Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Особенности нижегородского профессионального образования

Интервью с губернатором нижегородской области Валерием Шанцевым о состоянии образовательной системы региона, реформах, оптимизации сети образовательных учреждений, трудоустройстве, кризисных явлениях и стратегии развития.

Просмотров: 3534
Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области

На V съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России, состоявшемся в мае 2009 года, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев был объявлен победителем отраслевого конкурса «Лидер среднего образования» в номинации «Глава региона». Если учесть, что его заслуги перед системой СПО оценивались в условиях начавшегося прошлой осенью финансово-экономического кризиса, сопровождавшегося, как следствие, массовыми увольнениями на предприятиях и возросшими требованиями работодателей к выпускникам учебных заведений, эта победа
представляется вдвойне заслуженной.

Глава Нижегородской области не без гордости вспоминает о том, что строительство его карьеры, как и у многих ныне успешных политиков и управленцев, началось с получения среднего профессионального образования – в Московском авиационном техникуме имени Н.Н. Годовикова. Сегодня Валерий ШАНЦЕВ – гость журнала «Аккредитация в образовании».

Нацпроект как катализатор

– Валерий Павлинович, в своем выступлении при получении памятного знака Союза директоров ссузов России вы отметили важную роль начального и среднего профессионального образования в социально-экономическом развитии нашей страны. Известно, что система профессионального образования возглавляемой вами Нижегородской области является одной из крупнейших в России. А насколько существенный сегмент составляет в ней СПО?

– Из общего числа студентов, обучающихся в Нижегородской области, почти четверть, а это более 53 тыс., составляют студенты учреждений СПО. Всего в нашем регионе 86 учреждений среднего профессионального образования, из них 30 – федерального подчинения, 53 – областного и 3 – негосударственных. В целом, подготовка кадров в системе СПО Нижегородской области ведется по 128 специальностям.

– Набор специальностей для ссузов региона действительно широк. Однако в обществе существует устойчивое мнение о том, что сегодня учреждения СПО не пользуются большим спросом у выпускников школ. Каковы общие тенденции по приему и выпуску в учреждениях СПО Нижегородской области?

– К сожалению, одна из главных тенденций заключается в том, что продолжается постепенное сокращение контингента обучающихся в системе СПО, хотя это, в целом, и согласуется с отрицательной демографической динамикой всей страны. Несмотря на то, что преподавательский состав учреждений СПО отличается высокой квалификацией, возрастное распределение демонстрирует тенденцию к его старению: большая часть преподавателей в возрасте старше 40 лет. И в прошлом году тенденция старения преподавательского состава только усилилась.

Хотелось бы отметить и положительную тенденцию – приближение структуры и объема подготовки кадров в системе профессионального образования к структуре научно-промышленного комплекса и социальной сферы Нижегородской области. Это проявляется в отраслевом распределении студентов. Наибольшее количество студентов системы СПО обучается по экономическим и управленческим специальностям, на втором месте – специальности сферы здравоохранения, на третьем – машиностроения. В связи с «демографической ямой» уменьшение контингента отмечается практически по всем специальностям, но более всего – по экономико-управленческим. По двум группам специальностей из числа наиболее востребованных в экономике Нижегородской области – а это информатика и сфера обслуживания, – напротив, наблюдается рост.

– Известно, что в 2005 году Правительство Нижегородской области провело масштабный анализ состояния ключевых секторов экономики и перспектив их развития, результатом которого явилась принятая в том же году «Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года». Переориентировала ли она систему профобразования региона на перспективные отрасли экономики?

