых ими университетов.

– «Вхождение казахстанской высшей школы в Болонский процесс мы рассматриваем как средство повышения качества подготовки специалистов для национальной экономики, а также как необходимое условие усиления позиций Казахстана в международном образовательном пространстве», – сказал министр образования и науки Казахстана Ж. Туймебаев в своем выступлении на конференции «Болонский процесс 2009» на уровне министров образования в апреле прошлого года. Следующая встреча министров образования состоялась в марте 2010 года. Как вы считаете, сегодня Казахстан уже можно назвать «полноправным участником Болонского процесса»?

– Вы можете поздравить Казахстан, так как 11 марта 2010 года в Вене министр образования и науки Казахстана Жансеит Туймебаев подписал Болонскую декларацию, причем все европейские министры, ответственные за высшее образование, единогласно поддержали Казахстан в стремлении войти в европейскую зону высшего образования. Поэтому для казахстанского высшего образования начался новый этап развития. Нужно отметить, что мы понимаем меру ответственности и обязательства, которые взял на себя Казахстан. Но для нас это огромная радость, которая потребовала много усилий, – министерству образования и науки пришлось выполнить огромную предварительную работу, чтобы войти в круг европейских государств. Наше агентство собирается выпустить серию книг по Болонскому процессу, подготовленных под научной редакцией российского профессора В.И. Байденко, представленных нам на безвозмездной основе Исследовательским центром по проблемам качества подготовки специалистов МИСиС (Москва), с которым мы давно сотрудничаем.

В конце апреля в Астане планируется провести съезд работников образования стран СНГ, на котором будут обсуждаться и вопросы, которые вы поднимаете.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: казахстан, шолпан каланова, зарубежный опыт, качество образования, СНГ, содружество, ао-38

Похожие материалы:
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Система высшего образования республики Казахстан
IV Ассамблея Евразийской сети обеспечения качества образования
Национальная модель аккредитации: опыт Казахстана
Адаптированная модель дуальной технологии. Опыт Казахстана
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
Интеграционные аспекты в оценке качества образования
Будущее независимой аккредитации в Казахстане
Сравнительный анализ национальных рамок квалификаций России и Казахстана
Общая идеология интеграции

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (95)

Ключевая тема номера – мировая конкурентоспособность России. Как повысить привлекательность страны в глазах международного сообщества, усилить экспортный потенциал образовательной системы, ответить на вызовы экономической реальности? Об этом и многом другом читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
Слово редактора к №95
Если мы такие бедные – «по доле ВВП, идущей на образовательную отрасль, отстаём от всех стран, с...
Из журнала
#88Пути эффективного развития сферы ДПО в России
#88Международная деятельность Новгородского государственного университета
#88Синергетический эффект интеграционной модели обучения
#84Актуализация ФГОС при внедрении новых стандартов
#88Технология внедрения профессиональных стандартов
Информационная лента
14:51СФУ вошёл ТОП-10 поискового рейтинга вузов от Яндекс
14:40Всероссийский форум иностранных обучающихся
13:52Лучший молодой декан России работает в АлтГТУ им. И.И. Ползунова
13:16Победители конкурсов Президентской программы РНФ
11:54В магистратуре ТПУ начали готовить руководителей энергопредприятий