Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Профессиональная инженерная деятельность: перспективы

Принятие в России закона о профессиональной инженерной деятельности даст возможность организовать, повысить качество инженерного образования. В перспективах изменения требований к инженерному образованию, создание новых требований.

19.07.2010
Просмотров: 4885

Инженерная мысль в России – полет прерван?

Похолков Юрий Петрович – президент Ассоциации инженерного образования России, заслуженный деятель науки и техники РФ, заведующий кафедрой Организации технологии высшего профессионального образования Томского политехнического университета (ТПУ), доктор технических наук, профессор.

Что такое инженер по-русски? Какие проблемы необходимо решить, чтобы обеспечить высокий уровень подготовки наших технических специалистов?

«...С моей точки зрения, главным является принятие в России закона о профессиональной инженерной деятельности… Это даст возможность организовать, поставить на ноги систему сертификации инженерных квалификаций и повысить качество инженерного образования, потому что требования будут совершенно иные» – высказал свое мнение профессор Юрий Похолков на Парламентских слушаниях профильного комитета Совета Федерации (Москва, 13 мая 2010 г.)

Рассказать об этом подробнее, а также ответить еще на некоторые вопросы мы и пригласили на страницы журнала президента Ассоциации инженерного образования России, заведующего кафедрой организация и технологии высшего профессионального образования Национального исследовательского Томского политехнического университета, заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации, д.т.н., профессора Юрия Похолкова.

– Юрий Петрович, каково на сегодняшний день развитие научно-технической сферы России? Что можно сказать о подготовленности качественной и количественной новых инженерных кадров для современной экономической ситуации? Каков профессиональный портрет современного инженера, и каким он должен стать в будущем?

– В целом уровень развития научно-технической сферы России на сегодня не является примером для других стран. Большая часть научно-технической продукции является импортной. Постепенно заменяется парк российских самолетов в гражданской авиации. О потребительских товарах и говорить не приходится. Редкие случаи продажи за рубеж военной техники свидетельствуют о том, что потенциал еще не полностью размыт и разрушен. Возможно, он станет в будущем базой для более успешного научно-технического развития.

Причины такой ситуации в России, на мой взгляд, две. Первая – это неповоротливая и коррупционная экономика. Экономика, не стимулирующая инновационное научно-техническое развитие, по большей части сырьевая, не воспринимающая новые разработки в научнотехнической сфере. Вторая – устаревшая система подготовки инженерных кадров, когда сохраняется принцип, применяемый к выпускнику инженерного вуза, впервые пришедшему на производство: «Забудь все, чему тебя учили, сейчас мы научим тебя работать». Такая система была хороша в условиях советской плановой экономики и отлично работает в условиях тоталитарных режимов, когда для запланированных прорывов в технике и технологии выделяются немереные деньги (кстати, при хорошем контроле за их расходованием, исключающем коррупцию и воровство), а также используются все дозволенные и недозволенные методы («шарашки», технический шпионаж и т.п.). Свободный, творческий инженерный труд в условиях рыночной экономики требует инженеров, имеющих не только базовые фундаментальные знания, но и способности ставить и решать задачи в развитии научно-технической сферы. Этот, в конечном итоге, сплав знаний, умений и навыков и заряженность на победу в конкуренции и определяет уровень компетенций молодого специалиста. Такому не скажешь: «забудь все, чему тебя учили». Он сам знает больше и умеет лучше, чем те, кто сегодня работает на производстве.

Конечно, чтобы такая система подготовки инженерных кадров работала, нужны кардинальные изменения в системе инженерного образования. Здесь речь идет об изменении формы и содержания образовательных технологий, и воспитательной работы.

Вот на парламентских слушаниях СФ было рекомендовано разработать комплексную программу модернизации инженерного образования в России.

Я считаю, что такая программа необходима. Думаю, что наша общественная организация «Ассоциация инженерного образования России» примет в этой работе активное участие.

– В своем выступлении на Парламентских слушаниях вы рассказывали о системе сертификации инженерных квалификаций. И главным шагом в этом направлении является принятие в россии закона о профессиональной инженерной деятельности. Какие основные принципы должны быть положены в основу нового закона и системы сертификации?

– В развитых странах деятельность инженеров регулируется законами. В России нет таких законов. В условиях, когда молодой человек заканчивал вуз, получал диплом инженера и приходил на производство, где его деятельность была регламентирована штатным расписанием и должностными инструкциями, возможно, в таких законах и не было необходимости. Однако сейчас, при переходе на подготовку бакалавров и магистров (кстати, на этой системе подготавливается большинство специалистов в мире, в том числе, в таких развитых странах как США, Япония, Великобритания, Канада и др.) потребность в таких законах, безусловно, есть. В целом, закон об инженерной деятельности должен отражать права и обязанности инженера, регулировать деятельность вузов и работодателей в отношении подготовки инженеров и использовании инженерного труда.

В упомянутых странах контроль качества инженерного образования осуществляется, как правило, в два этапа.