– Действительно, в ходе проведенного анализа были определены отраслевые приоритеты, при этом во внимание принимались две группы критериев: привлекательность сектора, с точки зрения его потенциального вклада в экономику области, и наличие на территории предпосылок и условий для успешного развития сектора. Принимая во внимание целевую структуру экономики, были сформулированы требования к развитию региональной инфраструктуры и трудовым ресурсам. Особенность отраслевой структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования Нижегородской области долгие годы определяла ее жесткая привязка к промышленности. Это выражалось в доминировании подготовки кадров по техническим специальностям над всеми остальными. Сегодня в стратегии развития области выделены три основные группы отраслевых приоритетов:

  • автомобилестроение, научно-образовательный комплекс и новая экономика, информационные технологии, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, химико-фармацевтическая промышленность;
  • черная металлургия, топливная промышленность, авиастроение, химическая и нефтехимическая промышленность, стекольная промышленность, туризм;
  • производство строительных материалов, медицинская промышленность, лесопромышленный комплекс и целлюлозно-бумажная промышленность, легкая промышленность, судостроение, сельское хозяйство.

В целом, по региону имеет место тенденция приближения структуры и объема подготовки кадров в системе профессионального образования к структуре научно-промышленного комплекса и социальной сферы.

Созданию системы профессионального образования, ориентированной и быстро реагирующей на запросы рынка труда, способствует областная целевая программа «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2009-2010 годы». Ее основная цель – обеспечить устойчивую работу организаций путем создания эффективного механизма управления формированием, сохранением и развитием кадрового потенциала области.

Для координации взаимодействия организаций и учреждений профобразования Нижегородской области, согласованности действий на рынке труда органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, повышения эффективности использования сети учреждений профессионального образования в интересах совершенствования системы подготовки и распределения кадров для отраслей экономики создан координационный совет при губернаторе. В него входят руководители министерств и ведомств, органов местного самоуправления районов и городов области, представители ассоциаций промышленников и предпринимателей и учреждений профессионального образования.

– Можно ли уже говорить о позитивных переменах, связанных с началом реализации программы по подготовке кадров?

– Перемены есть. Например, с момента принятия программы увеличилось целевое финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования Нижегородской области со стороны работодателей. Все большее число работодателей вовлекается в процесс подготовки рабочих кадров. Перечисленные ими средства направляются на модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений, укрепление оснащенности учебных помещений, современное информационное сопровождение учебного процесса.

Немаловажно и то, что в ходе реализации программы была подготовлена основа для участия в приоритетном национальном проекте «Образование» государственных учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы, для государственной поддержки в деле подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств. Именно проект «Образование» послужил катализатором процессов реального участия бизнеса в вопросах подготовки современных кадров.

Работодатели требуют…

– Какие требования предъявляют работодатели Нижегородской области к учреждениям профессионального образования и их выпускникам?

– Главная претензия работодателей сегодня – это оторванность знаний, получаемых молодыми специалистами, от практики. Она может проявляться по-разному: как в неумении обращаться с современным оборудованием, так и в психологической неподготовленности к реалиям тяжелого промышленного производства, к руководству рабочими, к поведению в бизнес-среде. В качестве мер для выхода из такой ситуации большинство работодателей видит, во-первых, увеличение сроков и углубление содержания производственной практики, во-вторых, дополнение преподавательских кадров знающими современную конкретику специалистами из реального бизнеса и производства.

Таким образом, можно отметить ряд основных проблем, сформулированных работодателями.

  1. В быстроразвивающихся отраслях с большим количеством хозяйствующих субъектов (IТ, строительство, торговля, риэлторские услуги) спрос на выпускников велик, однако небольшие компании не могут позволить себе тесно сотрудничать с учебными заведениями и готовить для себя кадры. Эти отрасли нуждаются в медиаторе, который сможет сформулировать общие требования к подготовке выпускников и установить взаимодействие с профильными образовательными учреждениями.
  2. Для отраслей, находящихся в состоянии стагнации или неустойчивого роста (химия, приборостроение, многие секторы машиностроения), характерен умеренный спрос на выпускников. Взаимодействие с учебными заведениями у большинства работодателей из этих отраслей сводится к приему студентов на практику. Учебные заведения, ориентированные на эти отрасли, плохо представляют себе современные требования к выпускникам и общую потребность рынка в специалистах, которых готовят. Поэтому многие вчерашние студенты вынуждены перепрофилироваться, работать по другим специальностям.
  3. Проблемы преподавательского корпуса – в недостатке современных практических знаний и опыта, слабом притоке молодых кадров, оторванности преподавания от современного бизнеса, недостатке обмена между преподавателями и научным сообществом. «Продвинутые» работодатели направляют своих специалистов в качестве преподавателей в учебные заведения, обучают преподавателей у себя, организуют им специальные стажировки.
  4. Серьезные различия в качестве подготовки специалистов по одним и тем же специальностям в разных образовательных учреждениях. Это значит, что, наряду с актуализацией образовательных стандартов, требуется ужесточение внешнего контроля за качеством подготовки выпускников в учреждениях профессионального образования.
  5. Отсутствие ориентиров по количеству и структуре требующихся кадров. Попытки учреждений профессионального образования самостоятельно прогнозировать потребность в специалистах и подстраивать под них свои планы приводят к сильным диспропорциям на рынке труда. Для надежного прогнозирования требуются совместные усилия ассоциаций работодателей, государства и системы профессионального образования.

