Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Обучение в семье – вклад в образование будущего

В последние годы движение сторонников семейного образования – или домашнего образования, как его называют на западе, – ширится и разрастается. Увеличивается число семей, которые могут давать своим детям общее образование сами, без школы. Движение становится действительно всемирным, перед ним встают новые, глобальные задачи.

Просмотров: 3827

Политиков, ученых и лидеров движения за семейное образование собрала со всего мира в начале ноября в Берлине первая Всемирная конференция по домашнему образованию «Global Home Education Conference – 2012».

Один из активных авторов нашего журнала, председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи» Павел ПАРФЕНТЬЕВ являлся членом оргкомитета форума, представляя Россию. Позиция известного в стране, и особенно в Санкт-Петербурге, консультанта по домашнему образованию по возвращении еще более укрепилась. Он считает, что использование возможностей семейного образования, как и любого плодотворного образовательного подхода, очень полезно для развития и обогащения всей системы.

– В последние годы движение сторонников семейного образования – или домашнего образования, как его называют на западе, – ширится и разрастается. Увеличивается число семей, которые могут давать своим детям общее образование сами, без школы. Движение становится действительно всемирным, перед ним встают новые, глобальные задачи. В одних странах семейное образование существует свободно, а в других – выбирающие его семьи подвергаются настоящим преследованиям. Сторонников семейного образования объединяет главное – они на опыте знают, что эта успешная и современная форма обучения приносит прекрасные плоды.

Так у нескольких лидеров движения за семейное образование из разных стран в этом году созрела идея – собрать политиков, общественников, экспертов и на высоком уровне обозначить вопросы, с которыми в разных странах сталкиваются практики семейного обучения. Это предложение получило довольно широкую поддержку, и результатом стала первая в истории Всемирная конференция по домашнему образованию (GHEC – 2012). На мой взгляд, это грандиозный опыт. Форум стал подлинно международным, объединив делегатов из 26 стран мира. Событие такого уровня, посвященное семейному образованию, просто уникально. Участники имели возможность обменяться опытом, обсудить проблемы и перспективы – как общие, так и касающиеся конкретных стран, Европы. Меня участие в конференции очень вдохновило, удалось лично встретиться со многими: и с новыми коллегами, и с теми, с кем уже давно сотрудничал дистанционно.

– Павел Александрович, как выглядит ситуация с семейным образованием в России на фоне мирового сообщества?

– Если говорить о мире, то в некоторых странах у практиков семейного образования больше свободы, чем у нас: скажем, в ряде штатов США, в Великобритании, отчасти в Ирландии. Но на фоне континентальной Европы у нас очень хорошая ситуация. Дело в том, что в Германии, Швеции, например, право на семейное образование – следующее, кстати, из норм международного права – не соблюдается, а выбирающие его семьи подвергаются жестокому преследованию.

Нормы, которые ставят образование в семье вне закона в Германии, восходят еще к периоду, когда у власти был Гитлер. В Швеции тоже очень страдают семьи, выбирающие семейное образование. Так, несколько лет назад у семьи Йохансон отобрали сына только за то, что они учили его дома – родители до сих пор пытаются вернуть мальчика. Глава шведской ассоциации семейного образования вынужден жить со своей семьей в изгнании – в Финляндии, где можно свободно учить детей дома.

В этом смысле можно без преувеличения сказать, что Россия – прямо-таки образец соблюдения прав человека в области образования. Но и у нас, конечно, много что еще нужно сделать, особенно на практике, в регионах. Кстати, наши специалисты разработали критерии продуктивной региональной политики в отношении семейного образования, которые я представил на конференции. Были там и представители государственной власти из регионов России, с которыми мы плодотворно общались. Надеюсь, диалог и сотрудничество, начало которым было положено в Берлине, продолжатся в России.

– Как вы оцениваете перспективы семейного образования в мире и в России?

– Очень оптимистично. На сегодняшний день семейное образование – самая быстро развивающаяся и растущая форма образования в мире. В России тоже растет число семей, выбирающих ее. Согласно данным современной науки участие родителей в обучении детей даже более значимо, чем качество обучения в школе. На конференции выступал доктор Гордон Ньюфелд, специалист по детскому развитию с мировым именем, который объяснил всем этот феномен. Оказывается, природа «запрограммировала» ребенка на то, чтобы он учился именно у тех, к кому сильно лично привязан и кому доверяет. А такое доверие, естественно, возникает прежде всего в кругу семьи.

– Насколько различаются особенности подходов и методов в семейном обучении в разных странах? Чьи подходы нам ближе?

– Везде существуют самые разные методы и подходы, а их распространение зависит только от рамок, устанавливаемых местными законами. Спектр очень широкий: от полностью «свободного» от программ и алгоритмов анскулинга1 до системного домашнего обучения, от обучения только в рамках отдельной семьи до обучения в различных семейных сообществах, близких по подходам и ценностям. На конференции представители всех подходов чувствовали себя на равных, всех объединяло одно – выбор в пользу обучения ребенка семьей и в семье.

Не скрываю, что сам я являюсь сторонником более структурированных подходов. При этом, однако, уверен, что право выбирать те или иные методы и подходы, отвечающие потребностям конкретного ребенка и его семьи, всегда должно принадлежать родителям.