Первый этап – в вузе. Образовательная инженерная программа должна обязательно пройти общественно-профессиональную аккредитацию. Именно общественно-профессиональную, а не только государственную, так как считается, что оценка качества подготовки инженера в государственном вузе по результатам государственной аккредитации содержит в себе конфликт интересов. Государство организовывает подготовку инженеров, оно же и оценивает качество этой подготовки. Общественно-профессиональная аккредитация проводится силами квалифицированных экспертов из числа научно-педагогического состава вузов и представителей профессионального сообщества работодателей (машиностроителей, энергетиков, авиастроителей, корабелов и т.д.)

Второй этап – на производстве. Выпускник вуза, получивший образование (диплом) бакалавра или магистра в области техники и технологии, должен пройти сертификацию после определенного законом периода практической работы на производстве по выбранной инженерной специальности. Сертификация инженерной квалификации проводится государственными и общественно-профессиональными структурами, созданными государством специально для цели сертификации инженерных квалификаций. Эти структуры ведут государственный регистр инженеров-профессионалов, куда включаются лица, получившие сертификат инженеров- профессионалов. Закон должен также прописывать их права и обязанности. Так формируется инженерный корпус в упомянутых выше и в других странах, где из вузов выпускаются бакалавры и магистры.

Например, в Японии, чтобы специалист в области техники и технологии был сертифицирован как инженер-профессионал, необходимо выполнить следующие условия:

  • окончить университет по программе (бакалавр, магистр), которая прошла общественно-профессиональную аккредитацию;
  • иметь стаж работы по специальности, полученной в вузе, не менее 7 лет;
  • сдать два экзамена по междисциплинарным предметам, типа «Экология», «Этика инженерного труда»;
  • представить доказательство участия в проектах, где соискатель сертификата проявил способности принятия новых инженерных решений (стаж такой работы не менее двух лет).

Документы, подтверждающие все четыре позиции, представляются в специальные экспертные комиссии института инженеров Японии. Вероятность принятия положительного решения о выдаче сертификата инженера-профессионала и о включении его в национальный регистр инженеров-профессионалов составляет 15-20%.

– Что можно рассказать об образовании современных специалистов? Отличается ли подготовка, мышление нынешних студентов от студентов 5-, 10-, 15-тилетней давности? В недавнем разговоре нашего корреспондента с ведущим специалистом машиностроительного завода прозвучала мысль о том, что частенько молодые инженеры, приходящие на производство, не готовы искать новые пути в достижении цели, нет тяги к самообучению. В итоге, помучавшись с новыми технологиями, уходят в менеджмент, где думать не надо, а заработки аналогичны…

– Нынешние студенты, также как и студенты прошлых лет, соответствуют внешним условиям. Также есть доля нерадивых и несмышленых, доля талантливых и активных. Конечно, в целом представители нового поколения более информированы и приспособлены к выполнению современных задач. Иногда с горечью отмечаешь, что профессор, читающий лекции студентам, не знаком ни с иностранными языками, ни с информационными технологиями в той степени, в которой с ними знакомы студенты.

В США отличительным признаком профессионального инженера является его право скреплять производимые расчеты, чертежи, отчеты личной подписью и печатью, что означает принятие юридической ответственности за возможные последствия использования предлагаемых технических решений.

Исследование в США показало, что наибольшего успеха в карьере добиваются выпускники, сочетающие инженерную подготовку с естественно-научной, либо подготовкой в области делового администрирования. Они составляют примерно 25% от выпускников инженерных программ.

Не могу согласиться с тем, что выпускники «…помучившись с новыми технологиями, уходят в менеджмент, где думать не надо…» Современный менеджер на производстве хорошо владеет методами системного анализа и синтеза, сбора и анализа техникоэкономических данных и принятия решений. Именно от него зависит, доходит ли стратегия высшего менеджмента и новые технологии до уровня исполнителей… Так что надо в менеджменте думать, еще как надо!

– Возможно ли изменить качество подготовки (переподготовки) специалистов «малой кровью», ведь не всегда у вузов есть возможность рассчитывать на серьезные инвестиции?

– Надо готовить выпускника в области техники и технологии вместе с работодателями. Начиная от проектирования образовательной программы, ее реализации, и заканчивая выполнением реальных проектов, начало которых – в вузе, а окончание – на производстве.

– По данным 2009 года Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ и росстата, наименьшую зависимость между полученной и фактической специальностью демонстрируют инженеры (35,9%)… С чем связано нежелание (или невозможность) инженеров работать по специальности?

– Это связано, как раз, с правилами нашей экономики. Не силой нужно загонять выпускников на работу по специальности, а привлекать их инженерным и хорошо оплачиваемым трудом. Вообще, с моей точки зрения, не нужно требовать от выпускника вуза, чтобы он шел работать по специальности. Хороший выпускник хорошего вуза будет успешным работником в любой выбранной им сфере деятельности, чем будет полезен и себе, и государству.

– Прочитали на вашем сайте, что россия в лице Ассоциации инженерного образования россии, единогласно принята в регистр инженеров АPEС. Поздравляем!