– Претензии у работодателей серьезные. Ориентируются ли на эти требования образовательные учреждения области?

– Вообще, учреждения профобразования нацелены на тесное взаимодействие с работодателями. Отмечу, что в системе начального профессионального образования развитие партнерства с предприятиями, профессиональными ассоциациями, службой занятости населения носит не только позитивный, но и динамичный характер. Эта деятельность ежегодно обсуждается и корректируется в рамках заседаний Нижегородского областного координационного комитета содействия занятости населения, Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, ассоциации «Агрокадры», советов директоров учреждений НПО, мероприятий традиционной выставки-ярмарки рабочих мест и т.д.

Учреждения высшего и среднего профессионального образования также активно выстраивают свое взаимодействие с промышленностью. В первую очередь, они взаимодействуют с Ассоциацией промышленников и предпринимателей Нижегородской области и предприятиями и организациями. Ряд вузов (Нижегородский государственный и Нижегородский государственный технический университеты) входит в состав ассоциации, между Советом директоров учреждений среднего профессионального образования Нижегородской области и АППНО заключен договор о совместной деятельности, в том числе по подготовке кадров. Для нас вопросы подготовки качественных кадров актуальны, поэтому они регулярно обсуждаются на заседаниях правительства, Общественной палаты Нижегородской области, Совета ректоров и Совета директоров учреждений СПО и НПО Нижегородской области.

– Сформирован ли в Нижегородской области образовательный заказ на долгосрочную перспективу?

– Для формирования образовательного заказа на долгосрочную перспективу необходим долговременный прогноз потребностей рынка труда. Сегодня такого детализированного прогноза по потребностям в специалистах не существует, кроме того, в условиях кризиса он мало что даст. Существующая стратегия развития области, обозначившая отраслевые приоритеты в развитии экономики региона, способствует улучшению ситуации с прогнозированием потребности рынка труда в специалистах, но не может заменить прогноз. В его формировании должны участвовать различные структуры Правительства Нижегородской области (Минэкономики, Минтруда, Минпром, Минобразования и т.д.), а также общественные организации – Ассоциация промышленников и предпринимателей, возможно, Совет ректоров вузов и Совет директоров учреждений НПО и СПО.

В 2008 и 2009 годах в Нижегородской области, благодаря активной позиции областных Министерства промышленности и инноваций, Министерства экономики, Министерства образования, а также Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, проделана содержательная работа по разработке порядка формирования образовательного заказа на краткосрочный и долгосрочный периоды по профессиям и специальностям в соответствии с потребностями рынка труда.