– По каким критериям оценивают качество домашнего образования эксперты? Где, когда и кем проводились исследования по эффективности домашнего образования?

– Вопрос критериев – очень обширный. Здесь важны задачи, которые ставятся в образовании ребенка. Не секрет,семья и государство эти задачи могут видеть по-разному.

С точки зрения норм международного права, у семьи тут приоритет – государство может лишь требовать соответствия получаемого образования некоторым минимальным требованиям.

И все же результаты можно оценить. В частности, в некоторых странах дети сдают специальные стандартизованные тесты, похожие на наши ГИА и ЕГЭ. В США, где очень большое количество «домашних учеников», проводились серьезные сравнительные исследования. Все они показали, что академические достижения детей, обучаемых в семье, в среднем на 20-30 пунктов выше, чем у посещающих школу. Причем этот показатель не зависит ни от уровня государственного контроля над обучением, ни от уровня образования или педагогической подготовки самих родителей.

То же и с социальными результатами детей. Доктор Брайан Рэй из Национального института исследований домашнего обучения (США) так суммировал все имеющиеся научные данные: во всех надежных исследованиях результаты домашнего обучения или лучше, чем у школы, или как минимум не хуже. И нет никаких фактов, которые бы указывали на какие-то отрицательные последствия домашнего образования. Данные самые разные – от официальной госстатистики, одно время собиравшейся в США, до академических исследований, в том числе весьма масштабных.

– Какова государственная политика в отношении семейного образования в России и за рубежом?

– В разных странах ситуация, как я уже говорил, сильно различается. И здесь очень важно международное право. В частности, Всеобщая декларация прав человека признает именно за родителями право приоритета в выборе вида образования для своих детей. При этом международные нормы признают право родителей обеспечивать обучение детей в согласии со своими философскими и религиозными убеждениями и устанавливают, что это право нельзя ограничивать даже в чрезвычайной ситуации, в условиях войны или стихийных бедствий. Поэтому те страны, в которых семейное образование преследуется или ограничивается, серьезно нарушают права человека.

В России, как я уже говорил, государство полностью признает, что именно родителям принадлежит право выбирать форму обучения для несовершеннолетних детей. По действующему закону (и в проекте нового закона «Об образовании» эта норма сохраняется) право выбрать семейное образование имеют все родители. Другое дело, что его иногда сложно реализовать на практике, семьи встречаются с разными личными трудностями. При этом есть решение Конституционного суда о том, что государство обязано обеспечить доступность различных форм образования всем российским детям. Это касается и семейного образования. Надо совершенствовать региональную практику, региональные нормы, чтобы эта обязанность везде хорошо выполнялась. Ну и, конечно, самим школам следует становиться дружественнее по отношению к семейному образованию и вообще к семье. Есть очень хорошие примеры того, как это делать: например, я рассказывал на конференции об опыте работы с семейным образованием в школе № 277 в Санкт-Петербурге, с которой тесно сотрудничаю. Это учебное заведение очень хорошо взаимодействует с семьями, выбравшими семейное образование, и, кстати, коллектив готов делиться опытом с коллегами.

– А каков итог конференции? Была ли принята резолюция?

– На конференции была представлена международная Берлинская декларация о праве на семейное образование, которую подготовил оргкомитет. Декларация напоминает все нормы международного права (таких, кстати, немало), из которых следует необходимость обеспечить родителям возможность выбирать формы обучения детей, в том числе и семейное образование. В декларации осуждена практика тех стран, где семейное образование преследуется и тем самым серьезно нарушаются права человека в области образования. Документ провозглашает готовность координировать усилия ради того, чтобы семейное образование могло свободно использоваться во всех странах мира. Думаю, что пример России здесь может быть очень позитивным.
Русский перевод декларации опубликован на сайте аналитического центра «Семейная политика.РФ»2, которым я руковожу. Мы доведем его до сведения российских политиков, общественных лидеров и экспертов. Декларация открыта для подписи – поддержать ее может любая организация, эксперты, каждый человек доброй воли.

Важно понимать, что сторонники семейного образования не противопоставляют себя школе. Они просто выбирают другой путь, который на практике показал себя очень эффективным. Убежден, что существование семейного образования, как и любого плодотворного образовательного подхода, очень полезно для развития и обогащения всей системы, в том числе и школьной. Все мы сегодня нуждаемся в том, чтобы эта сфера жизнедеятельности развернулась лицом к семье.

  1. Анскулинг (англ. unschooling от school – школа) – не признанная в России философия и практика образования, основанная на важности соблюдения в первую очередь интересов ребенка, когда ребенок обучается без отрыва от семьи.
  2. http://www.familypolicy.ru/read/1257
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В Архангельске обсудят сотрудничество России и Финляндии в Арктике
Ведущие технические университеты мира: новые горизонты сотрудничества
III Форум ректоров ведущих университетов России и Республики Корея
УрФУ проведет международный научно-промышленный форум «Прорыв»
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Большое евразийское партнерство: прошлое, настоящее, будущее
Электронное образование: от настоящего к будущему
Есть ли шанс у российских университетов?
В ТПУ пройдет международный форум по стратегическим технологиям IFOST 2012
Форум ассоциации ENQA прошел в Испании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