– За поздравление спасибо. Этой работой в Ассоциации занимались члены правления Петр Чубик, вице-президент АИОР, ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета и Александр Чучалин, проректор НИ ТПУ. Пользуясь случаем, выражаю им благодарность.

– И вопрос – насколько эффективно способны конкурировать наши инженеры с западными?

– Раньше мы говорили: «Российское образование – лучшее в мире». Потом (в 90-х годах) стали говорить: «Российское образование – лучшее в мире, только в мире об этом не знают». Так и про инженеров. Наши инженеры способны конкурировать с их инженерами. Только их инженеры об этом не знают.

Из национальной доктрины инженерного образования

Факторы, определяющие развитие инженерного образования

Разработка доктрины инженерного образования должна базироваться на следующих факторах:

  • Кардинальные реформистские сдвиги в научно-технической и социально-экономической сфере (устойчивое развитие, императив «выживаемости» человечества, антропоэкономика, технологическое развитие, формирование образовательного общества, развитие практико-ориентированных комплексных полидисциплинарных наук, информатизация и медиатизация общества и т.д.).
  • Прогноз содержательных и структурных изменений производства, науки и культуры страны, а также образовательных потребностей населения
  • Процессы становления многоукладной экономики страны и направлений развития региональных экономик.
  • Цели и ценности инженерной деятельности будущего.
  • Философия профессионального образования.
  • Рынок инженерного труда и интеллектуальной продукции на региональном, межрегиональном, национальном и международном уровне.
  • Личностная ориентация молодежи на инженерные профессии.

Направленность инженерной подготовки

По предварительному мнению экспертов многоукладная экономика и многообразие профессионально-образовательных интересов населения формируют рыночный спрос на инженерное образование различного уровня и характера:

  • Инженеры-энциклопедисты, «мастера на все руки», ориентированные на работу в малых предприятиях, где отсуствует разделение интеллектуального труда.
  • Инженеры-технологи, способные обеспечить трансфер научных идей в технологию, организовать производство товаров и услуг на их основе.
  • Инженеры по трансферу, способные обеспечит трансфер научных идей в технологию, организовать производство товаров и услуг на их основе.
  • Инженеры-профессионалы, специалисты нового типа, систематики, носители целостной инженерной деятельности, способные к творческой работе на всех этапах жизненного цикла создания систем от исследования и конструирования до разработки технологии, изготовления, доведения до потребителя и обеспечения эксплуатации.

Поддержка на общественно значимом уровне качества инжернерного образования

В доктрине необходимо разработать целостную систему поддержки качества инженерного образования на общественно значимом уровне, элементами которой должны стать:

  • Разработка нового поколение государственных образовательных стандартов и разработанных на их основе образовательных стандартов вузовского уровня.
  • Совершенствование системы общественно-государственной аттестации образовательных учреждений инженерного профиля.
  • Создание системы и технологии аккредитации профессиональных образовательных программ по специальностям (направлениям) подготовки общественными отечественными и зарубежными профессиональными объединениями, а также общенациональными специализированными агентствами.
  • Создание системы сертификации специалистов инженерного профиляи присвоения сертификатов различного уровня (например, европейский инженер).
  • Разработка системы социальных и экономических стимулов для профессионального роста и повышения статуса инженера в обществе.
  • Формирование системы постоянного повышения квалификации и послевузовского образовательного сопровождения выпускников.
  • Формирование инженерного этического мировоззрения.

C официального сайта АИОР.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ассоциация инженерного образования России, юрий похолков, ВПО, инженерное образование, компетентно, ао-40

Похожие материалы:
Международное сотрудничество в области качества
ВГИ – история горного образования и науки Заполярья
Научная экспертиза вместо тендера на гуманитарные знания
Институт цивилизации (г. Владикавказ)
Значимость гуманитарного знания при подготовке инженера
Профессиональное сообщество – гарант реализации инициатив
Владикавказский технологический центр «Баспик». Проблема подготовки инженерных кадров
Кадровый потенциал Ярославской области
УлГТУ - центр изобретательской работы в России
Модернизация профессионального образования в Алтайском крае

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (97) 2017

Ключевая тема номера – эффекты модернизации. Единство и многообразие, порядок и хаос, материальное и духовное, цифровое и реальное – вот только некоторые из коллизий трансформации образовательного пространства. Должен ли быть «сытым» современный студент? – читайте в новом номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора

Партнеры
Популярные статьи
В Нижнем Новгороде прошел последний тур «ВУЗПРОМФЕСТ — 2017»
9 ноября в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева подвели...
Из журнала
#88Синергетический эффект интеграционной модели обучения
#89Академическая мобильность индийских студентов
#87Аккредитационные коллизии ДПО
#92Новые приоритеты профобразования
#89Инновационная площадка дуального обучения
Информационная лента
11:51XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
14:15Сотрудничество по направлению БРИКС выходит на новый уровень
14:03Разработки учёных ЮУрГУ помогают приблизить четвёртую промышленную революцию
16:52 Рейтинг вузов-участников германской программы академического обмена
16:27Мичуринский ГАУ – в числе лучших аграрных вузов страны