В итоге, в мае 2009 года правительство области приняло постановление «О порядке определения объема и структуры приема обучающихся за счет средств областного бюджета в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, учредителем которых является министерство образования Нижегородской области». Постановление создало механизм определения объема и структуры приема обучающихся в областные государственные учреждения профессионального образования. Этот механизм основан на следующих базовых принципах:

  • соответствии системы начального, среднего и высшего профессионального образования структуре и потребностям экономики области в кадрах соответствующего уровня образования;
  • наличии характерной для каждого вида экономической деятельности доли работников с начальным, средним и высшим профессиональным образованием, зависящей от материальной базы и структуры производства;
  • наличии определенной для каждого вида экономической деятельности доли ежегодно обновляемого персонала (отношения числа вновь принимаемых работников к общему числу работников), зависящей от возрастного состава сотрудников, заработной платы в отрасли, степени технического оснащения и т.п.;
  • ежегодном уточнении вышеупомянутых долей с учетом напряженности на рынке труда и дополнительной потребности экономики в работниках всех уровней профессионального образования.

Создание и реализация этого механизма особенно важны в условиях сегодняшнего демографического спада и экономической напряженности. Ежегодно Министерство образования и подведомственные государственные учреждения профессионального образования при участии управления государственной службы занятости населения, управления труда и занятости Министерства социальной политики Нижегородской области проводят согласование структуры, профилей и объемов приема и выпуска рабочих кадров и специалистов.

Готовились к демографическому кризису

– Валерий Павлинович, вы упомянули демографический спад, с наступлением которого России пророчили серьезные проблемы в образовательной отрасли. Насколько сильно сказалась демографическая «яма» на учреждениях образования Нижегородской области?

– Изначально система профессионального образования области формировалась параллельно с развитием промышленности. Создание новых производств подкреплялось появлением соответствующих учреждений начального и среднего профессионального образования и открытием соответствующих специальностей в вузах. В результате, на конец 80-х – начало 90-х годов система профобразования, в целом, отвечала потребностям экономики области и ближайших регионов.

Прошедшие за последние пятнадцать лет в России социально-экономические реформы значительно изменили структуру экономики области, что повлекло за собой необходимость модернизации системы профессионального образования. Происходящими демографическими процессами проблема действительно усугубляется. Но, не дожидаясь наступления демографической «ямы», в Нижегородской области были предусмотрены определенные меры по смягчению связанных с ней негативных последствий.

Так, Нижегородская область еще в 1998 году первой в России внедрила в учреждениях НПО и СПО практику многоуровневой многопрофильной подготовки кадров, то есть на базе учреждений начального профессионального образования появились государственные образовательные учреждения нового типа, в которых реализуются программы начального и среднего профессионального образования. Сегодня таких учреждений в области 34.

Это нововведение исключило дублирование дисциплин при освоении программ разных уровней и гарантировало сокращение сроков подготовки специалистов. Непрерывное профессиональное образование в одном учреждении позволяет решать и другие значимые задачи, в том числе интегрировать ресурсы для качественного обеспечения кадрами предприятий области и уменьшить миграцию молодежи из села в город. Отрадно, что идея внедрения многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений нашла широкое распространение и в других регионах России.

Кроме того, для повышения востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда около 85 процентов профессий, по которым готовятся рабочие кадры, интегрированы, то есть состоят из двух-четырех специальностей.

Изменена модель управления образовательными учреждениями профессионального образования, где, наряду с государственным институтом управления, важная роль отводится общественным формам: таким как социальное партнерство, региональный совет руководителей образовательных учреждений начального, среднего профессионального образования, секционные советы руководителей, сформированные по территориальному признаку, ассоциации сельских образовательных учреждений.

Все это позволило активизировать проявление инициативы, повышение ответственности руководителей образовательных учреждений.

Также, в соответствии с Комплексной областной целевой программой развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы, с учетом демографической ситуации оптимизируется система НПО и СПО путем объединения учреждений профессионального образования. Мероприятия по оптимизации проводятся системно и в плановом порядке, имеет место взвешенный объективный подход к данному вопросу.

Оптимизация сети учреждений профобразования позволяет снизить дублирование в подготовке одинаковых профессий, рациональнее использовать объединенную учебно-материальную базу, стабилизировать нагрузку преподавателей.

– Актуален ли в данный момент для Нижегородской области дефицит рабочих кадров?

– В сложившейся социально-экономической ситуации, несмотря на напряженность на рынке труда, связанную с высвобождением работников, дефицит именно квалифицированных рабочих кадров остается актуальным. Но, чтобы «вырастить» хорошего рабочего, специалиста, у нас имеются все необходимые условия.

В Нижегородской области существует и развивается система профессионального образования, которая располагает достаточной учебно-производственной базой, необходимыми педагогическими кадрами для осуществления профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников организаций и предприятий.

В настоящее время профессиональное обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) проводится на базе 100 учебных заведений высшего профессионального, среднего профессионального, начального профессионального, дополнительного образования, на учебно-производственных базах предприятий. Как правило, финансируется обучение за счет предприятий-работодателей.

Новое поколение рабочих

– Известно, что в Нижегородской области реализуется проект «Рабочие нового поколения», являющийся ярким примером успешного частно-государственного партнерства в области образования. Расскажите, пожалуйста, о нем. Существуют ли в области другие аналогичные проекты, предусматривающие непосредственное участие предприятий в подготовке квалифицированных кадров?

– Происходящая в России модернизация производственных мощностей требует от рабочего и технического персонала значительно большее количество компетенций, связанных с внедрением и обслуживанием новых технологий, использованием современных методов контроля качества продукции и т.д. В связи с этим требуется разработка принципиально новых форм подготовки специалистов для современного производства с учетом интересов заказчика, в роли которого выступают крупные предприятия-заводы, входящие в промышленные холдинги России и все чаще инициирующие фирменную (корпоративную) подготовку кадров на принципах частно-государственного партнерства.

Проект «Рабочие нового поколения» стартовал в декабре 2006 года. Он подготовлен Российским союзом промышленников и предпринимателей, Министерством образования и науки РФ, компанией «Базовый элемент», фондом «Вольное дело» и Учебным центром ОАО «ГАЗ». Базовыми площадками для его реализации стали государственные учреждения системы НПО Нижегородской области – профессиональные училища №№ 4, 25 и 31, а также федеральное учреждение – Нижегородский автомеханический техникум.

Цель проекта – разработать и апробировать новые модели начального профессионального и среднего профессионального образования, способные обеспечить подготовку рабочих и специалистов, владеющих необходимыми компетенциями и двумя-тремя смежными специальностями, в соответствии с запросом предприятия-заказчика, в роли которого выступают предприятия машиностроительного холдинга компании «Базовый элемент». Проект реализуется на принципах частно-государственного партнерства.

В рамках проекта предусматривается:

  • оптимизация профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров (разработка 5-6 профессиональных стандартов по ключевым рабочим профессиям в области машиностроения);
  • актуализация содержания НПО и СПО (разработка 10-15 новых курсов, программ, учебных и методических пособий по 7-9 профессиям машиностроения, максимально сближающих подготовку рабочих и специалистов среднего звена с реальной производственной и эксплутационной практикой);
  • внедрение новых организационноэкономических механизмов управления и финансирования;
  • развитие кадрового потенциала и актуализация технологий обучения;
  • развитие материально-технической базы образовательных учреждений.

Другой пример – сотрудничество Министерства образования Нижегородской области с ООО «КНАУФ Гипс Дзержинск» по изучению в учреждениях профобразования современных технологий в строительной отрасли, в частности, отделки помещений «сухим способом». Сотрудники учреждений НПО и СПО области обучаются на курсах ООО «КНАУФ Гипс Дзержинск», проводится экспериментальная разработка и апробация рабочей учебно-программной документации и государственного образовательного стандарта для подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Мастер сухого строительства». Сотрудники компании оказывают информационно-методическую и консультационную помощь, обеспечивают учебные заведения фирменным инструментом и приспособлениями, расходными материалами, наглядными пособиями, стендами и т.д. Ежегодный объем инвестиций ООО «КНАУФ Гипс Дзержинск» в профессиональное образование области насчитывает около 700 тыс. рублей.

Новые возможности развития систем НПО и СПО открывает реальное участие бизнеса и государственных предприятий в вопросах подготовки современных кадров в рамках приоритетного национального проекта «Образование». С каждым годом все большее количество предприятий-работодателей Нижегородской области, наряду с областным финансированием, оказывает финансовую поддержку учреждениям профессионального образования, участвующим в национальном проекте. В 2009 году на поддержку подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств в рамках ПНП «Образование» планируется поступление в регион из федерального бюджета и от работодателей более 133 млн. рублей.

Сейчас на территории Нижегородской области фактически реализуется пять проектов (инновационных образовательных программ). На базе пяти государственных образовательных учреждений создаются региональные ресурсные образовательные центры подготовки квалифицированных рабочих кадров для металлургии, машиностроения и металлообработки, электронной техники, радиотехники и связи, ЖКХ и строительства, транспортного строительства.

Молодежь нужно поддерживать!

– Среди проблем, характерных для системы профессионального образования Нижегородской области, вы отметили «старение» преподавательского состава. Не секрет, что проблема «омоложения» педагогических кадров актуальна для всей системы профобразования России. Какие решения эта проблема нашла в вашем регионе?

– Вопросам по стимулированию и поддержке подготовки, а также по закреплению молодых научно-педагогических кадров в учреждениях профессионального образования уделяется большое внимание. В Нижегородской области сложилась и успешно действует система поддержки талантливой молодежи – школьников, студентов учреждений ВПО и СПО, аспирантов нижегородских учреждений послевузовского образования. Система позволяет выявлять и поддерживать талантливую молодежь, начиная со школьной скамьи.

Надо отметить, что в области создана уникальная система социально-экономической поддержки начинающих педагогов. С 2006 года реализуется областная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области» на 2006-2020 годы. Участие в ней могут принимать выпускники очной формы обучения учреждений ВПО и СПО 2006-2010 годов выпуска, принятые на работу на педагогические, врачебные должности, должности специалистов в сфере спорта, культуры и руководящие должности в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры. Общий объем финансирования программы составляет 5,3 млрд. рублей. За период с 2006 по 2010 годы планируется привлечь к участию в ней 2500 выпускников учреждений ВПО и СПО, в том числе 1500 педагогических работников.

В настоящее время в программе участвуют 1090 работников системы образования региона. Из них в учреждениях НПО работают 4 специалиста, СПО – 37 , ВПО – 24 человека. В ходе реализации программы молодым педагогам предоставлены меры социальноэкономической поддержки:

  • построено 285 индивидуальных жилых домов;
  • приобретено 772 квартиры на вторичном рынке недвижимости;
  • приобретено 1064 автомобиля марки ВАЗ-21074.

Кроме того, прибавка к заработной плате специалистов в 2006 году составила 1 млн. 118 тыс. рублей, в 2007 году – 5 млн. 564 тыс. рублей, в 2008 году – 3 млн. 896 тыс. рублей.

– Какой вы видите стратегию развития профессионального образования в Нижегородской области на близкую и далекую перспективы?

– В условиях социально-экономических и демографических процессов основным направлением развития системы профессионального образования является проведение структурно-содержательной модернизации сети учреждений НПО для удовлетворения потребности различных отраслей экономики в квалифицированных рабочих кадрах.

Среди главных задач – максимальная мобилизация внутренних ресурсов, оптимизация сети учреждений профессионального образования, модернизация его содержания, выбор новых организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов. Также в области продолжится активное привлечение внешних ресурсов (финансовых, материально-технических, организационных, информационных, кадровых и т.д.) и дальнейшее развитие социального (частно-государственного) партнерства в области образования. И, конечно же, будут приложены все усилия по созданию условий для повышения качества профессионального образования.

– Удачи в ваших начинаниях!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Нужно ли государству негосударственное образование?
Автономия Сибирского федерального университета
Вклад в развитие Соликамска
Сетевой университет СНГ
Ветер перемен в инфраструктуре образования
Виктор Демин о первых итогах построения региональных систем СПО
Инклюзия в российском обществе
Профессии и специальности завтрашнего дня
Слияния в российской высшей школе: мотивы, издержки, возможности
Инновационная экономика начинается с образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